Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности путем уменьшения усилия расклинивания. На фиг. 1 показана схема муфты свободного хода; на фиг. 2-4- варианты выполнения муфты; на фиг. 5 - разрез А-А на фиг. 2. Муфта свобод:ного хода состоит из обоймы 1 с цилиндрической поверхностью 2, на которую в средних точках Б и В участков 3 и 4 опирается колодка 5, выполненная с отверстием 6 для соединения с приводом (не показан), например с колеблюи.1ейся тягой. Участки 3 и 4 колодок расположены под углом один к другому по одну сторону от оси враш,ения, и прямая, соединяющая точки Б и В, расположена от оси на расстоянии не более приведенного радиуса трения в пределах Н г 51пф, где г -радиус цилиндрической поверхности обоймы; (р - приведенный угол трения между обоймой и наиболее удаленным от отверстия в колодке контактным участком колодки. На участке 4 контакта колодки с обоймой в колодке выполнено гнездо 7 с цилиндрической поверхностью 8 с радиусом Ri, в котором расположен самоустанавливающийся вкладыщ 9. Поверхность 10 вкладыша 9 выполнена цилиндрической, при этом радиус R2 этой поверхности меньще радиуса Ri цилиндрической поверхности 8 гнезда 7. Цилиндрическая поверхность 11 вкладыща, контактирующая с обоймой, .может иметь радиус, равный цилиндрической поверхности обоймы или меньший Rs (фиг. 3). Муфта замыкается силой тяжести или пружиной 12. Такой же вкладыш 13 может быть установлен и на другом участке 3 колодки. На цилиндрической поверхности 2 обоймы 1 может быть выполнена клиновая канавка 14, а на конце 15 колодки - соответствующий выступ 16 (фиг. 5). Вкладыш на участке 4 колодки может быть выполнен в виде ролика 17 или сектора ролика. Вкладыши установлены на осях 18 и 19 в колодках 5. Устройство работает следующим образом. Воздействием на колодку 5 силы ее тяжести или усилия пружины 12 обеспечивается контакт и трение колодки на участках 3 и 4 относительно цилиндрической поверхности 2 обоймы 1. При ювороте колодки 5 под воздействием активного усилия Р усилие, воспринимаемое колодками, и реакции обоймы в точках Б и В возрастают соответственно преодолимому крутящему моменту. Так как усилие, сжимающее распорку, действует по линии, соединяющей точки Б и В, отклоненной от радиуса обоймы на угол, равный или меньший углу трения, то выполняется условие самоторможения участка 3 колодки относительно обоймы. Действие составной активной силы Р и также реакций, вызванных силой пружины, и силы тяжести распорки Ра в точке Б смещает опорную реакцию обоймы в точке Б в сторону уменьшения ее угла приложения относительно радиуса обоймы, что можно рассматривать как запас гарантии самоторможения. Повороту распорки относительность точки Б препятствует нормальная реакция обоймы в точке В, вызывающая в свою очередь отклонение реации обоймы Rn от радиуса на угол трения между колодкой и обоймой в точке В Осуществляется поворот обоймы по часовой стрелке под действием опорных реакций обоймы Rb и RB, отклоненных от нормалей силами трения. При движении колодки 5 в противоположном направлении опорные реакции умень шаются и муфта замыкает лишь силы тяжести или пружины. Колодка скользит участками 3 и 4 цилиндрической поверхности 2 обоймы пока усилие, приложенное к колодке 5, не меняет направление. Далее цикл повторяется. Механизм с вкладышами работает аналогично. Так как вкладыши выполнены самоустанавливающимися, то поверхности контакта участков 3 и 4 колодки и обоймы передают усилия равно.мерно по всей площади. Кроме того, отклонения размеров деталей при изготовлении от но.минальных не вызывают ухудшения несущей способности механизма до тех пор, пока угол между прямой АВ, соединяющей опорные концы распорки, и радиусом обоймы не превышает угол трения. Так как радиус оси шарнира вкладыша меньше радиуса отверстия шарнира, выполненного в колодке, при эластичной деформации деталей муфты происходит затягивание не только вкладыша относит&пьно обоймы под острым углом, но и конца колодки относительно вкладыша под более тупым углом. Это облегчает расклинивание механизма. При наличии эластичной деформации деталей муфты (фиг. 3) Ежладышем последНИИ под действием сил трения в линиях контакта его с обоймой и колодкой незначительно поворачивается, исключая затягивание конца колодки. При этом расстояние между линиями контакта увеличивается. При расклинивании муфты вкладыш свободно поворачивается в противоположную сторону. В муфте с роликом обойма в точке контакта ее с роликом воспринимает только нормальное усилие, и поворот ее осуществляется под действием другого конца колодки, причем заклинивание муфты происходит не затягиванием колодки, а сжиманием конца колодки,расположенного дальше от отверстия 6, и обоймы под углом, близким к перпендикулярному.
