t1
Изобретение относится к средствам для хранения информации и может быть использовано при поиске нового и необычного в словотворчестве, а также в изобразительном и техническом творчестве.
Цель изобретения - увеличение объема хранимой информации и расширение функциональных возможностей за счет возможности использования устройства для развития творческого мышления,
На фиг.1 изображено устройство для хранения и выдачи информации;на фиг. 2 и 3 - варианты выполнения устройства.
Устройство для хранения и выдачи информации содержит блок 1 кубической формы с нанесенными .на его боковой поверхности цифровыми обозначениями 2 в направлении осей координат и выдвижные информационные ячейки. При этом каждая выдвижная информационная ячейка представляет собой отдельный элемент 3 в виде призмы, а информационные обозначения 4 нанесены на их смежных боковых гранях.
Для смены информации в выдвижных информационных ячейках (элементах) 3 устройство имеет съемное прозрачное покрытие 5, выполненное, например, из стекла или пленки, под которое помещают информационные обозначения 4, выполненные на кусочках бумаги.
Кроме того, выдвижные информационные ячейки могут быть соединены между собой дополнительными элементами
6 замкового соединения типа ласточкин хвост.
Устройство также может быть усПосле такой или аналогичной зарядки морфологических ящиков участник мозгового штурма вьщвигает любой эле- 35 мент 3 в ящике S, затем любой элемент 3 в ящике Р. Этот и все остальные участники предлагают варианты подсказанного изменения. После этого выдвигают элемент ящика Р, подскатановлено на основании 7 посредством зывающий другой вид изменения, и предштифтов 8 с возможностью перемещения и сближения двух аналогичных блоков 1.
Кажда1й из блоков 1 (фиг.З) представляет собой морфологический ящик, при этом один из них субъектньй (S), а другой предикатный (Р).
Субъектный морфологический ящик S предназначен для образования ло45
лагают варианты этого изменения и т.д. .
Все варианты изменений записывают на бумаге или магнитофоне для последующего анализе возможностей применения.
Аналогичным образом предлагаемое устройство реализует все другие методы активизации творчества: метод
гического субъекта, т.е. группы под- фокальных объектов, метод морфологи- лежащего, путем сочетания значений, выделяемых выдвижными элементами 3 из соответствующего ряда.
Каждый такой ряд предварительно выбранных подсказывающих значений, вопросов или указаний образует ось координат морфологического ящика с цифровыми обозначениями 2.
55
ческого анализа, синектика, методы контрольных вопросов, АРИЗ, ФСА.
Применимость и эффективность всех этих методов значительно возрастает, если содержащиеся в них логические подсказки сгруппировать по степени универсальности: первая группа или первая ось координат - под
Предикатный морфолог ический ящик Р предназначен для образования группы логического сказуемого путем аналогичного перемещения элементов 3 и выделения указанным перемещением значений из соответствующих осей.
Устройство работает следующим образом.
Для реализации, например, метода мозгового штурма ведущий занятие заряжает логическими подсказками элементы 3 ящиков S и Р. При этом элементы 3 ящика S заряжают названиями объектов, подлежащих изменению (ло- гические подлежащие). Элементы 3 ящика Р заряжают вопросами, которыми ведущий активизирует и нацеливает мьш- ление участников мозгового штурма. Ответы на эти вопросы образуют логическое сказуемое.
Вопросы - логические подсказки - должны составлять ряд значений,чем-то объединенных, и образовывать ось координат морфологического ящика. Например, ось внешний вид со значениями: число объектов: размер каждого, форма; цвет; взаимное расположение.
Следующие оси: физические свойст
ва, химические свойства, биологические,
После такой или аналогичной зарядки морфологических ящиков участник мозгового штурма вьщвигает любой эле- 35 мент 3 в ящике S, затем любой элемент 3 в ящике Р. Этот и все остальные участники предлагают варианты подсказанного изменения. После этого выдвигают элемент ящика Р, подска зывающий другой вид изменения, и пред45
лагают варианты этого изменения и т.д. .
