Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для кодирования учебной информации без использования ЭВМ.
Целью изобретения является повышение точности и расширение дидактических возможностей устройства.
На фиг. 1 изображена структурная схема обучающего устройства} на фиг.2 а,б структурная схема и временные диаграммы работы блока кодирования, соответственно.
Обучающее устройство (фиг,1) состоит из блока 1 ввода ответов, блока 2 кодирования, блока 3 сравненияj формирователя 4 импульсов, блока 5 индикации, блока 6 формирования оценки, элементов И 7 и 8, элемента И-НЕ 9 и инвертора 10. Блок 1 содержит элемент ИЛИ 11, инвертор 12, триггер 13, элемент И 14 и клавиатуру 15. Формирователь 4 состоит из триггера 16 и инвертора 17, а блок 6 - из инвертора 18, элемента ИЛИ 19, счетчиков 20 и 21, элемента ШШ 22 и элемента ИЛИ-НЕ 23. .
Блок 2 содержит элемент И-НЕ 24, мультивибратор 25, инвертор 26, регистр 27 сдвига, элемент 28, распределитель 29 и элемент ИСКЛЮЧА- ЩЕЕ ИЛИ 30.
Обучающее устройство работает следующим образом,
Для приведения схемы устройства в исходное состояние на клавиатуре 15 необходимо нажать и отпустить клавишу Сброс. При нажатии клавиши Сброс сигнал логической 1 в блоке 1 действует на вход триггера 13 и устанавливает его в нулевое состояние, а через инвертор-12 устанавливает сигнал логического О на С-входе этого триггера. Далее сигнал логической 1 поступает на выход блока 1 и дей- ствует на входы блока 2, формирователя 4 и блока 6. В формирователе 4
сигнал логической 1 действует на | -вход триггера 16 и устанааливает его в нулевое состояние. В блоке 6 сигнал логической 1 действует на 5.-ВХОДЫ счетчиков 21 и через элемент 19 - на вход счетчика 20 устанавливая их в нулевое состояние. Сигнал логической нулевого состояния счетчика 20j Действуя на входе счетчика 21 нулевого уровня, разрешает прохождение в него сигналов
10
259321
правильных ответов. В блоке 2 сигнал логической 1 действует на входы распределителя 29 и устанавливают его в нулевое состояние, а также через элемент 23 переводит регистр 27 в режим параллельной записи информации.
При отпускании клавиши Сброс в блоке 1 сигнал логического О через инвертор -12 создает положительный перепад на С-входе триггера 13 и ус- тaнaвливaet зго в единичное состоя
ние, так как на D-входе триггера 13 действует плюс источника питания U (логическая 1). При этом на прямом выходе триггера 13 и входе элемента 14 устанавливается сигнал логической . В блоке 2 сигнал логического О через элемент 30 переводит регистр 27 в режим последовательной записи информации. Сигнал логической 1 выхода старшего раз- : ряда регистра 27 пропускает определенное количество импульсов мультивибратора 25 через элемент 28 на объединенные С-входы распределителя 29, устанавливая его, а следовательно, и выходы блока 2 в определенное состояние. Сигнал логической 1 инверсного выхода триггера 16 разрешает прохождение информации с выхода блока 2 в блок 5, где зажигается индикатор, соответствующий определенной клавише блока 1, а также открывает
элемент 9. Сигнал логического О прямого выхода триггера 16 закрывает элементы 7 и 8.
, Для ответа на один вопрос учебной программы обучаемый должен сделать два ввода (нажать и отпустить две клавиши на клавиатуре 15). Первый ввод обязательный - должна быть нажата и отпущена клавиша, индикатор которой зажжен. При нажатии этой соответствующий код поступает с клавиатуры 15 на выход блока 1 и далее на вход блока 2, и вход блока 3. Кроме того, при нажатии клавиши сигнал логической 1 поступает через элемент 11 на вход элемента 14. На выходе блока 3 появляется сигнал сравнения (логическая 1) которьй поступает на вход инвертора 10 и сигналом логического О действует на вход элемента 9. На выходе элемента 9 появляется сигнал логической 1, который проходит через открытьш элемент 14 блока 1
на вход блока 2 и через инвертор 17 устанавливает сигнал логического О на С-входе триггера 16. В блоке 2 сигнал логической 1 проходит через элемент 30 на вход регистра 27 и переводит его в режим параллельной записи информации, действующей на входах ) При отпускании клавиши на С-входе триггера 16 сигнал логического О изменяется на сиг- нал логической 1 и триггер 16 устанавливается в единичное состояние. Сигнал логической 1 прямого выхода Триггера 16 открывает элементы 7 и
8,а сигнал логического О инверс- ного выхода гасит ранее зажженный индикатор блока 5 и закрывает элемент
9.На выходе элемента 9 и входе элемента 14 устанавливается сигнал логической 1. В блоке 2 в то же время на входе регистра 27 через элемент 30 устанавливается сигнал логического регистр 27 переходит в режим последовательной записи информации, действующей на его входе D. Выход старшего разряда регистра 27 сигналом логической 1 пропускает определенное количество импульсов мультивибратора 25 через элемент 28 на объединенные входы распределителя 29. При этом распределитель 29, а следовательно, и выходы блока 2 устанавливаются в определенное состояние.
