Система формирования сигналов отклонения проходческого щита от проектной оси тоннеля на криволинейных участках трассы Советский патент 1986 года по МПК E21C35/24 

Описание патента на изобретение SU1244308A1

Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано в системах автоматическЬго управления проходческим щитом на криволинейных участках трассы.

Цель изобретения - повышение точности управления.

На фиг. 1 показана блок-схема системы; на фиг. 2 - принцип работы сист емы; на фиг. 3 и 4 - вариант исполнения координатного устройства; на фиг. 5 - подключение элементов ИЛИ.

Система содержит лазерный источ- ник 1 света луча 2,.закрепленный на обделке 3 в верхней части пройденного участка тоннеля. Четырехкоординат- ный фотодатчик 4 закреплен на координатном устройстве 5 в верхней части проходческого щита 6, Выход четьфех- координатного фотодатчика связан с входом блока 7 формирования команд управления, выходы которого связаны с управляющими входами исполнитель- . ного механизма 8 выравнивания положения проходческого щита, представляющим собой группу толкающих проходческий щит домкратов. Система снабжена программным носителем информации в виде ленточного дальномера 9, закрепленного рядом с координатным устройством 5. Свободный конец ленты дальномера 9 фиксируется в мес те подвески лазерного источника светового луча. На ленте в виде перфорации нанесена информация, о требуемой последовательности импульсов, которые должны поступать на приводы координатного устройства. Дальномер 9 конструктивно совмещен с блоком 10 считывания информации. В простейшем случае на ленте располагаются восемь дорожек с информацией о прямом и реверсивном движении четырех электро- . двигателей приводов 11 координатного устройства 5. Блок 10 считывания информации содержит восемь (по количеству дорожек) оптопар и формирова- :телей импульсов. Выходы дальномера 9 связаны с первыми .входами элементов 12 ИЛИ.

Вторые входы элементов 12 ИЛИ, обеспечивающие параллельное управление приводами, связаны с выходом датчика 13 компенсационного

типа. Выходы элементов 12 ИЛИ связа ны с входами четьфех шаговых приводов 1 оординатного устройства 5.

12443082

Фотодатчик 4, выполненный в виде моноблока (см. фиг. 3 и 4), крепится на каретках с размещенными на них электродвигателями приводов 11 при 5 помощи кронштейнов 14с шарнирами, обеспечивающих его четырёхстепенную подвижность. Каретки перемещаются по дугам 15, выполненным соосно с цилиндрическим корпусом проходческого О щита 6. Датчик 13 крена компенсационного типа содержит чувствительньй маятниковый элемент, закрепленный на подвижной каретке, снабженной электродвигателем компенсирующего привода. 5 , Каретка датчика 13 расположена на

дуге той же кривизны,- и привод ка- . ретки того же типа, которые используются в координатном устройстве.

Элемент 12 ИЛИ обеспечивает про- 20 хождение управляющего импульса либо от датчика 13 крена, либо от блока считывания дальномера 9. Поскольку информация на входе и выходе элемента 12 должна содержать сведения о на-. 25 правлении вращения электродвигателя, то принципиально.е исполнение этой части схемы требует (фиг. 5) использования восьми элементов ИЛИ, составляющих четыре группы по два элемента. 30 При 3ITOM на каждьй элемент ШШ проходит сигнал соответствующего направ- ления вращения одного из шаговых электродвигателей: либо от блока считывания дальномера, либо от дат- чжа 13 крена компенсационного типа.

35

Система работает следующим разом.

об40

45

50

55

Лазерньй источник 1 светового луча устанавливается в расчетной точке тоннеля. Конец мерной ленты дальномера закрепляется рядом с лазерным источником 1 светового луча. Четьфехкоординатный фотодатчик 4 устанавливается посредством координатного устройства 5 в положение, при котором он формирует сигнал отклонения , соответствующий реальному в данный момент отклонению проходческого щита 6 от трассы. Сигнал отклонения (линейное смещение и угловое отклонение в плане и профиле) используется для формирования команд управления механизмом 8 вьфавнивания проходческого щита, либо индицируется на табло пульта машиниста для принятия решения по управлению положением .проходческого щита.

Система работает следующим разом.

об

Лазерньй источник 1 светового луча устанавливается в расчетной точке тоннеля. Конец мерной ленты дальномера закрепляется рядом с лазерным источником 1 светового луча. Четьфехкоординатный фотодатчик 4 устанавливается посредством координатного устройства 5 в положение, при котором он формирует сигнал отклонения , соответствующий реальному в данный момент отклонению проходческого щита 6 от трассы. Сигнал отклонения (линейное смещение и угловое отклонение в плане и профиле) используется для формирования команд управления механизмом 8 вьфавнивания проходческого щита, либо индицируется на табло пульта машиниста для принятия решения по управлению положением .проходческого щита.

3 . 1244308 продвижении.проходческого щифоту . си

та 6 из дальномера 9 вытягивается мерная лента. Блок 10 считывания по восьми каналам формирует импульсы, обеспечивающие управление четьфех электродвигателей координатного устройства 5. Управление ведется в унитарном коде, при этом обеспечивается сохранность информации при полном отключении электропитания. .

