U
х
г/г. /
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний роторов, например , турбомашин.
Целью изобретения является повы- шение эффективности демпфирования колебаний роторов за счет того, что коэффициент передачи усилия через опору минимальный.
На фиг.1 изображен предлагаемый демпфер, продольный разрез; на фиг.2 разрез А-А на фиг.1; на фиг.З - узе 1 на фиг.1.
Демпфер содержит две коаксиально расположенные втулки, внутренняя из которых, являясь втулкой 1 вибратор напрессована на подшипник 2 качения и установлена с зазором 3 в наружну втулку А статора. Кроме того, демпфер имеет уплотнительные разрезные .металлические кольца 5 и 6, установленный в наружной втулке 4 штифт 7 подпружиненный по оси пружиной 8, рец которого так же, как и ответная поверхность прорези 9, имеет скос, угол наклона которого направлен к оси втулок, а его величина
tg 05А,
где й- величина зазора 3 между . втулками; h - глубина, на которую штифт входит во внутреннюю втулку 1 при ее концентричном положении относительно наружной втулки 4, которая установлена в корпусе 10 и имеет от верстия 11 для подачи смазки.
На обращенных одна к другой цилиндрических поверхностях втулок выполнены расположенные напротив отверстия 11 для подачи смазки, чередующиеся клиновидные выступы 12 и впадины 13, входящие друг в друга с окружным и радиальным зазором (фиг.2).
Предлагаемый демпфер работает следующим образом.
При колебаниях наружной втулки 1 вибратора смазка из демпферного зазора 3 вытесняется. При этом происходит рассеяние энергии колебаний, что приводит к значительному снижению коэффициента передачи усилий на резонансных и околорезонансных режимах. На резонансных режимах при колебаниях втулки 1 вибратора с амплитудой А штифт 7, торец которого так же, как и ответная поверхность в углублении в втулке 1 вибратора
5
0
5
0
5
где
0
0
5
0
5
скошен под углом о(. (tg(i 0,5в-), выходит из углубления во втулке 1 вибратора, вследствие чего втулка 1 вибратора провернется в сторону вращения ротора,, При этом клиновидные выступы 12, вьтолненные на втулке 4 статора, и впадины 13 - на втулке 1 вибратора, войдут в зацепление. В результате этого демпфирование в опоре исключается и в рабочем режиме имеется минимальный коэффициент передачи усилий через опору. При уменьшении частоты вращения ротора до резонансной CRua давления подачи смазки в демпферный зазор 3, которая подбирается изменением диаметра отверстий 11 для подачи смазки, превьш1ает силу, возникающую от вращения ротора, и клиновидные выступы 12 и впадины 13 выходят из зацепления. При этом щтифт 7 под действием пружины 8 входит в углубление, выполненное во втулке 1 вибратора, и опора работает с демпфированием.
Формула изобретения
1.Гидр одинамический демпфер опор роторов, содержащий две расположенные коаксиально с зазором между обращенными друг к другу поверхностями втулки, наружная из которых имеет отверстия для подачи смазки в зазор, установленный в последней одним концом штифт, взаимодействующий свободным концом с ответной прорезью на торце внутренней втулки, и торцовые уплотнительные кольца, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности демпфирования, на обращенных друг к другу цилиндрических поверхностях втулок выполнены расположенные напротив отверстий для подачи смазки чередующиеся клиновые выступы и впа,цины, входящие друг в друга с окружным и радиальным зазором, штифт подпружинен по оси и имеет на свободном конце скос, а взимодейст- вующая с ним поверхность прорези имеет ответньй скос, угол наклона которого направлен к оси втулок.
2,Демпфер поп.1, отличающийся тем, что угол наклона скоса штифта и ответной поверхности прорези определен из соотношения
tp.ot -%
4 - величина зазора межд,у втулками;
h - глубина, на которую штифт входит во внутреннюю втулку
при ее концентричном положении относительно наружной втулки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидродинамический демпфер | 1983 |
|
SU1161734A1 |
Демпфер опор роторов турбин | 1987 |
|
SU1539423A1 |
Гидродинамический демпфер | 1990 |
|
SU1821587A1 |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКИЙ ДЕМПФЕР | 2000 |
|
RU2179666C2 |
Демпфирующее устройство опор роторов турбомашин | 1977 |
|
SU775470A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2572444C1 |
Гидродинамический демпфер | 1990 |
|
SU1821586A1 |
УПРУГОДЕМПФЕРНАЯ ОПОРА РОТОРА ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ С ДРОССЕЛЬНЫМИ КАНАВКАМИ | 2014 |
|
RU2583206C1 |
ДЕМПФЕР КОМБИНИРОВАННОГО ТРЕНИЯ ОПОР РОТОРОВ | 1991 |
|
RU2020311C1 |
ОПОРА ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ), КОРПУС ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КОРПУС РОЛИКОПОДШИПНИКА ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, КАСКАД УПЛОТНЕНИЙ ОПОРЫ ВАЛА РОТОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2603386C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для гашения колебаний роторов, нап10 5 ример, турбомашин. Целью изобретения является повышение эффективности ,- демпфирования колебаний роторов за счет того, что на обращенных друг к другу поверхностях втулок вьшолнены расположенные напротив отверстия 11 для подачи смазки, чередующиеся клиновидные выступы 12 и впадины, входящие друг в друга с окружным и радиальным зазором. При колебаниях наружной втулки 1 вибратора смазка из демпферного зазора 3 вытесняется. При этом происходит рассеяние энергии колебаний, что приводит к значительному снижению коэффициента передачи усилий резонансных и околорезонансных режимов. 1 з.п.ф-лы, 3 ил. А о $ (Л С О1 О оо ЙУУг
/3
Редактор А.Петров
Составитель А.Машкин
Техред И.Попович Корректор А.Обручар
Заказ 600/39 Тираж 812 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
фиг.З
Патент США № 3332426, кл | |||
Распределительный механизм для паровых машин | 1921 |
|
SU308A1 |
Гидродинамический демпфер опор | 1978 |
|
SU754141A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-03-07—Публикация
1985-05-20—Подача