Все варианты изменений записывают на бумаге или магнитофоне для последующего анализе возможностей применения.
Аналогичным образом предлагаемое устройство реализует все другие методы активизации творчества: метод
фокальных объектов, метод морфологи-
фокальных объектов, метод морфологи-
55
ческого анализа, синектика, методы контрольных вопросов, АРИЗ, ФСА.
Применимость и эффективность всех этих методов значительно возрастает, если содержащиеся в них логические подсказки сгруппировать по степени универсальности: первая группа или первая ось координат - подсказки, действенные во всех или почти во всех видах творчества; вторая группа или вторая ось - подсказки, действенные для нескольких видов тво чества; третья группа (все остальные оси) - подсказки, действенные для отдельных видов творчества.
После нанесения таких осей устройство позволяет специалистам и учащимся постичь сразу суть каждого метода и тут же приступить к практическому его использованию.
Кроме того, устройство открывает возможность создания способа игровой активизации всех областей творчества: словесного, изобразительного,технического, фокусов, загадок, шуток и юмора. При этом способ не дает осечек - не дает обычных или абсолютно неприемлемых сочетаний.
Решение, полученное этим способом обязательно непривычно, эффектно и приемлемо хотя бы в одной из указанных областей.
Это достигается тем, что при создании любого нового сочетания используют всеобпщй принцип диалектики,который можно выразить так: всякий по правилам созданный объект должен не исключать, а включать сумму основных положительных свойств предшественника и минимум одно дополнительное положительное свойство.
Это правило, исключающее сомнительные осечки в творчестве, реализуется следующим образом. По крайней мере на один эле мент 3 предикатной части наносят два; символа 4: 2rCgj;f, - сумма свойств, обеспечивающих основное назначение анализируемого, и Сдоп - минимум одно дополнительно желаемое свойство-назначение, и при поиске нового сочетания первым выдвигают и используют в качестве логической Подсказки этот элемент,
Вторым правилом, исключающим сомнительности в творчестве, является другой принцип диалектики, можно сформулировать так: все правильно созданное - есть единство и борьба (взаимодействие) противоположностей.
С этой целью все элементы предикатной части делают носителями пар обобщенных значений, отличающихся друг от друга частицей не или ан- ти, и элементы этой группы делают путем вьщвижения сочетаний с остальр-
12954324
ными элементами предикатной части и с любым сочетанием элементов субъектной части.
Оба указанных условия можно представить как
ZC
оси
+ С
,оп )
т.е. общая сумма свойств итогового должна содержать старое - основные свойства предшественника, и новое - минимум одно дополнительное свойство, при этом новое и старое противоречат друг другу: отличаются частицей не или анти.
Соответств тощие этим противоречиям элементы 3, т.е. носители подсказывающего противоречия, делают непременными всех сочетаний, для чего их, как правило, перемещают первыми.;
Требования к остальным рубрикам менее категоричны. Они будут оптимальны, если их число, т.е. подсказывающих значений, минимально, а объем значений исчерпывающий.
Подсказывающие значения можно определить: эмпирически - путем обобщения множества изобретательных идей и решений; логически - путем анализа по правилам обычной, аристотелевской логики или диалектической.
Обобщая идеи и решения в словесном творчестве, в сказках, в фантастике, в фокусах, в изошутках и техническом творчестве, нетрудно выявить всеобщий для них прием двойника и прием, сородича,
Тот и другой можно и нужно включить в число логических подсказок и отвести каждому минимум один пункт на оси морфологического ящика.
Примеры их использования для быстрого нахождения (или разгадки) новогр и необычного в далеких друг от, друга областях творчества можно привести самые различные.
Так, например, область словотворчества:
Ой, как обсвечкана (елка)-,.
Отмухиваюсь.
Необходимо быстро предложить нечто не менее эффектное.
Ситуация из другого вида творчест- .ва.
Фокусник дает зрителям осмотреть матерчатый мешочек, опускает в него кольцо, взятое у зрителя, и перевя
20
25
f
зьшает снаружи уголок мешочка с кольцом внутри. Не развязывая нитки, фокусник возвращает кольцо владельцуj, а мешочек оказывается пуст.