Поступающие на электродвигатели приводов 11 импульсы обеспечивают посредством кинематических звеньев, которыми являются каретки, установленные на дугах 15, и кронштейны 14, четырехстепенное перемещение .четьфех- координатного фотодатчика 4, положение которого изменяется в функции .пути, и информации., нанесенной в унитарном коде на ленту дальномера 9.

Изменение положения фотодатчика 4 однозначно соответствует требуемому перемещению проходческого щита, что обеспечивается программой набивки отверстий на ленте дальномера 9.

08

При наличии крена датчик 13 крена формирует импульсы управления, поступающие как на собственный компен- сирующий привод, так и на приводы 11

координатника. Во избежание наложения сигналов от блока 10 считывания информации и датчика 13 керна последний подключается к элементам ИЛИ только в момент остановки щита 6.

Идентичность приводов и дуг 13 крена и координатника 5 обеспечивает отсутствие ошибки измерения отклонений проходческого щита при наличии го .

Перемещение четьфехкоордина.тного фотодатчика 4 посредством кронштейнов и кареток обеспечивается электродвигателями приводов 11. При этом

если синхронно работают все четьфе электродвигателя приводов 11, то происходит разворот четьфехкоординат- ного фотодатчика 4 относительно оси проходческого щита, что и используется при компенсации крена.

Похожие патенты SU1244308A1

название год авторы номер документа
Устройство для определения отклонения проходческого щита относительно проектной оси тоннеля 1983
  • Бахов Сергей Анатольевич
  • Покровский Владимир Борисович
  • Саенко Валерий Павлович
  • Стоник Яков Зискиндович
SU1125375A1
Устройство управления движением проходческого щита 1980
  • Покровский Владимир Борисович
  • Бахов Сергей Анатольевич
SU949188A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОХОДЧЕСКОГО ЩИТА 2001
  • Покровский В.Б.
  • Гильштейн С.Р.
  • Семенов А.Н.
  • Стогов С.Н.
RU2208166C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ ПРОХОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ТОННЕЛЕЙ 2008
  • Абрамович Владимир Петрович
  • Буров Сергей Петрович
  • Гильштейн Сергей Робертович
  • Крутов Валентин Константинович
  • Покровский Владимир Борисович
  • Стогов Сергей Николаевич
RU2385419C1
Система позиционирования проходческого комплекса в пространстве 2019
  • Батюков Александр Владимирович
  • Павленко Александр Валентинович
  • Гуммель Андрей Артурович
  • Живодерников Андрей Вячеславович
  • Земляной Михаил Александрович
RU2733256C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПРОХОДЧЕСКОГО ЩИТА 1992
  • Менакер З.С.
  • Колбас Ю.Ю.
  • Телегин Г.И.
  • Самойлов В.П.
  • Ширяев Д.Е.
  • Неретин В.В.
RU2034144C1
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧИМ ОРГАНОМ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ГОРНОПРОХОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА 2007
  • Недлин Дмитрий Михайлович
  • Притчин Сергей Борисович
  • Глебов Николай Алексеевич
  • Ваколюк Александр Ярославич
RU2360111C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОРИЕНТАЦИИ ПРОХОДЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ТОННЕЛЕЙ 2008
  • Абрамович Владимир Петрович
  • Буров Сергей Петрович
  • Гильштейн Сергей Робертович
  • Крутов Валентин Константинович
  • Покровский Владимир Борисович
  • Стогов Сергей Николаевич
RU2385418C1
Устройство для прокладки маршрута адаптивного промышленного робота 1980
  • Меньших Олег Федорович
SU882734A1
Система автоматического управления движением коллекторного проходческого щита 1988
  • Глебов Николай Алексеевич
  • Захаров Юрий Владимирович
  • Сивашинский Роман Григорьевич
SU1599537A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 244 308 A1

Реферат патента 1986 года Система формирования сигналов отклонения проходческого щита от проектной оси тоннеля на криволинейных участках трассы

Формула изобретения SU 1 244 308 A1

сраз.2

11

фив.ИРедактор И. Киштулинец

Составитель И. Назаркина

Техред О.Сопко Корректор Л. Пат.ай

Заказ 3791/34

Тираж 470 .

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1244308A1

Авторское свидетельство СССР
Устройство управления движением проходческого щита 1980
  • Покровский Владимир Борисович
  • Бахов Сергей Анатольевич
SU949188A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Устройство системы автоматической стабилизации заданного направления движения проходческого щита
Отчет НИР, Новочеркасский политехнический институт, Новочеркасск, 1980, с
Скоропечатный станок для печатания со стеклянных пластинок 1922
  • Дикушин В.И.
  • Левенц М.А.
SU35A1

SU 1 244 308 A1

Авторы

Бахов Сергей Анатольевич

Калашников Вадим Эдуардович

Покровский Владимир Борисович

Рыбак Семен Борисович

Даты

1986-07-15Публикация

1984-08-01Подача