Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, а именно к способам управления нереключением передних фар с дальнего света на ближний свет при разъезде транспортных средств.
Цель изобретения - уменьшение ослеп- ляюн1его действия фар дальнего света нри разъезде транспортных средств.
На фиг. 1 показана зависимость коэффициента слепянден блескости р от расстояния I между транспортными средствами; на фиг. 2 -- зависимость дальности видимости S от расстояния 1; на фиг. 3 - блок-схема устройства, реализуюпдего данный способ.
Исследования показывают, что передние фары транспортного средства не в одинаковой степени создают слепящук блескость. На фиг. 1 верхняя кривая характеризует изменение коэффициента р для передней фары, ближней к полосе встречного движения, а нижняя - другой передней фары. Начальный участок обеих кривых соответствует дальнему свету, конечный участок - ближне.му свету, а участок, обозначенный нггрих1 унктирной . шнией -- переходу от дальнего света к ближнему.
Из фиг. 1 следует, что сленимость, создаваемая фарой, ближней к полосе встреч- ног о движения, ц-зоне переключения с дальнего света на ближний почти в два раза больп е, чем слепимость, создаваемая другой фарой. В соответствии с этим для умень- 1нения сленимости целесообразно скорость уменьп ения светового потока дальнего света фары, ближней к полосе встречного потока, увеличить но сравнению с другой фарой.
Установлено также, что дальность видимости S в нериод переключения с дальнего на ближний свет при опережающем уменынении светового потока дальнего света фары, ближней к полосе встречного движе- ПИЯ но сравнению с другой фарой лишь незначительно уступает дальности видимости нри синхронном уменыпении светового потока дальнего света обеих фар, что на графике фиг. 2.
Начальный участок всех кривых соот- 5етствует дальности видимости при дальнем свете, конечный участок всех кривых соответствует дальности видимости нри ближнем свете, а кривые а, б, в, г соответствуют да;1ьности видимости в нериод перехода е дальнего света на ближний, осуществляемого различными способами: кривая а одновременное отключение дальнего света и включение ближнего света;
кривая б - плавное уменьшение светового потока дальнего света и включение ближнего света од. повременно с началом гашения дальнего света;
0
0
5
0
5
кривая 8 -- плавное уменьн ение светового потока дальнего света обеих передних фар и включение ближнего света в момент, когда световой поток дальнего света обеспечивает дальность видимости такую же, как при световом потоке ближнего света; кривая г нереключение нередних фар
происходит согласно.
Начало переключения на фиг. 1 и 2 отнесено к расстоянию между транспортными средствами, равному 150 мм в соответствии с «Правилами дорожного движения. Скорость сближения транспортных средств выбрана равной 120 км/ч. При более высоких скоростях начало переключения должно бьггь сдвинуто влево, т.е. до.чжно быть увеличено расстояние, с которого начинается переключение.
Из графиков на фиг. 2 видно, что дальность видимости при данном способе (кривая г) лип1ь незначительно уменына- ется по сравнению со способом переключения обеих передних фар с дальнего света на ближний свет в момент, когда световой ноток дальнего света обеспечивает такую же дальность видимости, как и при световом потоке ближнего света (кривая в).
При этом важное значение имеет соотношение скоростей уменьшения светового потока да.,тьнего света нередних фар. Как ю- казывают экспериментальные данные, оптимальным является уменьшение светового потока фары, ближней к полосе встречного движения, в 1,6-2,5 раза более быстрое, чем другой фары.
При этом с одной стороны сохраняется достаточная дальность види.мости в процессе переключения, а с другой существенно снижается сленимость или, иначе говоря, достигается минимальная дистанция между встречными транспортными средствами, с которой может производиться нереключение на ближний свет без ослепления встречного водителя дальним светом фар.
