Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции транспортных средств, преимущественно гусеничных сельскохозяйственных тракторов.
Цель изобретения - расширение диапазона без увеличения габаритов коробки передач.
На фиг.1 показана кинематическая схема коробки передач; на фиг.2 - вид А на фиг.1 (схема расположения валов).
Коробка передач содержит входной 1 промежуточный 2 вала, два выходных вала 3 и вал заднего хода 4. На входном валу 1 установлен механизм переключения диапазонов, содержащий ведущую шестерню 5 рабочего диапазона, выполненную заодно с зубчатой муфтой 6, ведущую шестерню 7 повы- щенного диапазона, выполненную заодно с зубчатой муфтой 8, жестко установленную зубчатую втулку 9 и подвижно установленную на ее зубьях муфту 10, а в средней части вала подвижно в осевом направлении установлена ведун1ая шестерня 11 дополнительного рабочего диапазона, выполненная в одном блоке с ведущей шестерней 12 заднего хода. На промежуточном валу 2 жестко установлены шестерни 13-17. Шестерни 13 и 14 находятся в постоянном зацеплении со свободно вращающимися шестернями 5 и 7 механизма переключения диапазонов, а шестерня 15, размещенная в средней части промежуточного вала, может входить в зацепление с шестерней И входного вала 1. На каждом выходном валу 3 установлены свободно врашающиеся ведомые шестерни 18, 19 и 20, находящиеся в постоянном зацеплении соответственно с шестернями 13, 16 и 17 промежуточного вала. Каждая ведомая шестерня 18, 19 и 20 имеет фрикционную муфту 21 для связи ее с выходным валом 3.
На валу заднего хода 4 жестко установлены шестерни 22 и 23. Шестерня 23 находится в постоянном зацеплении с шестерней 17 промежуточного вала, а шестерня 22 может входить в зацепление с ве- дупдей шестерней 12 заднего хода, установленной подвижно в осевом направлении на входном валу 1.
Коробка передач работает следующим образом.
Крутящий момент от коленчатого вала двигателя передается на входной вал Г коробки передач. С входного вала крутящий момент передается через шестерню 11 или механизм переключения диапазонов на промежуточный вал 2. При этом на передачах дополнительного рабочего диапазона крутящий момент передается через пару шестерен 1 и 15, введенных в зацеп.ление, на передачах рабочего диапазона подвижная муфта 0 соединяет зубчатую втулку 9 с зубчатой муфтой 6 шестерни о и крутящий момент передается через пару шестерен 5 и 14, а на перел.ачах повышенного диапазона подвижная муфта 10 соединяет зубчатую втулку с зубчатой муфтой 8 лестерпи 7 и крутящий момент передается через пару шестерен 7 и 13.
С промежуточного вала 2 крутящий момент передается через одну из пар шестерен постоянного зацепления 13, 18, 16 и 19 или 17 и 20 на выходные валы 3 правого и левого бортов, обеспечивая получе1{ие на этих валах по три передачи в каждом диа- пазо1 е.
Включение и выключение соответствующих передач осуществляется фрикциоилы- ми муфтами 21.
Для вк. почеиия диапазона задпе|-о хола
подвижная шестерня 12 вводится в 3aiien, ;e- ние с шестерней 22 ва:и) 4 з.ад|1есо хсл.а. При этом крутя ций момент передается с входного вала через шестерни 12 и 22 -па вал заднего хода и далее через uiecTCpHH
23 и 17 па промежуточг.ый ва;; 2.
Передача крутя1цего с промежуточного вала на выход1 .ые Кп. ал при зил- нем xojie осуществляется таким нутом как и при передачах описанпого ncpej.nei o хода.
Формула изойрстенил
Коробка передач трапспортно1 о средства, ггреимущестенно i-yceiiH4iioro ссльскохозяГ;- ственпого трактора, содержа1;.ая в диапазонной части входной вал с механизмом i:ei5eключепия днаг1 13О;1Ов и иедуц№й шестег иг-л заднего хода, иромежуточмый вал с жестко закрепленными шестернями и вал з;1дне1 о хода с шестер1 Я 1и, а в узле iiepeK.-. iipiiC- ния два выходных Ba.ia привс. да .чрагюг о
и левого бортов со свободно вращающимися ведомыми шестер1 ями, находящимися в по- сто я п и о м 3 а цеп.л е к и я с coo i в стст i; у ю ш 11 м и шестернями промежуточного вала, имеюш.ч- ми ф)икционные муфты для с.вязм этих шестерен с выход -И51ми ea. ifJMii, отличающаяся
тем, что, с целью расшиг)е1щя диапазо. без увеличения габаритов коробки передам, она снабжена входягци.ми в зацепление eж- ду собой дополнительными шестернями, iji i - чем ведущая дополнительная шестерня установлена на средней части входною ва.ла с возможностью осевого перемещения, а i:e,:.()- мая дополните;1ьная шестерня жестко установлена па средней части пгхчмежуточпосо вала.
Фи. 7 Вид А
Составитель С. Болоуськ)
l i ;uiK-i()) Т. .Vl.iirei iKO 1 охредИ. Всрсс K(i|)i)cK-i()p .V Самоорскуя
. i. 816/16 Г|||)аж ..ii. iiciioo
BiiMiillM i (H-v;..enHoi-o комктстз СССР по .челам и:и;6|Ч 1-.-ний и (пкрытий
., Москва, Ж--35. Раушская нао.. л. 4 о 11р(}||зв1)Дст1пЧ 11()-и(). :играф11ЧСч К( 1е прс лпрлятме. . )од, л. 11р11ектиая. 4
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU979178A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1984 |
|
SU1217692A1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
ТРАНСМИССИЯ ПЛАВАЮЩЕГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2243109C2 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2020 |
|
RU2738665C1 |
Соосная коробка передач с двумя сцеплениями (варианты конструкции) | 2016 |
|
RU2631759C1 |
Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА | 1979 |
|
SU846328A1 |
ШЕСТИСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2011 |
|
RU2495297C2 |
Гидромеханическая трансмиссия | 1973 |
|
SU526534A1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1041324A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в конструкции транспортных средств, преи- мушественно гусеничных сельскохозяйственных тракторов. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей без увеличения габаритов коробки передач и при упрощении конструкции. Коробка передач состоит из входного вала 1 с установленными на нем ведущими шестернями 5, 7, 11 и 12, промежуточного вала 2 с жестко закрепленными шестернями 1-3, 14, 15, 16 и 17 выходных валов 3 (правого и левого бортов), со свободно вращающимися ведомыми шестернями 18, 19, 20, имеющими фрикционные муфты 21 для связи этих шестерен с выходными валами, и вал заднего хода 4 с шестернями 22 и 23. Размещение дополнительной ведущей шестерни 11 на входном валу 1, а ведомой шестерни 15 на промежуточном валу 2 дает возможность аннулирования ведомой шестерни высшей передачи на каждом выходном валу 3. 2 ил. I сл ю со со 00 4 00
Львовский К | |||
Я | |||
и др | |||
Трансмиссия тракторов | |||
М.: Машиностроение, 1976, с | |||
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Устройство для усиления микрофонного тока с применением самоиндукции | 1920 |
|
SU42A1 |
Авторы
Даты
1987-03-30—Публикация
1985-11-20—Подача