В данном случае необходимо быстро предложить решение этого фокуса.
Все три задачи решают одним и тем же Способом: выдвигают элемент 3 - носитель искомого противоречия, а затем элемент - носитель приема.Произносят или записывают то, что они вместе подсказывают. Это и будет формулировка искомого решения или искомой идеи.
Действительно, выдвинутый первым элемент-носитель искомого противоречия - подсказывает: Должно появиться нечто, обеспечивающее дополнительное положительное свойство, отли- чающееся частицей не или анти от основных свойств предшественника. Л выдвинутый затем элемент- 100 носитель приема - подсказывает: надо использовать части-двойники или объекты двойники. . Так и делают:
Елка обсвечена - рассвечкана (части-двойники),
Елка обсвечкана - обсвечкана (объ- екты-двойники)S30
Я отмухиваюсь - отмухиваюсь
Проверяем наличие, искомого противоречия. ..
Было Cjjcf, 9 т.е. основное назначение исходных слов - указание на ка- 35 кое-то большое число свечек на елке или движений рук (отгоняющих мух).
Появилось (+ Сдоп.) т.е. указание не на это, а на иное, значительно большее число свечек или движений 4Q (противоречие не..«,а...).
Затем выдвигают элемент - носитель приема сородича. Он подсказьшает, надо использовать сородича анализируемой части или целого.45
Получают:
Об..,свечка...на, об...лампочка.., на (елка)i
От..,мухи...ваюсьр от...пчелы... ваюсь..50
Применительно к приведенному фокусу вьщвинутый элемент 3 с приемом двойника подсказывает: должно быть кольцо-двойник. А элемент 3 с приемом сородича подсказывает: должен 55 быть сородич кольцу, взятому у зрителя. А еще ранее выдвинутый элемент 3 с искомым противоречием под1295432«
сказывает: в итоге должно быть кольцо зрителя - целое, золотое, широкое и должно быть нечто, противоречащее этому, отличающееся только 5 частицей не или кольцо не зрителя, не обычное - не целое, не золотое, не широкое. Идея фокуса разгадана. Осталось догадаться, что не целое кольцо имеет концы, О не широкиеS а узкие. Если они еще и острые,то способны проколоть ткань мешоч.а и кольцо исчезнет из него.
Указанные приемы не менее действительны и при изобретении сложных сюже- 15 тов сказок и комедий, при рождении фантастики и технических решений на грани фантастики.
Пример этому: из корпусов ракет нужно создать космическую станцию по принципу:
1 ракета в 100 м - 1 ракета в
3
космическаястанция в 200 м- + 127,4 м .
1paK iiTa в 100 2 ракеты по 100 м - космическаястанция в 200м + 32Д м- .
2; зкеты по 100 м- +2 ракеты по 100 г-- космическаястанция з 400 м +
м
61:
этом появляющиеся дополнительные сотни кубометров5 как ка:жется,не т|.::5уют НИ дополнительного материала, нч :.юполнительного горючего. Техни- . к.ая задача на грани фантастики, од;)ако ее решение возможно.
Используют все ту же подсказку: должны быть части-двойники (но удвоение ракет по условию задачи исключено) А ей предшествовала более важная подсказка - необходимо противоречие: CfffH - соединение корпусов ракет поперечными торцами и Сдоп - соединение этих корпусов не поперечными торцами (а продольными). Или иное подсказывающее противоречие: С - корпуса должны быть целыми и - корпуса долэкны быть не цельши.
Идея решения раскрыта: когда надо, корпуса целые и имеют только поперечные торцы, а когда надо, корпуса не , разъединившиеся, и появляются продольные торцы.
При правильном подборе значений для морфологических ящиков предлагаемое устройство не дает или почти не дает творческих пустышек - нигде не приемлемых идей или решений,общее число которых составляет 6 .
5
100
3
космическаястанция в 200 м- + 127,4 м .
