1239001
чика первичной информации об угловой первичной информации об угловой ско- скорости затормаживаемого колеса, рости незатормаживаемого колеса, а второй вход - с выходом дешифратора прямой выход - с входом упомянутого счетчика импульсов сигналов датчика усилителя.
Изобретение относится к транспортной технике, а более конкретно к системам автоматического регулирования скольжения колес в тормозном режиме для транспортных средств, например самолета, мотоцикла, железнодорожного транспорта и др.„ имеющих хотя бы одно незатормаживаемое колеса.
Известна противоблокировочная тормозная система для транспортных средств, содержащая датчики для получения информации об изменении различных параметров процесса торможения транспортного средства, механические, гидравлические, пневматические или электронные блоки (устройства); управления,осуществляющие вычисление тех или иных параметров процесса торможения транспортного средства, необх)димых для организации алгоритма работы (функционирования) системы и выдачу управляющих сигналов ее исполнительным органом при определенных значениях вычисленных параметров, встроенным в привод тормозов и осуществляющим при этом изменение давления рабочего тела (тормозной жидкости, воздуха и т.д.) и, таким образом, уменьшение и увеличение моментов, развиваемых тормозньП Ш механизмами колес .
Однако в указанной противоблоки- ровочной тормозной системе ее блоки (устройства) управления производят смену управляющих сигналов исполнительным органам на уменьшение и увеличение тормозных моментов, развиваемых тормозными механизмами колес , в следующих друг за другом циклах регулирования при изменении скорости транспортного средства при разных величинах относительных скольжений затормаживаемых колес, что не обеспечивает максимально возможную эффективность торможения транспортного средства.
5
Наиболее близкой к предлагаемой является система автоматического регулирова1Ния скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме,, содержащая датчики первичной инфор- . мации об угловой скорости затормаживаемого и незатормаживаемого колес, формирователи импульсов, вход каждо- г о из которых связан с вьтходом одного из упомянутых датчиков, и логическое устройство, каждый вход которого соединен с выходом одного из блоков преобразования сигналов упомянутых датчиков, а выход через усилитель связан с обмоткой исполнительного органа, встроенного в тормозной привод 2).
Недостатками известной системы с1втоматического регулирования скольQ жения колес транспортного средства в тормозном режиме является то, что она из-за использования в ней логического устройства на дискретных элементах электроники имеет большие
5 габариты, низкую надежность и недостаточно хорошие метрологические характеристики, что в конечном итоге сказывается на эффективности системы.
Цель изобретения - повьппение надежности и эффективности системы, а также уменьшение ее габаритов.
Указанная цель достигается тем, что в системе автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме,
содержащей датчики первичной информации об угловых скоростях заторма« живаемого и незатормаживаемого колес, формирователи импульсов, вход вгаждого из которых связан с выходом одного из упомянутых датчиков, и логическое устройство, каждый вход ко-, торого подсоединен к выходу соответствующего блока преобразования сигналов упомянутых датчиков, а вькод через усилитель связан с обмоткой исполнительного органа, встроенного
0
0
рого соединен с выходом дешифратора 12, а выход через усилитель 18 мощности - с обмоткой исполнительного органа - электромагнитного клапана 6 Выход блока 7 запрета работы системы при малых значениях скорости движени транспортного средства подключен к третьим входам схем 10,13 совпадения и к второму входу усилителя 18 мощ- ности.
Система автоматического регулирования скольжения колес транспортного средства в тормозном режиме работает следующим образом.
При движении транспортного средства в тяговом режиме Ш1И накатом оператор (водитель) не воздействует на тормозную педаль, и переключатель 15 находится в выключенном положении
При воздействии оператора (водителя на тормозную педаль при движении транспортного средства со скоростью большей минимальной, заданной для блока 7 запрета работы системы при малых значениях скорости движения транспортного средства, одним из контактов выключателя 15 включается питание схемы, а вторым - скользящим контактом вырабатьшает- ся импульс асинхронной установки всех элементов с памятью /счетчиков 8,12 и регистра 17) в О и, соответственно, на выходе усилителя мощности устанавливается нулевой уровень напряжения. Исполнительный орган - электромагнитный клапан 17 обест очен Сигналы с дещифраторов 9,12 равны О и, соответственно, выход инвертора 16 имеет состояние 1, подго- тавливающее работу схем 10 и 13 совпадения .
