1
Изобретение относится к диагн с- тике механизмов и машин, в частно с- ти двигателей внутреннего сгорания
(две).
Целью изобретения является повышение точности и расширение круга даагностируемых параметров ДВС, т.е повышение эффективности устройства для виброакустического диагностирования механизмов,
На фиг. 1 приведена блок-схема устройства для виброакустического диагностирования ДВС; на фиг. 2 - зависимость диагностического парамера - коэффициента v вариации амплитуд А виброимпульсов от частоты f селекции вибрации при разных технических состояниях, например при раных боковых зарядах (3 S) газораспределительного механизма.
В состав устройства для диагностирования ДВС ВХОДЯТ вибродатчик 1, фильтры 2 - 6,измерительно-вычилительный блок 7 и фазоизбирательн устройство 8.
Принцип работы устройства следу ющпй.
Сигнал вибродатчика 1, установленного в контрольную точку диагностируемого механизма, подается н фильтры 2-5, настроенные на разн
частоты f,,..., f, в диапазоне волн, соизмеримых с геометрическими размерами соударяемых площадей проверяемого сопряжения. При этом частоты селекции вибросигнала выбраны так, что как минимум два из них f,, f2 находятся на одном, а остальные f, f - на другом склоне зависимости v(f) для исправного механизма с максимумом v, при f (фиг. 2). Фильтр 6, подключенный параллельно с фильтрами 2-5, настроен на часто ту f метрологически обеспеченного диапазона вибродатчика 1, Виброимпульсы разных частот, селектированные с помощью фильтров 2-6, подаются на измерительные входы измерительно-вычислительного блока 7. На управляняций вход измерительно-вычислительного блока 7 подаются импульсы стробирования от фазоизбирательно го устройства В, работающего синхронно с ДВС.
Пример. Диагностируется клапан газораспределительного механизма (ГРМ) тракторного дизеля СВД-62. Фильтры 2-5 настроены на
S
частоты кГц, кГц, f. кГц, кГц. Измерительно- вычислительным блоком 7 измеряются и фиксируются амплитуды, например, 100 виброимпульсов, возбуждаеМ)1х посадкой клапана ГРМ, на каждой частоте fд, f,...,f4 селекции вибросигнала. Блоком 7 вычисляются средние значения и коэффициенты v вариации амплитуд виброимпульсов названных частот.
Пусть соответствующие значения коэффициентов будут спедуюпщми: V, 20%, V 50%, , v.21%. По
(«
э ...
v и f,,,..,f находят вели0
5
0
чину максимального значения Vr- коТп
эффнциента вариации и соответствующей частоты f. В первом приближении это осуществляется измерительно- вычислительным блоком 7 путем линейной экстраполяции. По точкам (f, , 2, v) находят постоянные первого, а по (f,, v,) и
V, )
C,j ВТОи (f, k, и с,
(4 4 постоянные тл рого линейного уравнения. Система этих уравнений представляется в виде
V k,f-c,
v -V-cJ
5
0
45
Решением системы (1) для данных, приведен1й1з вьшге, получают v-,59,2%; ... 102,3 кГц.
По величине fд делают вывод о соосности тарелки и седпа клапана ГРМ: если частота f превышает критическое значение кГц, сопряжение клапан - седло выбраковывается.
Боковой зазор S в системе стержень-втулка ГРМ связан с коэффициентом варивации v- амплитуд виброимпульсов согласно регрессивному уравнению
где
S v(),
,2.Ю-М ,6.
(2)
постоянные ГРМ дизеля СМД-62. Среднее значение А амплитуды виброимпульсов в метрологически обеспеченном диапазоне (д) вибродатчика связано с тепловым h и боковым S зазорами через регрессионное уравнение
55
Лч
А Bh (),
(3)
где В, п, m постоянные дпя конкретного типа ДВС.
Известные устройства обеспечивают диагностирование по зависимости А и не определяют S.
Из з.ависимости (3) находят тепловой зазор h.
Выработка диагноза по (2) и (3) программируется в измерительно-вычислительное устройство 7 или осуществляется самостоятельно по результатам измерений и первичной обработки измерительных данных (А, v ,, .. .v. ) .
При диагностировании цилиндро- поршневой группы (ЦПГ), аналогично, по f и v определяют условия (геометрию зоны) ударой, чем обеспечивается уточнение диазноза теплового зазора ЦПГ.
Тем сакым за счет фильтрации вибросигнала на нескольких частотах предлагаемое устройство обеспечивает расширение круга диагностируемз1Х параметров (соосность и геометрию зоны соударения, боковой зазор ГРМ) и повышение точности виброакустического диагностирования ДВС.
рмула и
4°
3 о
бретения
0
5
0
5
Устройство для диагностирования двигателя внутреннего сгорания по параметрам вибрации проверяемого сопряжения, содержащее вибродатчик, фильтр, измерительно-вычислительный блок и фазоизбиратепьное устройство, причем вибродатчик последовательно через фильтр связан с измерительно™ вычислительным блоком, соединенным с фазоизбирательным устройством, отличающееся тем, что, с целью повьппения эффективности, оно 1;одержит дополнительно не менее четырех полосовых фильтров, один из которых настроен на метрологически обеспеченный диапазон вибродатчика, а остальные - на разные частоты в диапазоне волн, соизмеримых с геометрическими размерами coyдapяe в IX ппощадей проверяемого сопряжения, причем фильтры включены параллельно в связь вибродатчика с-измерйтельно- ,вычислительным блоком.
I
1/0
,
WO200300
фае. Z
Составитель Т. Мете Редактор Л. Повхан Техред Л.Сердюкова Корректор Е. Сирохман
Заказ 7428/38Тираж 776Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производ ственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
4ffff
SOU f,
Изобретение относится к области диагностики механизмов и машин, преимущественно двигателей внутреннего сгорания (две). Цель изобретения - повьшение эффективности диагностирования путем увеличения точности и расширения круга диагностируеьых параметров ДЕС. Поставленная цель достигается тем, что в устройствр диагностирования, содержащее вибродатчик 1, фильтр 2, изме,рительно4 вычислительный блок 7 и фазоизбира- тельное устройство 8, дополнительно введены не менее четырех полосовых 4мльтров 3,4,5 и 6, соединенных параллельно в связь вибродатчика 1 с измерительно-вычислительным блоком 7. Причем один из фильтров настроен. на метрологически Обеспеченный частотный диапазон вибродатчика, а остальные - на разные частоты в диапазоне волн, соизмериьв)1Х с геометрическими размерами соударяемых площадей поверяемого сопряжения. Измеряют пределы варьирования виброимпульсов и определяют частоту селекции вибросигнала, соответствующую максимальному варьированию. Определенные описанным путем параметры технического состояния две используют для корректирования результатов диагностирования по вибрации в нормированном диапазоне вибродатчика. 2 ил. (Л го 00 САЭ СП 00 оо 8 фие.1
Способ диагностирования двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления | 1982 |
|
SU1075113A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-01-15—Публикация
1984-08-06—Подача