Изобретение относится к электро технике и может быть использовано при создании вентильных электродвигателей (ВД) с минимальным числом свйзей между электромеханическим преобразователем и коммутатором.
Цель изобретения - повьтгение надежности ВД.
На фиг,1 представлена схема ВД; на фиг.2 - напряжения на элементах схемы.
Однофазная обмотка 1 якоря соединена с зажимами двуполярной цепи питания через транзисторы 2 и 3, причем через транзистор 2-е положительным зажимом цепи питания, а через транзистор 3-е отрицательным. Цепь питания выполнена со средней точкой, и обмотка якоря связана с ней через резистор 4, Общая точка обмотки и транзисторов 2 и 3 (точка а) связана с входом усилителя 5 непосредственно, а общая точка резистора 4 и обмотки (точка б) - через первый инвертирующий усилитель 6. Выход усилителя 5 соединен с инвертирующим входом первого и неинвертирующим входом второго компараторов соответственно 7 и 8, Опорный вход первого компаратора 7 соединен с положительным, а опорный вход второго компаратора 8 - с отрицательными зажимами цепи питания. Выход первого компаратора связан через второй инвертирующий усилитель 9 с управляющей цепью первого транзистора 2, а выход второго компаратора - с управляющей Цепью второго транзистора 3. Резисто 4 и усилители 5 и 6 используются для выделения ЭДС из сигнала сложной формы, который образуется при вращении ротора электродвигателя в его якорной обмотке. Компараторы 7, 8 и второй инвертирующий усилитель 9 используются для управления включением и выключением транзисторов 2 и 3, Для обеспечения начального вращения ротора используются реле 10, размыкающий контакт 11 которого включен параллельно транзистору 2 между обмоткой 1 и положительным зажимом цепи питания.
Конденсатор 12 и резистор 13 служат для задания времени срабатывания реле 10. Резисторы 14 и 15, 16 и 17, 18 и 19 служат для задания коэффициентов передачи первого инвертирующего усилителя 6, усилителя 5 и второг
5
0
5
0
5
инвертирующего усилителя 9 соответственно. Резисторы 20 и 21, 22 и 23 служат для задания порогов срабатывания компараторов 7 и В соответственно. Резисторы 24 и 25 - ограничительные .
Якорная обмотка подключается к цепям питания в такие моменты времени, когда ЭДС, наводимая в обмотке полем ротора, сохраняет один знак, причем при изменении знака ЭДС изменяется и направление протекающего по обмотке тока. На фиг.2 показана диаграмма ЭДС и напряжения цепи питания, где и, и Цц соответствуют уровням срабатывания первого и второго компараторов соответственно, п.(г соответствует величине напряжения между зажимами цепи питания и ее средней точкой, Е - максимальное значение ЭДС, наводимой в обмотке электродвигателя.
Управление работой транзисторов 2 и 3 осуществляется с помощью первого и второго компараторов 7 и 8 соответственно. Компараторы срабатывают при превьпяении ЭДС (по абсолютной величине) их опорных напряжений и U) соответственно. Длительность открытого сос7 ояния транзисторов 2 и 3, т.е. ширина участков а - б и в - г выбирается уровнями порогов и, и UK, регулируемых резисторами 20 и 21, 22 и 23 соответственно.
Выделение ЭДС осуществляется усилителями 5,6 и резистором 4. Напряжение, снимаемое с точки а равно
(R,+R),(1)
где е ЭДС, наводимая в обмоткеJ
Кд - активное сопротивление якорной обмотки j i - ток, протекающий по обмотке.
Выбирая , уравнение (1) преобразуем к виду
Uq e+iR4(1+K).(2)
Это напряжение подается на первый инвертирующий усилитель 6 с коэффициентом передачи, равным 1/(1+R). С точки б снимается сигнал Ug.iR .
На выходе усилителя 5 присутствует два противофазных сигнала: с точки а и с выхода первого инвертирующего усилителя 6
ах-з
и
вых.6
(3)
Выбирая коэффициент усилителя 5, равный (К+1), на выходе усилителя 5 получим сигнал, равный ЭДС.
Усилители 5, 6 и 9, компараторы 7, 8 и соединенные с ними резисторы образуют функциональный преобразователь для выделения .сигнала, пропорционального ЭДС.
Электродвигатель работает следующим образом.
