Изобретение относится к транспортным средствам, а именно к сцепным устройствам, и может быть использовано при агрегатировании трапспортных средств.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение эффективности работы.
На фиг. 1 и 2 показаны варианты опорно-сцепного устройства.
Опорно-сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит полуприцеп 1 с дышлом 2, тягач 3, на раме 4 ко- торого установлен сцепной элемент. В отверстие дышла 2 пропуш,ен шкворень 5, один сво бедный конец которого посредством шарнира 6 соединен с гидроцилиндром 7, а другой в различных вариантах соединен с упомянутым сцепным элементом, при этом шкво- рень 5 установлен в отверстии дышла 2 с возможностью врашения.
Опорно-сцепное устройство может быть выполнено в различных комбинациях соединения шкворня 5 со сцепным элементом.
В первом варианте (фиг. 1) шкворень 5 снабжен на конце в качестве сцепного элемента сферической головкой 8, размещенной в соответствующем углублении, выполненном в сферической опоре 9, установленной на раме 4 тягача 3. Корпус гидро- цилиндра 7 в этом случае посредством шарнира 10 закреплен на раме тягача 3, а сферическая опора 8 выполнена разъемной.
Во втором варианте (фиг. 2) дышло 2 снабжено в качестве сцепного элемента сферическим вкладышем 11, который уставов- лен в отверстии дышла 2 и охватывает шкворень 5, при этом вкладыш 11 сопряжен с выступом, который выполнен на шкворне 5. Корпус гидроцилиндра 7 также шарнирно .закреплен в этом случае посредством шарнира 12 на дышле полуприцепа 1. Нижний конец шкворня 5 закреплен в сферической опоре 9 от осевого перемещения.
Опорно-сцепное устройство по первому варианту работает следующим образом.
В штоковую полость гидроцилиндра 7 подается рабочая жидкость. При прямолинейном движении центра шарниров 6 и 10, сферической головки 8 находятся в одной вертикальной плоскости. Тяговое усилие, необходимое для транспортировки полуприцепа 1, передается через опорно-цепное устройство,
допускающее подвижность полуприцепа относительно тягача 3 в трех взаимно перпендикулярных плоскостях.
При отклонении в плане тягача 3 от полуприцепа шкворень 5 также поворачивается на некоторый угол в плане. При этом центр шарнира б смещается от вертикальной продольной плоскости, но так как в штоковой полости гидроцилиндра 7 поддерживается определенное давление и шкворень расположен с наклоном, то на шкворне 5 возникает момент, стремящийся вернуть его в продольную плоскость, т. е. положение, соответствующее прямолинейному движению. Этим достигается стабилизация движения транспортного средства.
На труднопроходимых участках местности под действием гидроцилиндра происходит догрузка задней оси тягача. Нагрузка на шасси полуприцепа снижается, а на задние колеса тягача увеличивается.
Для проведения грузоподъемных работ агрегат падают задним ходом к грузу, не производят предварительного выравнивания тягача и полуприцепа. Штоковая и ковая полости цилиндра 7 запираются, в результате чего производится относительная фиксация тягача и полуприцепа, обеспечивая продольную устойчивость агрегата при проведении грузоподъе.мных работ, при этом тягач служит противовесом поднимаемому грузу.
Опорно-сцепное устройство по второму варианту работает аналогичным способом.
По сравнению с первым варианто.м в конструкции упрощается разборка опорно- сцепного устройства, так как отсутствуют крупногабаритные резьбовые соединения. Для разборки шаровой опоры необходимо отсоединить гидроцилиндр 7 от шкворня 5, вынуть его сферический вкладыш 11.
Предложенное опорно-сцепное устройство имеет простую конструкцию, обеспечивая при этом стабилизацию движения полуприцепа при прямолинейном движении, блокировку устройства при грузоподъемных операциях и упрощение разборки устройства, догрузку задней оси тягача. Это позволяет сократить габариты сцепного устройства, повысить надежность и производительность машин.
ВНИИПИ Заказ 3241/19 Тираж 647 Подписное Филиал ППП «Патент г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сцепное стабилизирующее устройство одноосного прицепа | 2023 |
|
RU2810832C1 |
Транспортное средство | 1991 |
|
SU1789408A1 |
ОПОРНО-СЦЕПНОЙ АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПОЕЗД | 2023 |
|
RU2812067C1 |
АВТОПОЕЗД С ПОДВИЖНЫМ ОПОРНО-ПОВОРОТНЫМ УСТРОЙСТВОМ ТЯГАЧА | 2023 |
|
RU2812069C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ БУКСИРОВКИ АВАРИЙНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1992 |
|
RU2081765C1 |
Опорно-сцепное устройство сочлененного транспортного средства | 1986 |
|
SU1650480A1 |
БОЛЬШЕГРУЗНЫЙ АВТОПОЕЗД | 2008 |
|
RU2371344C1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2005 |
|
RU2290321C1 |
Опорно-поворотное устройство двухосного прицепа | 2022 |
|
RU2792193C1 |
ТЯГОВО-ДОГРУЗОЧНОЕ УСТРОЙСТВО | 2008 |
|
RU2361747C1 |
Опорно-сцепное устройство тягача с полуприцепом | 1979 |
|
SU856884A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1986-06-15—Публикация
1984-05-08—Подача