Второй ввод делается обучающимся в соответствии с выбранным вариантом ответа. При нажатии клавиши, соответствующей .правильному ответу, на выхо,- де блока 3 появляется сигнал сравнения (логическая 1), который проходит через открытьй элемент 7,и элемент 23 блока 6 на объединенные С-входы счетчиков 21. Происходит запись правильного ответа в счетчик 21 нулевого уровня. Если нажата клавиша, не соответствующая правильному от- вету, то на выходе блока 3 действует сигнал логического О (сигнал несравнения) f который через инвертор to сигналом логической 1 проходит через открытый элемент на С-вход счет чика 20 блока 6. При этом счетчик 20 переходит из нулевого состояния в первое. Сигнал логической 1 первого состояния счетчика 20 действует на вход счетчика 21 первого уровня и разрешает прохождение в него пра- вильньк ответов. При этом сигнал лот. гического О нулевого состояния
счетчика 20 закрывает счетчик 21 нулевого уровня. При отпускании клавиши на С-входе триггера 16 сигнал логического О изменяется на сигнал логической 1 и триггер 16 возвращается в нулевое состояние.
Далее работа устройства происходит аналогично. При переполнении любого из счетчиков 21 первого, второго,..., К-го уровня сигнал переполнения (логическая 1) проходит через элемент 22 на объединенные входы элементов 19 и 23. С выхода элемента 19 сигнал логической 1 действует на вход счетчика 20 и устнавливает его в нулевок состояние. При этом сигнал логической 1 нулевого состояния счетчика 20 действует на вход счетчика 21 нулевого уровня и разрешает прохождение в
него правильных ответов. Одновременно с этим сигнал переполнения, (логическая 1) проходит через элемент 23 и фиксируется счетчиком 21 нулевого уровня. Если в процессе ответов счетчик 20 устанавливается в К-состояние, то сигнал логической К-го состояния устанавливается через инвертор 18 сигнал логического О на его входе и счетчик 20 блокируется. Одновременно с этим сигналы логических О остальных выходов счетчика 20 блокируют все счетчики 21. Информация о количестве правильных ответов на различных уровнях контроля знаний вьшодится с блока 6 в блок 5.
Таким образом, предлагаемое обучающее устройство по сравнению с из вестными обладает следуюнц1ми преимуществами: более высокой достоверностью контроля знаний, так как при ответе на вопрос учебной программы первый ввод является обязательным и определяется как исходной установкой устройства, так и всеми последую щими вводами, что исключает замену обучающимся предложенной ему программы на другую, ранее ему известную; более широкими дидактическими возможностями, так как с помощью устройства можно проводить контроль знаний по нескольким уровням; более высокой надежностью за счет применения интегральных микросхем с более высокой степенью интеграции, более высокой технологичностью изготовления
ормула
S
3 о
12
бре тения
Обучающее устройство, содержащее блок ввода ответов, информационный выход которого через блок кодирован и непосредственно соединен соответственно с первым и вторым входами блока сравнения, и последовательно включенные блок формирования оценки и блок индикации, о тличающе е с я тем, что, с целью повышения точности и расширения дидактических возможностей, в него введены формирователь импульсов, инвертор, два элемента И, выходы которых соединены соответственно с первым и вторым входами блока формирования оценки, и элемент И-НЕ, выход которого подключен к входу блока ввода ответов, первый управляющий выход которого
1259321
соединен с первым управляюпщм входом блока кодирования, первым входом формирования импульсов и третьим входом блока формирования оценки, а второй управляющий выход - с вторым управляющим входом блока кодирования, вторым входом формирователя импульсов и первыми входами элементов И, вторые входы которых подключены к одному выходу формирователя импульсов, другой выход которого соединен с первым входом элемента И-НЕ и вторым входом блока индикации, третий вход которого подключен к выходу блока
кодирования, выход блока сравнения соединен непосредственно с третьим входом одного элемента И, а через инвертор - с третьим входом другого элемента И и вторым входом элемента
И-НЕ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И САМОКОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ОБУЧАЕМЫХ | 2004 |
|
RU2260853C1 |
Обучающее устройство | 1983 |
|
SU1104575A2 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1987 |
|
SU1524082A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемого | 1983 |
|
SU1108483A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1987 |
|
SU1545236A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2024067C1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1986 |
|
SU1444859A1 |
Устройство для оценки работы оператора | 1990 |
|
SU1735886A1 |
Устройство для обучения | 1983 |
|
SU1273974A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1984 |
|
SU1354233A1 |
Изобретение относится к техническим средствам обучения и может быть использовано для кодирования учебной информации без использования ЭВМ. Цель изобретения - повышение точности контроля знаний и расширение дидактических возможностей устройства. Для достижения этой цели выход блока ввода ответов подключен к одному входу блока сравнения и первому входу блока кодирования одновременно, второй выход подключен к второму входу блока кодирования, одному входу формирователя импульсов и третьему входу блока формирования оценки, а третий выход подключен к третьему входу блока кодирования,другому входу формирователя импульсов и вторым объединенным входам первого и второго трехвходовшс элементов И, выходы которых подключены соответственно к первому и второму входам блока формирования оценки, а третьи объединенные входы подключены к первому выходу формирователя импульсов-, второй выход которого подключен к одному входу элемента И-НЕ и одному входу блока индикации, другой вход которого подключен к выходу блока кодирования и другому входу блока сравнения, выход которого подключен к первому входу одного элемента И и через инвертор - к первому входу другого элемента И и другому входу элемент И- НЕ, выход которого подключен к входу блока ввода ответов . 2 ил. (П 1 tvd СП ш Од 2
ewd2
2 лгг1ллллллллгшлгшплшгш1пшг
ЬшоЗ
Редактор А. Ворович
Составитель А. Карлов Техред М.Ходанич
Заказ 5126/49 . Тираж 455Подписное
. ВНИИГШ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Корректор О. Луговая
МАШИНА ЯЛЯ ОБУЧЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ | 0 |
|
SU389543A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 0 |
|
SU301730A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-09-23—Публикация
1985-04-04—Подача