Устройство для переключения света фар транспортного средства Советский патент 1992 года по МПК B60Q1/46 

Описание патента на изобретение SU1740214A1

Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, в основном для легковых и грузовых автомобилей .

Известен автомат переключения дальнего тл ближнего света фар, содержащий фоторезистор, транзисторы, переменные резисторы, которые регулируют величину напряжения, поступающего на базе транзистора и предохраняют его от перегрузки и регулируя, тем самым чувствительность устройства, чтобы

оно не срабатывало при неосвещенном датчике. При освещении фоторезистора фарами встречного автомобиля срабатывает реле, переключающее свет фар автомобиля

Недостатками этого автомата являются отсутствие возможности предупреждения водителя встречного транспортного средства путем автоматического мигания света фар, при ослеплении водителя светом фар встречно- i го транспортного средства, инерционность устройства, зависимость работы датчиков от температуры окружающей среды, воздействие светового фона ночного времени.

Известно также устройство для переключения света фар, содержащее установленный в передней части транспортного средства датчик освещенности, выполненный в-виде фоторезистора, блок сравнения, выполненный на компараторах, формирователь, дополнительный блок сравнения, управляющий ключ, генератор импульсов, датчик скорости транспортного средства.

Устройство обеспечивает автоматическое переключение света фар с дальнего на ближний каждого из встречнодвижущихся транспортных средств. Однако из-за инерционности фоторезистора (2-3 с, что составляет 20-30 м пути) переключение фар с ближнего на дальний свет запаздывает и у водителя отсутствует передний обзор полотна дороги, что создает возможность аварийной ситуации. Кроме того, фоторезисторы в зависимости от изменения температуры окружающей среды и самого транспортного средства меняют свое сопротивление, что может привести датчик к его ложному срабатыванию. Световой фон ночного времени влияет на работу их датчика отрицательно, что также вызывает его ложное срабатывание.

Таким образом, недостатком прототипа является низкая надежность из-з инерционности датчика освещенности, зависимости работы устройства от температуры окружающей среды и самого транспортного средства, а также воздействия светового Фона.

Целью изобретения является повышение надежности путем снижения инерционности схемы переключения фар с дальнего на ближний свет и наоборот, исключения влияния температуры окружающей среды и самого транспортного средства и воздействия светового фона за счет введения второго датчика, освещенности со светонепроницаемым щитком и их расположения, взаимного и относительно транспортного средств и первого датчика освещенности.

Цель достигается тем, что устройство, содержащее установленный на ветровом стекле датчик освещенности, выполненный в виде фоторезистора, ось симметрии которого параллельна продольной оси транспортного средства

5

5

0

и один вывод которого соединен с входами компараторов, выходы которых связаны с переключателем ближнего и дальнего света, а другой вывод че- рез один из ограничительных резисторов соединен с одним полюсом источника питания, снабжено установленным на боковой стенке транспортного средства со стороны встречного движения дополнительным датчиком освещенности, выполненным в виде фоторезистора, продолжением оси симметрии которого в сторону задней части транспортного средства и продольной осью Транспортного средства образован угол, равный 12°, причем один вывод второго фоторезистора соединен с упомянутыми входами компараторов, а другой - че- 0 рез другой ограничительный резистор и стабилизирующую цепь - с другим полюсом источника питания, и на втором фоторезисторе установлен со стороны транспортного средства светонепроницаемый щиток, расположенный выступающим на пределы переднего торца датчика освещенности параллельно его симметрии на его боковой стороне со стороны транспортного средства.

На фиг. 1 изображена принципиальная электрическая схема устройства, на фиг 2 - схема включения дальнего и ближнего света фар транспортного средства; на фиг. 3 схематическое изображение угла между осями симметрии датчиков освещенности и минимального расстояния переключения ближнего на дальний свет; на фиг.k(а,б,в) - схематическое изображение перемещения двух встречных транспортных средств, на фиг. 5 - схематическое изображение размещения датчиков освещенности на транспортном средстве.

Устройство для переключения света фар транспортного средства содержит блок 1, включенный в схему электрооборудования фар и габаритных огней транспортного средства.

Блок 1 содержит датчики освещенности 2 и 3, выполненные в виде Фоторезисторов, первый из которых установлен на ветровом стекле, ось которого параллельна продольной оси транспортного средства. А датчик освещенности 3 установлен внутри салона на 5 боковой стенке транспортного средства со стороны встречного движения, продолжением оси симметрии которого в сторону задней части транспортного средства и продольной осью транспорт5

0

5

O

5 1

ного средства образован угол, равный 12 . Датчик 3 снабжен светонепрони- цаемым щитком Ц, расположенным выступающим за пределы переднего торца датчика освещенности параллельно его оси симметрии и установленным на его боковой поверхности со стороны транспортного средства.

