ми вала-шестерни 4 при ее осевом перемещении, и торцовыми кулачками 26, взаимодействующими при повороте обоймы 25 с нажимными элементами 12 Для снижения металлоемкости канат- кый барабан 2 установлен с возможностью вращения на цапфах, одной из цапф является пустотелая храповая полумуфта 18, которая жестко закреплена на стойке фундаментной рамы 1 и посредством храпового ме1258809
ханизма кинематически связана с пустотелым водилом 3, причем водило 3 установлено с возможностью вращения в подшипнике пустотелой цапфы и переборки 22, вьшолненной в полости барабана. Для упрощения конструкции пружина 10 фрик11 1онной муфты установлена в полости водила со стороны приводной рукоятки резьбовой втулкой 24..2 з.п. ф-лы, 6 Ил.
Изобретение относится к грузоподъемным механизмам.
Цель изобретения - снижение металлоемкости при увеличении канато- емкости барабайа, упрощение конструкции и повыщение удобства и оперативности управления фрикционной муфтой при свободном вращении ка - натного барабана под действием ве- cai груза путем обеспечения возможности поворота приводной рукоятки в обоих направлениях и установки ее в удобном для работы положении,
На фиг. 1 представлена схема ручной лебедки; на фиг. 2 - схема планетарного редуктора с указанием направления движения основных его звеньев при выбирании нагруженного каната (вращение приводной рукоятки по часовой стрелке) на фиг. 3 и 4 - кинематические ,i храповых механизмов с указанием направления вращения подвижных полумуфт; на фиг.5 - схема блокировки редуктора при выбирании ненагруженного каната (вращение приводной рукоятки против часовой стрелки) ; на фиг. 6 - профиль торцевых кулачков обоймы.
Лебедка содержит фундаментную раму 1, канатный барабан 2, планетар-г ный редуктор, состоящий из полого водила 3, вала-шестерни 4, сателлит- ной шестерни 5 и зубчатого венда 6, 4фикционную муфту, состоящую из упорного диска 7, выполненного заодно с водилом 3, нажимного диска 8, фрикционных дисков 9, подвижно закрепленных на водиле 3, в полости которого установлена пружина 10.
С валом шестерней 4, расположенной в полости водила 3, жестко соединена приводная рукоятка 11. В водиле 3 выполнены окна, в которых размещены нажимные элементы 12, обес- печиваюприе передачу усилия от пружины 10 через нажимную втулку -13 к нажимному диску 8 фрикционной муфты. Посредством храпового механизма,
состоящего их храповых полумуфт 14 и 15, нормально замкнутых пружиной 16, обеспечена кинематическая связь канатного барабана через фрикционную муфту с водилом 3. Водило 3,
в свою очередь, посредством второго храпового механизма, состоящего из храповых полумуфт 17 и 18, нормально замкнутых пружиной 19, кинематически связано с фундаментной рамой
1. Водило 3 установлено в подшипнике 20 пустотелой храповой полумуфты 18 и подщипнике 21 переборки 22 барабана 2, причем, пустотелая храповая полумуфта 18 является одновременно и
цапфой, на которой установлен канатный барабан 2. Внутренняя поверхность водила со стороны приводной рукоятки снабжена резьбовым участком 23, в котором установлена резьбовая втулка 24, обеспечивающая под- жатие пружины 10 фрикщгонной муфты. Во внутренней полости водила 3 с возможностью вращения установлена зубчатая обойма 25 с торцевыми лачками 26. В водиле 3 выполнены вырезы для установки сателлитной шес- TepHif 5 и нажимных элементов 12,
Кроме того, связь водила с нажимным диском 8, фрикционными дисками
9 и храповой полумуфтой 17, а связь храповых полумуфт 14 и 15 с фрикционными дисками 9 и ступицей 27 барабана осуществлена элементами передачи крутящего момента, например шлицами.
Выбирание нагруженного каната про изводится путем вращения приводной рукоятки 11, соединенной с валом-шес терней 4 прямозубого планетарного редуктора, вдвинутой до упора в полость водила 3 (положение изображено на фиг. 1) по часовой стрелке. При этом сатеплитная шестерня 5 вращается против часовой стрелки и, пере- ка тываясь по зубчатому венцу 6, вращает его также против часовой стрелки. Водило 3 под действием усилий в зубчатом зацеплении стремится поворачиваться по часовой стрелке (фиг. 2), но его препятствует храповой механизм, состоявший из храповых полумуфт 17 и 18. Полумуфта 17 установлена подвижно на шлицах водила 3 и поджата пружиной 19 к полумуфте 18, закрепленной на раме 1. На полумуфтах 17 и 18 выполнены торцевые зубья, препятствующие вращению полумуфты 17 по часовой стрелке и не дрепятствукядие ее вращению против часовой стрелки (фиг. 3, направление взгляда со стороны полумуфты 18).
