Изобретение относится к устройствам для транспортирования жидкости, преимущественно топлив и может найти применение в автоцистернах и автотопливозаправщиках, предназначенных для хранения и транспортирования жидкого топлива, имеющих значительный коэффициент объемного расщирения при перепаде температуры.
По основному авт. св. № 1211169 известна цистерна, coдepжauJ,aя обечайку с горловиной и люком-лазом, закрепленные внутри обечайки кольца жесткости, перфорированные вертикальные секционные перегородки, разделяющие полость цистерны на сообщенные между собой отсеки, патрубок для замера уровня продукта, размещенный на обечайке над ближним к горловине кольцом жесткости, центральная секция вертикальной перегородки в котором соединена с прилегающими к ней секциями с одной стороны шарнирно с возможзностью поворота и фиксации ее по касательной к окружности люка-лаза, а с другой - при помощи замкового элемента с проушинами, размещенными соосно с патрубком для замера уровня продукта. Установка подвижной центральной секции вертикальной перегородки осуществляется с помощью шкворня или другого фиксирующего элемента - метрштока, проходящего через проушины замкового элемента 1.
Недостатком известной цистерны является низкая эффективность использования ее при повышенных температурах, так как для увеличенного объема топлива за счет расширения необходимо иметь дополнитльный (компенсационный) объем. В известной цистерне роль компенсационной емкости играет горловина цистерны, а так как компенсационный объем на расширение должен составлять 2% от вместимости цистерны, то горлевина имеет значительные габариты и вес.
Цель изобретения - снижение металлоемкости цистерны.
Указанная цель достигается тем, чтов цистерне центральная секция вертикальной перегородки выполнена полой с образованием герметичной емкости, одна из проушин замкового элемента, примыкающего к стенке этой емкости, и верхняя часть шкворня имеют сообшенные между собой и емкостью каналы, а горловина снабжена патрубком, размещенным на ее образующей на высоте предельного уровня продукта и соединенными с патрубком для замера уровня продукта.
На фиг. 1 представлена цистерна, разрез; на фиг. 2 - перегородка цистерны со сборно-разборными вертикалными секциями; на фиг. 3 - элемент соединения секции (шарнир), разрез; на фиг. 4 - узел 1 на фиг. 2; на фиг. 5 - центральная секция перегородки при обслуживании цистерны, вид сбоку; фиг. 6 - то же, вид сверху;
на фиг. 7 - узел II на фиг. 1; на фиг. 8 - то же вариант.
Цистерна состоит из обечайки 1 с патрубком 2 для замера уровня продукта, горловины 3,на крышке 4 которой имеется люк-лаз 5 и дыхательное отверстие 6. Внутри цистерны приварены кольца 7 жесткости, к которым прикреплены болтами 8 и гайками) перфорированные секционные перегородки 10. На внутренней стороне горловины 3 прикреплен
0 указатель 11 уровня налива топлива в цистерну, а у основания горловины к кронштейну 12 - фиксатор 13 (защелка). Высота до указателя уровня от верхней образующей обечайки 1 цистерны выбирается такой, чтобы при заполнении автоцистерны на уклоне или подъеме с углом до 3° в цистерне не мог образоваться воздушный мешок. Горловина 3 снабжена патрубком 2 соединенным с патрубком 14, расположенным на высоте предельного уровня продукта.
0 В одной из перегородок 10 центральная вертикальная секция выполнена полой и герметичной в виде перфорированной емкости 15 для выполнения эти.м баком функции компенсационной емкости, объем которой достаточен для того, чтобы жидкость при ее расширении вследствие повышения температуры на 20° оставалась в пределах горловины. Перфорация в баке выполнена в виде прорезей 16 для выполнения этой секцией функции лестницы. Емкость 15 сообщается с цистерной при помощи поплавкового обратного клапана 17, установленного в нижней части.
Центральная вертикальная секция (емкость) 15 соединена с бовыми секциями с одной стороны при помощи шкворня 18 или
с другого фиксирующего элемента, например метрштока, с осевым каналом в верхней части, пропущенного через проушины 19 (принадлежат центральной секции) и проушины 20 (принадлежат соседней секции) замкового элемента, а с другой сторг ны -
0 при помощи шарнирного соединения 21, позволяющего поворачивать емкость 15 на угол а не более 90°.