Выходы датчиков 2 и 3 соединены между собой и подключены к положительным входам компараторов 5 и 6, к отрицательным входам которых подключены соответственно переменные сопротивления 7 и 8, предназначенные для установки порогового напряжения на упомянутых входах компараторов 5 6. Выход компаратора 5 через стабилитрон 9 и резистор 10 подключен к базе транзистора 11, коллектор которого подключен к реле 12, а выход компаратора 6 подключен через генератор импульсов 13 и стабилитрон , к базе транзистора 15, коллектор которого подсоединен к базе транзистора 11. К второму входу.генератора импульсов 13 подключен датчик скорости 16. К датчикам освещенности 2 и 3 последовательно подключены резисторы

17и 18 соответственно, предназначенные для ограничения тока датчиков 2

и 3. Параллельно к резисторам 17 и

18подключены делители напряжения 19 и 20, выполненные в виде резисторов. Последовательно переменным сопротивлениям 7 и 8 подключены резисторы 21 22 и 231 2, предназначенные для огр 1ничения тока на минусовых входах компараторов 5 и 6.

Для стабилизации питания блока 1 между резистором 23 и реле 12 включены стабилизирующая цепь, выполнен1 мая из параллельно соединенных конденсаторов 25, стабилитрона 26 и последовательно с ними соединенного резистора 27. Параллелы-ю катушке реле 12 подключен диод 28, а к базе транзистора 15 подсоединен резистор 29. Контакты реле 12 соединены соответственно с реле 30 дальнего света и реле 31 ближнего света, контакты которых, в свою очередь, соединены с фарами дальнего света 32 и фарами ближнего света 33, а контакт реле 3 подсоединен к габаритным огням 35.

Схема включения дальнего и ближнего света фар транспортного средства подключена к бортовой сети че

4

«

рез переключатель 36 и является составной частью электрооборудования транспортного средства. А кнопочный переключатель 37 предназначен для ручного переключения дальнего и ближнего света фар. Переключатель 38 включен в схему электрооборудования фар и габаритных огней для включения и выключения блока 1.

Угол между осями симметрии датчиков освещенности 2 и 3 определен по следующему расчету.

Между треугольниками ABC и CDE имеется следующее соотношение:

ZLABC /CED -oi,

(1)

где /.ABC - половина величины угла раскрытия света фар, равная (у 12° (согласно паспортным данным транспортного средства). Исходя из этого, / CED также равен 12° , так как Z.CED - угол между осями симметрии датчиков . и 3.

. АС

(2)

0

5

где АС - расстояние между боковыми

частями транспортного средства, АС 3 м,

АВ - расстояние между лобовыми частями транспортных средств.

Из формулы (2) определяем значения

АВ

АС 3

АВ

tgot

0,2125

14

м

0

5

0

5

Таким образом, расположение датчиков 2 и 3 под углом 12° и размещение светозащитного щитка k на датчике 3 обусловлено & И м расстояния от встречного транспортного средства.

Устройство работает следующим образ ом.

Датчик освещенности 2 настроен таким образом, что его сопро тивление начинает уменьшаться тогда, когда величина освещенности, создаваемая фарами в режиме дальнего света равна минимальной дистанции переключения света фар при встречном разъезде (150 м). Датчиком освещенности 2 с расстояния 150 м воспринимается световой поток, создаваемый фарами встречного транспортного средства, тем самым уменьшается сопротивление датчика 2, вследствие чего повышается потенциал на плюсовом входе компаратора 5, а ся сигнал 1 резистор 10

и

на выходе его появляет- Этот сигнал через

стабилитрон 9 подается на базу транзистора 11, который открывается. Затем включается реле 12, с помощью контакта которого включается также реле ближнего света 31 и отключается реле дальнего света 30, включающее одновременно фары ближнего света 33, и отключающие фары дальнего света 32. Если транспортное средство находится в движении, генератором импульсов 13 принимается сигнал от датчика скорости 16, если водитель встречного транспортного средства не переключает свои фазы на ближний свет, уровень напряжения на плюсовом входе компаратора 6 превышает порог срабатывания, и на его выходе появIMM

17 02148

2 м благодаря нормально замкнутого контакта, реле 12 отключает фары ближнего света 33 и включаются фары дальнего света 22.

ляется сигнал

в результате че10

15

20

Формула изображения

Устройство для переключения света фар транспортного средства, содержащее установленный на ветровом стекле последнегодатчик освещенности, выполненный в виде фоторезистора, ось симметрии которого ориентирована параллельно продольной оси транспортного средства и один вывод соединен с входами компараторов, выходы которых связаны с переключателем ближнего и дальнего света,.а другой вывод через один из ограничительных резисторов соединен с одним полюсом источника питания, отличающее- с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено установленным 2S на боковой части стенки транспортного средства со стороны встречного движения дополнительным датчиком освещенности, выполненным в виде фоторезистора , продолжением оси симметрии которого в сторону задней части транспортного средства и продольной осью

го включается генератор импульсов 13 и начинается поочередное переключение дальнего 32 и ближнего света фар 33, тем самым напоминая водителю встречного транспортного средства о необходимости переключения дальнего света фар на ближний , Благодаря своему светонепроницаемому щитку второй датчик 3 освещенности освещается с расстояния k м. Когда расстояние между встречно-движущимися транспортными средствами примерно равно выходе компаратора 5 появляется сигнал О, который через стабилитрон 9 и резистор 10 подается на базу транзистора 11, который закрывается, в результате чего отключается реле 12, контакт которого отключает и реле ближнего света 31. В это время, если транспортные средства движутся со скоростью 60 км/ч, и когда между ними остается расстояние 1

