1
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к автомобильным и тракторным коробкам передач с дистанционным приводом управления переключением передач.
Целью изобретения является повышение надежности и компенсирующей способности.
На фиг.1 изображена упругая муфта осевой разрез; на фиг.2 - сечение А-А на Лиг.1; на фиг.3 - привод управления коробкой передач с упругой муфтой, общий вид,
Упругая муфта содержит две полумуфты 1 и 2 в виде вилок 3 и А, шарнирно соединенных с валами 5 и 6 или со ступицами полумуфт 1 и 2, жестко установленных на валах, и расположенный между полумуфтами перпендикулярно оси муфты эластиный элемент 7, жестко соединенный с вилками 3 и 4 обеих полумуфт 1 и 2. На контактирующей с эластичным элементом 7 поверхности одной полумуфты, например полумуфты 2, вьтолнено два взаимно параллельных ребра 8 и 9 жесткости. На контактирующей с эластичным элементом 7 поверхности другой полумуфты 1 выполнено одно ребро 10 жесткости, расположенное между ребрами 8 и 9 жесткости полумуфты 2, а эластичный элемент 7 выполнен с углублениями П-13, соответ.ствующими ребрам 8-10 жесткости обеих полумуфт
Ребра 8-iO жесткости обеих полумуфт могут быть выполнены в виде гофров.
Вилки 3 и 4 могут быть соединет со ступицами ползт уфт 1 и 2 посредством осей 14 и 15.
Упругая муфта может быть установлена на валу 6 привода управления коробкой передач, соединенном щарнир но с рычагом 16 переключения передач
Муфта работает следующим образом.
Крутящий момент и осевое усилие передается, например, от полумуфты
2через вилку 4, эластичный элемент 7 и вилку 3 на полумуфту . 1 . В установки муфты в приводе управления коробкой передач при переключениях передач усилие от рычага 16 передается на вал 6, затем на вилку 4 и через эластичный элемент 7 на вилку
3и вал 5, который перемещается внутри коробки передач, переключая передачи. Эластичный элемент 7 в момент переключения работает на сжатие растяжение. При выборе передач рычаг
2
вал 6
и вилку 4 вок16 поворачивает руг оси муфты.
Через эластичный элемент 7, который теперь работает на сдвиг, вра5 щение передается -вилке 3 и валу 5, который, вращаясь внутри коробки, выбирает нужную передачу. Поэтому усилие от рычага к валу переключения всегда передается через резину. ЗнаtO чительная площадь и масса эластичного элемента позволяет эффективно гасить вибрации. Возникающие при монтаже, колебаниях и кинематических перемещениях- несоосности валов ком15 пенсируются поворотом элементов муфты относительно осей 14 и 15, при этом упругий элемент не подвергается деформациям. Он деформируется только в кратковременные моменты выбора и
20 переключения передач.
Ребра жесткости внутри элемента позволяют разгрузить элестичный элемент от скручивающего усилия выбора передач за счет сжатия резины между
25 ребрами. Жесткость в поперечном направлении увеличивается, что позволяет производить выбор -передач без существенных потерь на деформацию. Ребро 10 расположено между ребрами
30 8 и 9 для того, чтобы ужесточение эластичного элемента 7 осуществлялось в обоих направлениях выбора передач.
Таким образом, подвижное соедине35 ние вилок муфты с валами привода с помощью осей вращения в двух плоскостях позволяет компенсировать различные несоосности соединяемых муфтой валов без создания излишних
40 напряжений в упругом элементе, что сохраняет его стабильную эластичность, позволяющую предотвратить при значительных колебаниях силового агрегата самовыключение передачи,
45 что повьшает надежность привода управления.
Выполнение на вилках параллельных ребер жесткости, размещенных внутри упругого элемента в плоскости
50 его сдвига, позволяет за счет ужесточения резины между ребрами повысить жесткость упругого элемента в момейт выбора передач в указанной плоскости, которая является плоскостью выбора.
55 Тем самым достигаются минимальные потери от деформации муфты, передаваемые на рычаг, что улучшает эргономику привода управления.
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления синхронизированным механизмом переключения передач автомобиля | 1989 |
|
SU1831452A3 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА | 2000 |
|
RU2176193C2 |
Устройство управления коробкой передач | 1988 |
|
SU1661010A1 |
УПРУГАЯ МУФТА | 2011 |
|
RU2489617C2 |
УГЛОВАЯ ЗУБЧАТАЯ МУФТА ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ВАЛОВ | 2009 |
|
RU2418211C1 |
Привод передвижного агрегата | 1985 |
|
SU1276533A1 |
ВОСЬМИСТУПЕНЧАТАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСА | 2015 |
|
RU2580596C1 |
Упругая муфта | 1979 |
|
SU823691A1 |
СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1994 |
|
RU2083887C1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ РАЗДАТОЧНОЙ КОРОБКИ | 2005 |
|
RU2297338C1 |
Редактор И.Шулла
Фиг.З
Составитель Т.Янова
Техред л. Сердюк ОБ а Корректор М.Иаройш
Заказ 5107/36 Тираж 880Подписное
ВНИИЛИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
УПРУГАЯ МУФТА | 1973 |
|
SU429196A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-09-23—Публикация
1985-01-17—Подача