Изобретение относится испытательной технике, в частности к образ- цам для испытания материалов на термическую усталость,Цель изобретения - приближение условий испытания к условиям эксплуатации при резких теплосменах путем увеличения скорости охлаждения рабочей части образца.
На фиг, изобрансена схема описываемого образца, вид спереди; на фиг 2 то же, вид сверху.
Образец содержит рабочую часть и сопряженные с ней захватные части 2 и 3,.предназначенные для крепления в за сватах испытательной машины. Площадь поперечного сечения захватных частей 2 и 3 больше площади поперечного сечения рабочей части I, По крайней мере в одной из захватных частей, например в части 2, выполнены сквозные каналы 4, например, круглого поперечного сечения, выходные отверстия которых расположены на поверхности захватной части.2, сопряженной с поверхностью рабочей части
1по периметру последней, В той же части 2 образца по его оси выполнена сообщенная с каналами 4 через их входные отверстия цилиндрическая выточка 5 Расстояние между выходными от верстиями каналов 4 (:оставляет от 2,0 до 255 их поперечного размера. Выходные отверстия каналов 4 сообщены с источником.хладагента (на черте же не показан) Уменьшение расстояния между выходными отверстиями каналов 4 менее 2,0 поперечного размера приводит к преждевременному разрушению образца ослабления живого сечения вместе соединения рабочей части) и захватных частей 2 и 3, Увеличение расстояния между выходными отверстиями каналов 4 более 2,5 поперечного размера приведет к нару- шению равномерности обдува газовым потоком рабочей части 1 образца Для еще большего увеличения скорости охлаждения рабочей части 1 каналы 4 выполняют в обеих захватных частях
2и 3,sB этом случае центры выходных отверстий каналов 4 в одной из захватных частей например в захватной части 2, могут быть смещены относительно центров выходных отверстий каналов 4 в другой захватной части
3на половину расстояния между ними.
Образец испытывают следующим образом.
Захватные части 2 и 3 закрепляют в захватах испытательной машины, а цилиндрическую выточку 5 соединяют
-с источником газообразного хладагента. Периодическим пропусканием электрического тока через образец циклически нагревают его до заданной температуры. После выдержки при этой температуре в цилиндрическую выточку 5 подают хладагент, который, проходя через каналы 4, равномерно омывает -рабочую часть 1, что приводит к ее охлаждению с большой скоростью и позволяет приблизить условия испытания к условиям эксплуатации при резких теплосменах. Для интенсификации процесса охлаждения каналы 4 и цилиндрические выточки 4 выполнены в обеих захватных частях 2 и 3 образца. Смещение центров выходных отверстий каналов 4 в захватной,части 2 относительно центров выходных отверстий каналов 4 в захватной части 3 на половину расстояния между ними позво-
ляет уменьшить сопротивление потоков хладагента, поступающих из цилин-
, дрических выточек 5 и направленных навстречу друг к другу, что еще больще увеличивает скорость охлаждения рабочей части образца Циклический нагрев и охлаждение образца продолжают до разрушения его рабочей части 1 или до развития усталостной трещины заданных размеров. Количество циклов термического воздействия, необходимое для разрушения образца или развития усталостной трещины заданных размеров, служит критерием термической усталости материала образца.
Формула изобретения
Образец для испытания материалов на термическую усталость, содержащий рабочую часть и сопряженные с ней захватные части, площадь поперечного сечения которых больше площади поперечного сечения рабочей части, отличающий ся тем, что, с целью приближения условий испытания к условиям эксплуатации при резких теплосменах путем увеличения скорости охлаждения рабочей части образца, по крайней мере в одной из захватных частей выполнены сквозные каналы, выходные отверстия которых рас-
положены на поверхности захватной части, сопряженной с поверхностью рабочей части по периметру последней, расстояние между выходными отверстиями каналов от 2,0 до 2,5 их поперечного размера, а входные отверстия сообщены с источником хладагента.
2,Образец по п.1, отличающийся тем, что каналы выполнены в обеих захватных частях, а центры их .выходных отверстий в одной захватной части смещены относительно центров выходных отверстий в другой захватной части на половину расстояния между ними.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Составной образец для испытания материала на растяжение и смятие | 1990 |
|
SU1747991A1 |
Устройство для охлаждения образца при механических испытаниях | 1986 |
|
SU1370523A1 |
ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА ПРОЧНОСТЬ ПРИ РАСТЯЖЕНИИ | 1998 |
|
RU2149376C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МАЛОЦИКЛОВОЙ ТЕРМОУСТАЛОСТИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В ГАЗОВЫХ ПОТОКАХ | 2013 |
|
RU2546845C1 |
Способ подготовки образца к усталостным испытаниям | 1989 |
|
SU1758487A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛА ВЫНОСЛИВОСТИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО ДЕФОРМИРОВАННОГО ЛИСТОВОГО МАТЕРИАЛА | 2005 |
|
RU2298164C2 |
Образец для испытания материала на сопротивление усталости (его варианты) | 1982 |
|
SU1052925A1 |
Способ исследования термической усталости посредством испытаний на образцах корсетной формы | 2024 |
|
RU2824332C1 |
Образец для испытания материалов на термическую усталость | 1989 |
|
SU1663509A1 |
Способ определения влияния предварительного пластического деформирования на сопротивление усталости материала детали | 2022 |
|
RU2792195C1 |
Изобретение относится к испытательной технике, в частности к образцам для испытания материалов на терг мическую усталость. Цель изобретения приближения условий испытания к условиям эксплуатации при резких теп- лосменах путем увеличения скорости охлаждения рабочей части образца; Образец содержит рабочую часть и сопряженные с ней захватные части,площадь поперечного сечения которых больше поперечного сечення рабочей части. По крайней мере в одной из захватных частей выполнены сквозные каналы, выходные отверстия которых расположены на поверхности захватной части, сопряженной с поверхностью рабочей части по периметру последней. Для, большего увеличения скорости охлаждения рабочей части каналы выполнены в обеих захватных частях. В этом случае центры выходных отверстий каналов в одной захватной части смещены относительно центров выходных отверстий каналов в другой захватной части на половину расстояния между ними. После нагрева образца до заданной температуры в каналы подают газообразный хладагент, равномерно омывающий рабочую часть с большой скоростью. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. с (Л Nj СЛ 00
Редактор Н.Коган
Составитель В.Гриненко
Техред л.Сердюкова Корректор М.Демчик
Заказ 1429
Тираж 847
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35 , Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
tpus.Z
Подписное
Образец для исследования термомеханической усталости материалов | 1983 |
|
SU1111067A1 |
Бордзыка A.M | |||
Методы горячих:механических испытаний металлов | |||
- М.: Металлургиздат, 1955, с.46-57, рис | |||
Способ сопряжения брусьев в срубах | 1921 |
|
SU33A1 |
Авторы
Даты
1988-03-30—Публикация
1985-05-15—Подача