Муфта позволяет увеличить несущую способность, облегчить расклинивание механизма и предотвратить затягивание конца распорки, расположенного ближе к отверстию в колодке.
Формула изобретения
Муфта свободного хода содержащая обойму, колодку с отверстием для соединения с приводом, контактирующую с обоймой на двух участках, расположенных под углом друг к другу по одну сторону от оси муфты и расстоянии не более приведенного радиуса трения, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности путем уменьшения усилия расклинивания, она снабжена самоустанавливаюши.мся вкладышем с цилиндрическими поверхностями, а на участке контакта с обоймой, расположенном ближе к отверстию, выполнено гнездо с цилиндрической поверхностью и в нем установлен вкладыш контактирующий с цилиндрическими поверхностями гнезда и обоймы, при этом радиус поверхности вкладыша меньше радиуса контактирующей с ней поверхности гнезда.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта свободного хода | 1987 |
|
SU1474353A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
Клиновой механизм свободного хода | 1981 |
|
SU1049701A1 |
ШАРИКОВАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2184289C2 |
МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА | 1971 |
|
SU314940A1 |
Самотормозящаяся реверсивная муфта | 1978 |
|
SU796536A1 |
Муфта свободного хода | 2020 |
|
RU2734150C1 |
Устройство для арретирования гироузловгиРОСТАбилизиРОВАННыХ гРАВиМЕТРОВ | 1979 |
|
SU851310A1 |
Управляемая обгонная муфта | 1988 |
|
SU1581921A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ РЕГУЛИРУЮЩИЙ РАЗЖИМ ДЛЯ БАРАБАННОГО ТОРМОЗА | 1994 |
|
RU2126504C1 |
Изобретение относится к машиностроению. Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения усилия расклинивания. Муфта состоит из обоймы 1 с цилиндрической поверхностью 2, на которую участками 3 и 4 опирается колодка 5. На каподке имеется отверстие 6 для соединения с приводом. Участки 3 и 4 колодок расположены под углом друг к другу по одну сторону от оси муфты и на расстоянии не более приведенного радиуса трения. На колодке 5, ближе к отверстию 6, на осях установлены самоустанавливаюшиеся вкладыши 9 и 13 с двумя цилиндрическими поверхностя.ми. В колодке 5 выполнены гнезда 7 с цилиндрическими поверхностями и в них установлены вкладыши, контактирующие с цилиндрическими поверхностями гнезда и обоймы. Радиус поверхности вкладыша меньше радиуса контактирующей с ней поверхности гнезда. При повороте колодки она распирается между обоймой и опорой, (С расположенной в отверстии 6. При обратном ходе колодка расклинивается. 5 ил. (Л ГУ Риг.2
Муфта свободного хода | 1977 |
|
SU641206A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Самотормозящаяся реверсивная муфта | 1978 |
|
SU796536A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-12-07—Публикация
1984-11-20—Подача