В индукционных датчиках 1 и 2 с частотой, пропорциональной угловой скорости колес, наводятся -электри- ческие сигналы, которые нормализуютг ся по форме в формирователях 3 и 4. Схемы совпадения 10 и 13 разрещают прохождение этих сигналов на входы счетчиков 8 и 11 при наличии разреша щего сигнала с блока 7 запрета работы системы при малых значениях скорости движения и сигнала с выхода инвертора 16.
Емкость счетчиков 8 и 11 выбрана таким образом, что отнощение количества импульсов полностью заполненных счетчиков численно равно (l-Syj,.)
Н,„.
1 -Ч
1 OIJCT ,
5
д
.,
2о
5 0
S
5
0
J где - емкость счетчика 8;
- емкость счетчика 11;
SycT - величина порогового значения относительного скольжения.
Структура дешифраторов 9 и 12 выбрана так, что сигнал 1 на выходе дешифратора 9 формируется при полном заполнении счетчика 8, а сигнал 1 на. выходе дешифратора 12 формируется при полном заполнении и переполнении счетчика 1 1 .
Таким образом, одновременное Ьткрытие входов счетчиков 8 и 11 и одновременное их закрытие при заполнении счетчика 8, сигнал I на выходе дешифратора 12 может быть тогда и только тогда, когда имеет место скольжение затормаживаемого колеса, т.е. когда величина его угловой скорости меньше величины угловой скорости незатормаживаемого колеса в (1-3,1т) раз, и этот сигнал 1 записьшается в регистр 17, так как на управляющем и счетном входах регистра имеет место 1 и этот сигнал череэ усилитель 18 мощности, при наличии на его втором входе разрешающей I от блока 7 запрета работы системы при малой скорости движения, .транспортного средства, запиты- вает обмотку исполнительного органа - электромагнитного клапана 6. Электромагнитный клапан 6 срабатьшает и осуществляет снижение усилия прижатия колодок к тормозному барабану колеса, т.е. осуществляет расторма- живание колеса.
Сигналом 1 дешифратора 9 формируется импульс, сброса на О блоком 14 для всех счетчиков. После сброса на О на дешифраторе 9 формируется О, который через инвертор 16 дает разрешающий сигнал на открытие схем 10 и 13 совпадения и цикл измерения начинается заново.
Если скольжение отсутствует либо меньше величины уставки, то по окончанию строб-импульса на выходе дешифратора 12 имеет место О, который запишется в регистр 17 на весь последугаций цикл измерения, но исполнительный орган - электромагнитный клапан 6 будет обесточен, так
в тормозной привод, логир1еское устройство выполнено включающим в себя блок запрета работы системы при малы значениях скорости движения транспорного средства, вход которого связан с выходом датчика первичной информации об угловой скорост и незатормажи- ваемого колеса,счетчик И1чпульсов датчика первичной информации об угловой скорости затормаживаемого колеса с дешифратором, подключенным к выходу упомянутого счетчика, счетчик импульсов датчика первичной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса с дешифратором, подключенньп к выходу упомянутого счетчика, причем .емкость счетчика датчика первичной информации об угловой скорости за-. тормаживаемого колеса меньше емкости счетчика датчика первичной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса на величину, пропорциональную пороговому значению по относительному скольжению затормаживаемого .колеса, схемы совпадения, одни из входов которых связа№1 между собой и с выходом упомянутого блока запрета работы системы, а другие подсоединены к выходам соответствующих формирователей импульсов сигналов, инвертор, выход которого связан с третьими входами схем совпадения, одни из входов которых связаны между собой и с выходом упомянутого блока запрета работы сие темы, а другие подсоединены к выходам соответствующих формирователей импульсов сигналов, инвертор, выход которого связан с третьими входами схем совпадения, блок формирования шотульсов сброса на О счетчиков, вход которого связан с выходом дешифратора счетчика импульсов сигналов датчика первичной информации об угловой скорости незатор маживаемого колеса и входом инвертора, одноразрядный параллельный регистр, первый вход которого соединен с выходом дешифратора счетчика импульсов сигналов датчика первичной информации об угловой скорости затормаживаемого колеса, .второй вход - с вьтходом дешифратора счетчи- ка импульсов сигналов датчика первичной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса,, а прямой выход - с входом упомянутого уси лителя.