Устройство для установки ротора в исходное положение в нерабочем состоянии электродвигателя фиксирует ротор относительно .обмотки в таком положении, что в момент подключения двигателя к цепи питания протекающий по обмотке пусковой ток, взаимодействуя с магнитным потоком ротора, создает пусковой момент, имеющий требуемое направление. Протекание тока по обмотке при подключении к цепи питания осуществляется через размыкающий контакт 11. Размыкание контакта 11 происходит при срабатывании реле to. Длительность импульса пускового тока, т.е. время срабатывания реле to, задается элементами 12 и 13. Возникающая при вращении ротора ЭДС в обмотке вьщеляется усилителями 5, 6 и резистором 4 и поступает на компараторы 7 и 8, которые, срабатывая поочередно, открывают транзисторы 2 и 3. Так как выходной сигнал сработавшего компаратора является отрицательным, а транзистор 2 - п-р-п типа и для его открывания необходимым положительный сигнал, то сигнал с компаратора 7 инвертируется вторым усилителем 9.
Таким образом, ЭДС, возникающая в обмотке, используется для управления работой коммутатора электродвигателя, поэтому для коммутации не тре
буется специального датчика положения ротора, что упрощает функциональную схему электродвигателя и повышает его надежность.
Формула изобретения
Вентильный электродвигатель, содержащий ротор с постоянным магни
0
5
0
5
0
том, статор с однофазной обмоткой якоряj связанной с цепью питания через транзисторы коммутатора, управляющие цепи транзисторов которого связаны с обмоткой якоря через 5 функциональный преобразователь, служащий для вьщеления сигнала, пропорционального ЭДС и содержащий усилители и компараторы, и устройство для установки ротора в исходное положение при пуске, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен резистором, цепь питания выполнена со средней точкой, обмотка якоря связана со средней точкой цепи питания через резистор, общая точка обмотки якоря и транзисторов связана с входом усилителя непосредственно, а общая точка резистора и обмотки - через первый инвертирующий усилитель, выход усилителя соединен с инвертирующим входом первого и неинвертирующим входом второго компараторов, опорный вход первого компаратора соединен с положительным, а опорный вход второ- то компаратора - с отрицательным за-. |жимом цепи питания, выход первого компаратора связан через второй ин- вертирующий усилитель с управляющей цепью первого транзистора коммутатора, а выход второго компаратора соединен с управляющей цепью второго транзистора коммутатора.
Редактор И.Рыбченко
Составитель А.Санталов
Техред Л.Сердюкова; Корректор О,Луговая
Заказ 792/59Тираж 661Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ защиты обмотки якоря электродвигателя от перегрева и устройство для его осуществления | 1984 |
|
SU1279010A1 |
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2365025C1 |
Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты) | 1983 |
|
SU1390760A1 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ БЕСКОЛЛЕКТОРНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2000 |
|
RU2173931C1 |
Управляемый вентильный электродвигатель | 1986 |
|
SU1410212A2 |
Вентильный электродвигатель | 1985 |
|
SU1387124A1 |
Электропривод постоянного тока шахтной подъемной установки | 1988 |
|
SU1654208A1 |
Электропривод постоянного тока | 1985 |
|
SU1354379A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ С ЭЛЕКТРОННОЙ КОММУТАЦИЕЙ | 1994 |
|
RU2096906C1 |
Устройство для регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока | 1989 |
|
SU1753571A1 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в вентильных электродвигателях. Целью изобретения является повышение надежности. Однофазная обмотка 1 якоря соединена с зажимами цепи питания через транзисторы 2,3. Цепь питания выполнена со средней точкой и связана с обмоткой якоря через резистор 4. Выход усилителя 5 соединен с инвертирующим входом первого и неинвертирующим входом второго компараторов соответственно 7 и 8. Опорный вход первого компаратора 7 соединен с положительным, а опорный вход второго компаратора 8 - с отрицательным зажимами цепи питания. Выход первого компаратора связан через инвертирующий усилитель 9 с управляющей цепью транзистора 2, а выход второго компаратора - с управляющей цепью транзистора 3. Резистор 4 и усилители 5,6 используются для вьщеления ЭДС из сигнала, к-рый образуется при вращении ротора электродвигателя в его якорной обмотке. Для обеспечения начального вращения ротора используются реле 10, размыкающий контакт 11 к-рого включен параллельно транзистору 2 между обмоткой 1 и положительным зажимом цепи питания. Конденсатор 12 и резистор 13 служат для задания времени срабатывания реле 10. Резисторы 14-19 служат для задания коэффициентов передачи инвертирующих л усилителей 6,9 и усилителя 5. Резис- (// торы 20-23 служат для задания порогов срабатывания компараторов 7 и 8. Резисторы 24,25 являются ограничитель- ными.При работе электродвигателя возни- кающая в обмотке ЭДС используется для управления работой коммутатора,поэтому для коммутации не требуете я специального датчика положения ротора,что упрощает функциональную схему электродвигателя и повышает надежность. 2 ил. фа&Л
Приспособление к самоходному транспортному устройству для перевозки тележек | 1959 |
|
SU127141A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Патент США № 4229628, кл. | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
о |
Авторы
Даты
1987-03-15—Публикация
1984-06-11—Подача