Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим машинам, содержащим устройство для расцепления валов собственно машины и приводного агрегата.
Цель изобретения - снижение мас- согабаритньге показателей и увеличе ние срока службы.
На чертеже изобралсена машина, продольный разрез.
Вал 1 ротора установлен в подшипниках 2, размещенных в гнездах кор- ;пуса 3. На консоли вала размещена с обеспечением свободы аксиального перемещения промежуточная втулка 4, снабженная торцовыми зубьями 5 и наружной винтовой нарезкой 6, Ход втулки ограничен сквозным штифтом 7,расположенным в пределах прорези 8 в валу.
Под действием размещенной внутри вала пруткины 9 торцовые зубья втулки введены в зацепление с ответными зубьями выходного валика 10 машины, который.закреплен и сцентрирован с помощью подшипника 11, расположенног в гнезде внутри тзала ротора в зоне размещения промежуточной втулки.
Выходной валик состоит из стержневой части, содержащей на своих концах зо овка центрирующего подшипника на
35
шейку подшипника 11 и шлицы 12 для сочленения с приводным агрегатом, и диска, неподвижно соединенного со .стержневой частью (например, путем вьшолнения за одно целое) и содержащего торцовые зубья, а также отверстия 13 для монтажа элементов крепления подшипника внутри вала. Возможны конструктивные варианты при выборе форм элементов зацепления втулки и валика (например в виде цишцевогр зацепления).
Шток 14 с винтовым сектором на конце,, предназначенный для взаимодействия с резьбой промежуточной втулки, . устанорпен в канале корпуса с обеспечением возможности леремещения в радиальном направлении,
В процессе работы вращающий момент
40
конце стержневой части выходного валика и размещение его в гнезде внутри вала ротора под промежуточной втулкой обусловливают уменьшение аксиального размера и массы корпуса машины в результате исключения необходимости размещения в нем гнезда этого подшипника. Одновременно повышается срок слулсбы машины, определяемый возможностями мощных подшипников вала ротора, а не ограниченной работоспособностью центрирующего подшипника, который находится во вращении кратковременно лишь во время отсутствия передачи вращающего момента.
Формула изобретения
Электрическая машина, содержащая вал ротора, на концевой части котоот приводного агрегата к ротору мавхи- рого установлена с возможностью акны (или наоборот) передается через выходной валик, зацепление торцовых ;1убьев, промежуточную втулку и шлицы на валу ротора. При этом центрирующий подшипник 11 не работает. Он вращается заодно с ротором, но его внутреннее и внешнее кольца не вра- п аются друг относительно друга.
5
0
5
При необходимости расцепления валов в процессе работы шток перемещают по радиусу к оси вращения и сопрягают по резьбе с промежуточной втулкой. -В результате действия винтовой пары вращающаяся втулка перемещается по шлицам вала ротора, и, сжимая пружину, разъединяет зацепление торцовых зубьев, после чего передача вращающего момента от выходного валика к ротору прекращается. Выходной валик при этом продолжает вращаться, обкатываясь на центрирующем лодшипнике, который вступает в работу после остановки вала ротора.
Для возобновления передачи момента необходимо разъединить винтовую пару путем перемещения штока. При этом промежуточная втулка под действием пружины возвращается в исходное положение, торцовое зацепление восстанавливается, а центрирующий подшипник выключается из работы, так как вращение его колец друг относительно друга прекращается.
Сцепление и расцепление валов может быть осуществлено многократно. В предложенном устройстве уста
конце стержневой части выходного валика и размещение его в гнезде внутри вала ротора под промежуточной втулкой обусловливают уменьшение аксиального размера и массы корпуса машины в результате исключения необходимости размещения в нем гнезда этого подшипника. Одновременно повышается срок слулсбы машины, определяемый возможностями мощных подшипников вала ротора, а не ограниченной работоспособностью центрирующего подшипника, который находится во вращении кратковременно лишь во время отсутствия передачи вращающего момента.
Формула изобретения
Электрическая машина, содержащая вал ротора, на концевой части которого установлена с возможностью ак
спального перемещения втулка с наружной резьбой, корпус, в котором установлен с возможностью радиального перемещения резьбовой элемент, выходной валик с центрирующим подшипником и элементами сцепления с втулкой, и пружину, отличающаяся тем, что, с целью снижения массогаба312577564
ритных показателей и увеличения сро- и закреплен в аксиальном направлении, ,ка службы, центрирунщий подшипник при этом выходной валик соединен с установлен на кснце выходного валика диском, на котором выполнены элемен- внутри вала ротора коаксиально втулке ты сцепления и монтажные отверстия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электрическая машина | 1989 |
|
SU1713025A2 |
ГЕРОТОРНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2023 |
|
RU2813646C1 |
ОБГОННАЯ КУЛАЧКОВАЯ МУФТА | 1991 |
|
RU2018738C1 |
Крутильно-мотальный механизм | 1972 |
|
SU534532A1 |
ПАРОВАЯ ВИНТОВАЯ МАШИНА | 2011 |
|
RU2464427C1 |
ИНЕРЦИОННЫЙ ИМПУЛЬСНЫЙ ДВУХТАКТНЫЙ ДЕСЯТИЦИЛИНДРОВЫЙ РЕАКТИВНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2163679C2 |
ПРОХОДЧЕСКИЙ РОБОТ И ТРАНСПОРТИРУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ПРОХОДЧЕСКОГО РОБОТА | 1988 |
|
SU1549153A1 |
ПОНИЖАЮЩИЙ ПЛАНЕТАРНЫЙ РЕДУКТОР МОТОР-КОЛЕСА | 1992 |
|
RU2049281C1 |
ГЕРОТОРНЫЙ ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2022 |
|
RU2784510C1 |
РЕГУЛЯТОР УГЛА ПЕРЕКОСА ГИДРАВЛИЧЕСКОГО ЗАБОЙНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2010 |
|
RU2441125C2 |
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим машинам, содержащим устройство для расцепления валов машины и приводного агрегата. Цель изобретения - снижение массогабарит}1ых показателей и увеличение срока службы. Электрическая машина содержит вал 1 ротора, на консоли которого размещена с обеспечением свободы аксиального перемещения втулка 4, имеющая торцовые зубья 5 и винтовую нарезку 6.Под действием размещенной внутри вала пружины 9 зубья 5 втулки введены в зацепление с ответными зубьями выход- jioro валика 10 машины,который закреплен и сцентрирован посредством подшипника 11, размещенного в гнезде внутри вала 1 в зоне размещения втулки 4. В канале корпуса 3 установлен шток 14 с винтовым сектором на конце, предназначенным для взаимодействия с резьбой втулки. Выходной валик имеет шлицы 12 для сочленения с приводным агрегатом.Срок службы в данном случае определяется возможностями мощных подшипников 2 вала ротора, а не ограниченной работоспособностью подшипника 11, которьй здесь находится во вращении кратковременно во время отсутствия передачи вращающего момента. 1 ил. с S сл го ел ел О)
Патент США № 4392835, кл.464-32, 1983. |
Авторы
Даты
1986-09-15—Публикация
1985-01-22—Подача