Поскольку канатный барабан 2 жест ко соединен с зубчатым венцом 6 то при вращении последнего против часо вой стрелки, он наматывает на себя грузовой канат, при этом храповой механизм, состоящий из храповых полумуфт 14 и 15, взаимно поджатых пружиной 16, обеспечивает свободное проворачивание ступицы 27 барабана 2 относительно замкнутой на остановленном водиле 3 фрикционной муфты, состоящей из нажимного диска 8, -фрикционных дисков 9, упорного диска 7, соединенных посредством шлицев с храповой полумуфтой 14. Следовательно, зубья храпового механизма, состоящего из полумуфт 14 и 15, направлены в сторону, противоположную зубьям храпового механизма, состоящего из полумуфт 17 и 18.
При прекращении вращения рукоят- ки М под действием усилия в канате барабан 2 стремится вращаться в сторону травления каната. Это вращение предотвращается путем упора в фундаментную раму 1 через замкнутую си2588094
ловую цепь: ступица 27 барабана зубья полумуфт 15 и 14 - замкнутая фрикционная муфта - водило 3 - зубья храповых полумуфт 17 и 18 - фунда- , ментная рама 1.
При возникновении усилий в канате, опасных для конструкции лебедки, с целью предотвращения ее поломки при рывках (например, при стоянке
to на якоре в штормовых условиях) усилие пружины 10 регулируется вращением резьбовой втулки 24 в резьбе 23 и подобрано таким образом, что фрикционная муфта обеспечивает про15 скальзывание дисков 9, соединенных с храповой полумуфтой 14 и барабаном 2, относительно водила 3 и фундаментной рамы 1, обеспечивая проворачивание барабана 2 и стравлива20 ние каната. При этом зубчатый венец 6 совместно с барабаном 2 вращается по часовой стрелке, сателл1ггная шестерня 5 вращается также по часовой стрелке, вращая вал-шестерню 4 с
25 приводной рукояткой 11 против часовой стрелки. Для исключения вращения приводной рукоятки 11 в процессе стравливания каната при перегрузках вал-шестерня 4 выводится из за0 цепления путем вьщвижения ее вправо до упора.
При необходимости быстрого выбирания ненагруженного каната (при первоначальной намотке каната на ба5 рабан или при выборке свободно висящего за бортом каната) рукоятка 11 с вдвинутой до упора вал-шестерней 4 вращается против часовой стрешси. При этом сателлитиая шестерня 5 стре
0 мится повернуться по часовой стрелке и повернуть зубчатый венец 6 совместно с барабаном 2 также по часовой стрелке, но вращению барабана
2 по часовой стрелке препятствует
5 храповой механизм из храповых полумуфт 14 и 15 и замкнутая фрикцион - ная муфта, соединенная с водилом 3. Следовательно, в кинематической цепи вал-шестерня 4 - сателлитная шес0 терня 5 - зубчатый венец 6 - барабан 2 - ступица 27 - храповой механизм. Состоящий из колес 14 и 15 - фрикционная муфта - водило 3 происходит взаимная общая блокировка.
5 При этом вал-шестерня 4 оказьшается сблокированной с водилом 3, и поскольку храповой механизм, состоящий из колес 17 и 18, не пренятст. . 5
вует вращению водила 3 против часовой стрелки, вся замкнутая система вращается совместно с приводной ру- 11 (фиг. 5) против часовой стрелки - происходит быстрое выбирание каната с передаточным отношением 1:1.
Свободное травление каната под действием усилия падающего якоря (постановка плавсредства на якорь свободной отдачей последнего)проводится следующим образом: приводная рукоятки 11 совместно с валом-шестерней 4 выдвигается в крайнее правое положение, при этом зубья вала- шестерни 4 входят в зацепление с внутренними зубьями зубчатой обой- ьвэ1 25. Последняя свободно может проворачиваться в выточке, выполненной в полости водила 3, а в осевом направлении с одной стороны упирается в упорный буртик водила, а с Другой торцевыми кулачками 26 - в нажимные элементы 12, установленные в вырезах 3 и обеспечивающие передачу усилия зажатия пр.ужины 10 через нажимную, втулку. 13 на нажимной диск 8 фрикционной муфты.
При повороте рукоятки t1 по часовой стрелке зубчатая обойма 25 поворачивается и посредством торцевых кулачков 26, взаимодействующих с нажимными элементами 12, стремится повернуть водило 3 по часовой стрелке. Но такому вращению водила препятствует храповой механизм, состоящий из храповьк полумуфт 17 и 18. Следовательно, при вращении зубчато обоймы 25 торцевые кулачки 26, сколзя по нажимньи элементам 12, будут перемещать их в осевом направлении в вырезах водила, сжимая пружину 10 и освобождая нажимной диск 8 фрик- циенной муфты. Под действием.усилия в канате барабан будет проворачиваться за счет проскальзывания осво бояденных дисков муфты.