1paK iiTa в 100 2 ракеты по 100 м - космическаястанция в 200м + 32Д м- .
2; зкеты по 100 м- +2 ракеты по 100 г-- космическаястанция з 400 м +
f
м
61:
этом появляющиеся дополнительные сотни кубометров5 как ка:жется,не т|.::5уют НИ дополнительного материала нч :.юполнительного горючего. Техни- . к.ая задача на грани фантастики, од;)ако ее решение возможно.
Используют все ту же подсказку: должны быть части-двойники (но удвоение ракет по условию задачи исключено) А ей предшествовала более важная подсказка - необходимо противоречие: CfffH - соединение корпусов ракет поперечными торцами и Сдоп - соединение этих корпусов не поперечными торцами (а продольными). Или иное подсказывающее противоречие: С - корпуса должны быть целыми и - корпуса долэкны быть не цельши.
Идея решения раскрыта: когда надо корпуса целые и имеют только поперечные торцы, а когда надо, корпуса не , разъединившиеся, и появляются продольные торцы.
При правильном подборе значений для морфологических ящиков предлагаемое устройство не дает или почти не дает творческих пустышек - нигде не приемлемых идей или решений,общее число которых составляет 6 .
7
Это фактическое число сочетаний находится в морфологическом кубике, заключенном между торцами двух, четрех или шести морфологических ящико
Изобретение позволяет увеличить объем хранимой информации и расширить функциональные возможности за счет использования устройства для хранения и вьщачи информации для равития творческого мышления.
Формула изобретения
Устройство для хранения и выдачи информации, содержащее блок кубичес6.
8
кой формы с нанесенными на его боковой поверхности цифровыми обозначениями в направлении осей координат и выдвижные информационные ячейки, о т- личающееся тем, что, с целью увеличения объема хранимой информации и расширения функциональных возможностей за счет возможности использования устройства Для развития твцрческого мышления, каждая выдвижная информационная ячейка выполнена в виде призмы, а информационные обозначения нанесены на их смежных боковых гранях.
П
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ И СИСТЕМА ИНТЕРАКТИВНОГО СОЗДАНИЯ КИНОПРОДУКТОВ "БУРИМЕ" | 2012 |
|
RU2536381C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ | 1997 |
|
RU2132574C1 |
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК | 2013 |
|
RU2536194C2 |
Способ автоматизированного формирования решений по выбору параметров электронной образовательной среды | 2017 |
|
RU2669508C1 |
НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ ЧЕЛОВЕК | 2011 |
|
RU2520049C2 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ДЛЯ МАШИННОГО ИЗВЛЕЧЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | 2015 |
|
RU2592396C1 |
Прибор для обучения чтению и графике | 1926 |
|
SU16926A1 |
СПОСОБ И СРЕДСТВО ВИЗУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПАЦИЕНТА | 2010 |
|
RU2452526C2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМИ ОБ ИНЪЕКЦИИ КОНТРАСТНЫХ ВЕЩЕСТВ | 2012 |
|
RU2634297C2 |
СПОСОБ КЛАСТЕРИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОИСКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СЕМАНТИКИ | 2014 |
|
RU2564629C1 |
Изобретение относится к устройствам для хранения информации и позволяет увеличить объем хранимой информации и расширить функциональные возможности устройства за счет его использования для развития творческого мышления. Устройство для хранения и выдачи ине})ормации имеет выд- Bt-ганые информационные ячейки, каждая из которых представляет собой элемент 3, выполненный в виде призмы. При этом информационные обозначения 4 нанесены на смежных боковых гранях элементов 3. 3 ил. (Л Фиг. 1
$
Фиг. 2
Составитель А. Можаев
Редактор Н. Рогулич Техред И.Попович Корректор И. Муска .
Заказ 621/57 Тираж 434 Подписное ВНШШИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная,4,
Патент США № 3481657, кл | |||
Способ обработки шкур | 1921 |
|
SU312A1 |
Авторы
Даты
1987-03-07—Публикация
1984-12-11—Подача