J5
20
25
х тJQ - -
30
40
..5
50
55
На чертеже представлена функциональная электрическая схема системы автоматического регулирования скольжения колес в тормозном режиме.
Система включает в себя датчик 1 первичной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса, датчик 2 первичной информации об угловой скорости затормаживаемого колеса, формирователи 3 и 4 импульсов сигналов по форме, входы которых связаны с выходами датчиков первичной информации об угловой скорости, соответственно ,.,незатормаживаемого и затормаживаемого колес, логи 1еское устройство 5, каждый вход которого связан с выходом соответствующего формирователя 3 или 4 импульсов сигналов по форме, и исполнительный орган - электромагнитный клапан 6, встроенный в тормозной привод и осуществляющий по сигналам логического устройства уменьшение - увеличение приводного усилия в тормозном механизме колеса, электрическая обмотка которого подсоединена к выходу арифметического блока.
Логическое устройство 5 системы содержит блок 7 запрета работы системы при малых значениях скорости движения транспортного средства, вход которого связан с выходом датчика 1 перви ной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса, счетчик 8 импульсов сигналов датчика первичной информации об угловой скорости незатормаживаемого колеса с дешифратором 9, подключенньм к выходам счетчика, и схему 0 совпадения, подключенную между входом счет- чда;а и выходом формирователя 3,. счетчик 1I импульсов сигналов датчика 2 первичной информах ии об угловой скорости затормаживаемого колеса с дешифратором 12, подключенным к вьпсодам счетчика, и схему 13 совпадения, подключенную между входом счетчика и выходом формирователя 4.
Вьпсод дешифратора 9 соединен с блоком 14 формирования импульсов сброса на О всех счетчиков, второй вход которого соединен с переключа- телтем 15, сблокированным с тормозной педалью, выход дешифратора 7 через инвертор .16 также соединен со вторьП и входами схем совпадения 10 и 13 и непосредственно - со счетным входом одноразрядного параллельного регистра I, управляющий вход кото-как на выходе усилителя 16 мощности будет нулевой потенциал.
Изобретение обеспечивает регулирование величин моментов на затормаживаемых: колесах непосредственно по их относительному скольжению.
1239001 8
обладает более высокими точностью и надежностью. Предлагаемая система позволяет повысить эффективность тор- с можения транспортного средства, а также устойчивость и управляемость его при торможении.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Автомобиль | 1983 |
|
SU1232531A1 |
Система автоматического регулирования скольжения ведущих колес одной оси автомобиля в тяговом режиме | 1983 |
|
SU1232514A1 |
Система автоматического регулирования скольжения ведущих колес машины в тяговом режиме | 1985 |
|
SU1593995A1 |
Стенд для испытания тормозов транспортных средств | 1987 |
|
SU1474506A1 |
Противоюзное устройство | 1976 |
|
SU614983A1 |
Устройство автоматического регулирования скольжения колес автомобиля в тяговом режиме | 1985 |
|
SU1588579A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ТОРМОЗНОГО ПРОЦЕССА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1993 |
|
RU2038237C1 |
Система автоматического регулирования скольжения ведущих колес транспортного средства в тяговом режиме | 1980 |
|
SU931510A1 |
Стенд для испытаний системы управления торможением колес транспортного средства | 1983 |
|
SU1122533A1 |
Устройство для автоматического регулирования скольжения ведущих колес транспортного средства | 1985 |
|
SU1586925A1 |
(:±rz
.Составитель В.Ляско Редактор П.Коссей Техред Л,Олейник Корректор Т.Колб
-.«.- -,.1в--------- -,.- - - - -.- - - -,- - «...«.«И -.-.-.- .,-.1- -----«-- -
Заказ 3341/1А Тираж 647Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие,г.Ужгород, ул.Проектная,
I.Каландаров А.Х | |||
Исследование тормозных свойств автомобиля с проти- воблокировочной системой | |||
Дис.на соиск.учен | |||
степени канд.наукМ., 1978 | |||
Лукавский П.Б.Регулирование скольжения колес автомобиля при торможении ГДис | |||
на соиск | |||
учен, степени, канд.наук, М., 1976, с.122,124, рис.34,35. |
Авторы
Даты
1986-06-23—Публикация
1982-01-08—Подача