Для удобства поворота на емкости 15 имеется скоба 22. Шарнирное соединение 2 выполнено стандартным. Одна из проушин
19 выполнена с осевым кана„1ом 23 и кольцевыми проточками для уплотнительных прок.ладок 24. Проушины 19 и 20 установлены соосно с патрубком 2 для замера уровня продутка. Соосное расположение позволяет
использовать метршток 18, помимо его основного назначения, в качестве фиксирующего элемента, а за счет наличия осевого канала - ив качестве канала связи полости горловины 3 с полостью емкости 15. Угол а поворота секции (емкости) 15 может быть как
5 меньше, так и больше 90°, однако емкость 15 не должна перекрывать своей верхней стенкой площадь люка-лаза 5. Оптимальным вариантом размещения емкости 15 является установка ее в направлении касательной к окружности люка-лаза (пунктирная линия на фиг. 6). Выполнение патрубка 14 на высоте указателя 11 предельного уровня топлива на образующей горловины цистерны исключает нахождение топлива в цистерне выше этого указателя. Цистерна эксплуатируется следующим образом. В момент налива топлива в цистерну через люк-лаз 5 поплавок обратного клапана 17, перемещаясь вверх по направляющей, прижимает прокладку клапана к сливному отверстию емкости 15, разобщая ее с цистерной, цистерну заполняют до указателя 11 уровня. При перевозке топлива в автоцистерне при температуре наружного воздуха выше температуры перевозимого топлива оно расширяется и по патрубку 14, осевому каналу метрштока 18 и осевому каналу 23 проущины 19 попадает в емкость 15При опорожнении цистерны на минимальном уровне жидкости поплавок обратного клапана 17 под собственным весом опускается вниз, и топливо из емкости 15 попадает в цистерну. При движении цистерны с топливом в момент ее резкого торможения или ускорения емкость 15 через прорези 16 пропускает топливо из одного отсека цистерны в другой, выполняя роль гасителя колебаний, т.е. свою основную функцию. В момент техосмотра, когда требуется спуск в цистерну для обследования ее внутренней поверхности, центральную секцию перегородки (емкость 15) используют в качестве лестницы. Таким образом, выполнение центральной секции перегородки в виде емкости, связанной с горловиной цистерны через осевой канал 23 проущины 19 замкового элемента, осевой канал метрщтока 18 и патрубок 14 на высоте предельного уровня жидкости, соединенный с патрубком для замера уровня жидкости, позволит уменьшить металлоемкость цистерны.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Цистерна | 1984 |
|
SU1211169A1 |
Автоцистерна | 1980 |
|
SU929500A1 |
Автоцистерна | 1986 |
|
SU1331690A1 |
БОЛЬШЕГРУЗНАЯ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНАЯ АВТОЦИСТЕРНА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ, ВЗРЫВООПАСНЫХ ЖИДКОСТЕЙ | 2015 |
|
RU2602591C2 |
Автомобильная цистерна | 1983 |
|
SU1087382A1 |
БОЛЬШЕГРУЗНАЯ ВЗРЫВОБЕЗОПАСНАЯ АВТОЦИСТЕРНА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИХСЯ, ВЗРЫВООПАСНЫХ ЖИДКОСТЕЙ | 2016 |
|
RU2648492C1 |
АВТОЦИСТЕРНА-ПОЛУПРИЦЕП ДЛЯ КРИОПРОДУКТОВ | 1995 |
|
RU2112178C1 |
Протектированная автоцистерна для транспортировки углеводородного сырья | 2023 |
|
RU2818951C1 |
Цистерна | 1988 |
|
SU1599272A1 |
КОНТЕЙНЕР-ЦИСТЕРНА | 2015 |
|
RU2621957C2 |
ЦИСТЕРНА по авт. св. № 1211169, отличающаяся тем, что, с целью снижения /« /. металлоемкости, центральная секция вертикальной перегородки выполнена полой с образованием герметичной емкости, одна из проушин замкового элемента, примыкающего к стенке этой емкости, и верхняя часть шкворня имеют сообщенные между , собой и емкостью каналы, а горловина снабжена патрубком, размешенным на ее образующей на высоте предельного уровня продукта и соединенным с патрубком для замера уровня продукта. S (Л ю О) 00 ел го иг.
Фиг. Z
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Цистерна | 1984 |
|
SU1211169A1 |
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава | 1920 |
|
SU65A1 |
Авторы
Даты
1986-10-07—Публикация
1985-04-10—Подача