При повороте рукоятки 1 Т против часовой стрелки зубчатая обойма 25 стремится повернуть водило 3 против часовой трелки. Поскольку водило посредством фрикционной муфты и храпового механизма, состоящего из храповых полунуфт 14 и 15, жестко соединено с барабаном 2, то оно стремится повернуть и барабан.2 цротив часовой стрелки, а это невозможно, так как барабан нагружен усилием в
1
2588096 . канате. Следовательно, торцевые кулачки 26 зубчатой обоймы 25 и в этом случае переместят нажимные элементы 12 и сожмут пружину 10. с Подтормаживание осуществляется прекращением приложения усилия к приводной рукоятке, при этом под действием усилия пружины 10 нажимные элементы 12, .скользя по торцевым
10 кулачкам 26, поворачивают рукоятку в исходное положение и поджимают диск 8. Уменьшение сил трения при работе лебедки обеспечивается установкой водила S в подшипниках 20 и
f5 21, установленных в храповой полу- муфте 18 и переборке 22 Соответственно.
Формула изобретения
1.Ручная лебедка, содержащая фундаментную раму, канатный барабан со встроенным в последний планетарным редуктором, включающим в себя
полое водило, вал-шестерню, сател- литную шестерню и зубчатый щенец, соединенный с барабаном, подпружиненную фрик1щонную муфту, приводную рукоятку, жестко соединениую с валомшестерней, установленной с возможностью осевого перемещения и взаимодействующей посредством нажимных элементов с фрикционной муфтой, а также храповые механизмы, обеспечивающие кинематическую связь водила с барабаном и фундаментной рамой, отличающаяся тем, что, с целью снижения металлоемкости при- увеличении канатоемкости барабана,
упрощения конструкции и повышения удобства и оперативности управления фрикционной муфтой при свободном вращении .канатного барабана под действием груза, путем обеспечения
возможности поворота приводной рукоятки в обоих направлениях и установки ее в удобном для работы положении, она выпо.лнена с установленной в полости водила поворотной
обоймой, которая снабжена внутренними зубьями, взаимодействующими с зубьями вала-шестерни при ее осевом перемещении, а также торцевыми кулачками, взаимодействующими при повороте обоймы с нажимными элемента- Mii фрик1щонной муфты.
2.Лебедка по п. 1, о т л и ч а юща я ся тем, что она снабжена цапфами с подшипниками, на которых установлен с возможностью вра щения канатный барабан, при этом одна из цапф жестко закреплена на стойке, которой снабжена фундаментная рама, выполнена пустотелой и посредством одного из храповых механизмов кинематически связана с во- дилрм, причем водило установлено с возможностью вращения в подшип12588098
нике пустотелой цапфы и переборки, которая выполнена в полости барабана.
3. Лебедка по п. 1, отличающаяся тем, что пружина фрикционной муфты установлена в полости водила и поджата со стороны , приводной рукоятки резьбовой втул- IQ кой, которой снабжена лебедка.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ручная лебедка | 1979 |
|
SU887446A2 |
РУЧНАЯ ЛЕБЕДКА | 1998 |
|
RU2152348C1 |
Ручная лебедка | 1978 |
|
SU798025A1 |
Лебедка | 1988 |
|
SU1627501A1 |
Шпиль | 1929 |
|
SU18615A1 |
ДВУХБАРАБАННАЯ ЛЕБЕДКА МЕХАНИЗМА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТЕЛЕЖКИ БАШЕННОГО КРАНА | 2005 |
|
RU2297973C1 |
Механическая лопата для разгрузки сыпучих материалов из транспортных повозок | 1957 |
|
SU118354A1 |
Лебедка | 1985 |
|
SU1321668A1 |
ЛЕБЕДКА ПРИВОДА ГРУЗОВОЙ ТЕЛЕЖКИ БАШЕННОГО КРАНА | 2003 |
|
RU2249562C1 |
Ручная лебедка | 1981 |
|
SU988755A1 |
Изобретение относится к грузоподъемным механизмам. Цель изобретения - повьшение удобства и оперативности управления, снижение металлоемкости и упрощение конструкции лебедки. Для повышения удобства и оперативности управления в устройство лебедки установлена в полости водила 3 обойма 25 с внутренними зубьями, вз-аимодействующими с зубья(Л to СП 00 ОС о to е 1 , I ч,т f Г fS / //I I I / I 7 9 Щ 8 15 W 27 r±DC Фиг.1 7
Ф14г.З
Фиг. 2
Щ15
Л /
ю
ФигЛ
Фиг.5
uej
Ручная лебедка | 1979 |
|
SU887446A2 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Авторы
Даты
1986-09-23—Публикация
1985-05-23—Подача