На фиг. 3 представлена схема устройства, реализующе1 о даппый способ. Схема для реализации предлагаемого способа содержит источник 10 питания, выключатель И, переключатель 12 света, первую ;1амну 13 дальнего света, ближнюю к встречной полосе движения, в цепь питания ко- горой вк;ночен элемент 14 задержки, вторую лампу 15 дальнего света, в цепь питания которой включен элемент 16 задержки, первую ламну 17, ближнюю к полосе встречного движения, и вторую ламну 18 ближнего света.
В цень лампы 17 ближнего света включен клЮ чевой элемент 19, управляющий вход которого подключен к лампе 13 дальнего света, а в цепь ;1ампы 18 ближнего света включен ключевой элемент 20, управляю
щии вход которого подключен к правой лампе 15 дальнего света.
Элемент 14 задержки обеспечивает при отключении напряжения на его входе плавное снижение напряжения на выходе до нуля за время Ti 2-2,5 с, элемент 16 задержки обеспечивает при отключении напряжения на его входе плавное снижение напряжения на его выходе до нуля за время Т2 4-5 с. Каждый из ключевых элементов 19 и 20 открыт, когда напряжение на его управляющем входе не превышает порогового значения. Если напряжение на управляющем входе соответствующего ключевого элемента 19 или 20 больше порогового значения, то элемент закрыт.
Работа устройства осуществляется следующим образом.
Включают выключатель 11 и устанавливают в одно из двух положений переключатель 12. Питание от источника 10 питания подается на лампы 13 и 15 дальнего света или на ла.мпы 17 и 18 ближнего света. При переключении с дальнего света на ближний переключатель 12 снимается напряжение с входов элементов 14 и 16 задержки, однако на выходе элементов 14 и 16 напряжение уменьшается плавно, вследствие чего световой поток ламп 13 и 15 дальнего света плавно уменьшается. Одновре
0
5
0
менно переключателем 12 напряжение подается на вход ключевых элементов 19 и 20, однако пока напряжение на управляющих входах соответствующего ключевого элемента 19 и 20 не уменьшится до порогового значения, ключевой элемент заперт и соответствующая лампа 17 или 18 ближнего света не горит. Экспериментально установлено, что световой поток дальнего света снижается до уровня светового потока ближнего света по дальности видимости при напряжении 4,5 В на лампах дальнего света и эта величина выбрана в качестве порогового значения ключевого элемента.
Когда напряжение на выходе элемента 14 задержки (т.е. на лампе 13, ближней к полосе встречного движения дальнего света) достигает значения 4,5 В, ключевой элемент 19, соединенный управляюп1им входом с лампой 13, открывается и загорается лампа 17 ближнего света. Через время напряжение на выходе элемента IG задержки (т.е. напряжение на другой лампе 15 дальнего света) также достигает порогового значения, вследствие чего открывается ключевой элемент 20, соединенный управ ляющим входом с лампой 15 дальнего света, и загорается правая лампа 18 ближнего света.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства | 1986 |
|
SU1409491A1 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1990 |
|
RU2048316C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОСЛЕПЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 1993 |
|
RU2097223C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1988 |
|
RU2041084C1 |
ПРОТИВООСЛЕПЛЯЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГОЛОВНЫХ ФАР АВТОМАШИН | 1991 |
|
RU2020372C1 |
ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО ОСВЕТИТЕЛЬНОГО ПРИБОРА | 1996 |
|
RU2140368C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1990 |
|
RU2042546C1 |
Способ корректирования положения фар с асимметричным световым лучом | 1987 |
|
SU1555156A2 |
Устройство для переключения света фар транспортного средства | 1990 |
|
SU1740214A1 |
Адаптивная система головного освещения автомобиля | 2016 |
|
RU2656976C1 |
74-0
730120 ПО7009080 7060
50L, М
250 2ZQ 2W 190 770 750 J30 770 90 10 50 50 W
Фиё. 2
фиг. 5
Журнал ATZ, 1979, № 9, с | |||
Способ приготовления пластического взрывчатого состава | 1913 |
|
SU439A1 |
Авторы
Даты
1986-06-15—Публикация
1985-01-04—Подача