5

0

Формула изображения

Устройство для переключения света фар транспортного средства, содержащее установленный на ветровом стекле последнегодатчик освещенности, выполненный в виде фоторезистора, ось симметрии которого ориентирована параллельно продольной оси транспортного средства и один вывод соединен с входами компараторов, выходы которых связаны с переключателем ближнего и дальнего света,.а другой вывод через один из ограничительных резисторов соединен с одним полюсом источника питания, отличающее- с я тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено установленным S на боковой части стенки транспортного средства со стороны встречного движения дополнительным датчиком освещенности, выполненным в виде фоторезистора , продолжением оси симметрии которого в сторону задней части транспортного средства и продольной осью

образован угол , чцрпч гч вывод второго фоторезистора соединен с упомянутыми входами компараторов, а другой - через другой ограничительный резистор и стабилизирующую цепь - с другим полюсом источника питания, причем i на втором фоторезисторе установлен с выступом за пределы переднего торца фоторезистора со стороны стенки транспортного средства светонепроницаемый щиток.

0

транспортного средства равный 12 , причем один

5

0

.

u

s.

UJ

UJ

Похожие патенты SU1740214A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ СВЕТОВЫХ ПРИБОРОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2000
  • Антонов Е.Н.
  • Волчихин В.И.
  • Кулапин В.И.
  • Макаров А.И.
  • Мартяшин А.И.
  • Сафронкин Д.Г.
RU2183572C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ РЕЖИМОВ ОСВЕЩЕНИЯ 2011
  • Пронюшкин Сергей Анатольевич
  • Салтан Виталий Валентинович
  • Николаенко Виктор Андреевич
  • Латахина Елена Викторовна
RU2555376C2
Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства 1986
  • Кокотов Борис Семенович
  • Любарщук Андрей Валентинович
SU1409491A1
АВТОМАТИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2001
  • Милов В.П.
  • Опара А.А.
  • Шаймарданова Т.И.
RU2226469C2
Система освещения рельсового транспортного средства 1982
  • Новаковский Леонид Григорьевич
  • Буймистр Игорь Алексеевич
  • Гуревич Виталий Ильич
  • Стригун Николай Николаевич
SU1147616A1
Адаптивная система переднего освещения 2020
  • Погибелев Евгений Михайлович
  • Менжулин Андрей Михайлович
  • Кондратьев Сергей Владимирович
RU2747225C1
Устройство внешнего освещения транспортного средства 1981
  • Кокотов Борис Семенович
  • Райтман Борис Аронович
SU1013322A1
ФАРА (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ОСВЕЩЕНИЯ ДОРОГИ 2010
  • Титков Сергей Иванович
  • Тарасов Дмитрий Геннадьевич
RU2446963C1
ПРОТИВООСЛЕПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ПУТИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Арсенич Святослав Иванович
RU2034325C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОСЛЕПЛЕНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1993
  • Ефремов Владимир Анатольевич
RU2097223C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 740 214 A1

Реферат патента 1992 года Устройство для переключения света фар транспортного средства

Использование: в электрооборудовании транспортных средств. Сущность изобретения: устройство содержит блок (1), включенный в схемы электрооборудования cbap и габаритных огней. Блок (1) содержит установленные в салоне датчики освещенности (2) и (3), выполненные в виде Лоторезисторов. Датчик (2) установлен на ветровом стекле, ось которого параллельна продольной оси транспортного средства. Датчик (3) установлен внутри салона на боковой стенке транспортного средства со стороны встречного движения, продолжением оси симметрии которого в сторону задней части транспортного средства и продольной осью транспорт- ногб средства образован угол, равный 12°. Датчик (3) снабжен светонепроницаемым щитком СО , расположенным выступающим за пределы переднего торца датчика освещенности параллельно его оси симметрии и установленным на его боковой поверхности со стороны транспортного средства. Латчики (2) и (3) соединены между собой и подключены к положительным выводам компараторов (5) и (6), к отрицательным входам которых подключены переменные сопротивления (7) и (8). Выход компараторов через стабилитрон (9) и резистор (10) подключен к базе транзистора, 5 ил. i (Л С i Јь О N3

Формула изобретения SU 1 740 214 A1

CN о

НИ

У

N

I

A

Л

«

Л

фиг.з

9

Ъ i

C4j

т-v

3

W

s

V

фиг. 5

7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1740214A1

Машина для изготовления резиновых шин со шнурками 1925
  • Г. Дебор
SU1409A1
кл
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1
( УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА ФАР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

SU 1 740 214 A1

Авторы

Тактакишвили Георгий Нугзарович

Мамулашвили Мамука Пиранович

Мчедлишвили Константин Автандилович

Гугушвили Давид Петрович

Даты

1992-06-15Публикация

1990-01-08Подача