Гидромеханическая трансмиссия Советский патент 1976 года по МПК B60K17/10 F16H47/06 

Описание патента на изобретение SU526534A1

1

Изобретение относится к транснортным средствам, а именно к и.х передачам.

Известны гидромеханические трансмиссии, содержащие гидротрансформатор и механическую коробку передач с неподвижными осями валов, входной вал которой связан с турбинным колесом гидротрансформатора через фрикционное сцепление, а шестерни, установленные на промежуточном валу, постоянно зацеплены с шестернями входного и выходного валов, причем ведомая шестерня первой передачи связана с выходным валом с помощью муфты свободного хода.

Недостатком известных гидромеханических трансмиссий является то, что они обеспечивают плавное включение только одной низщей ступени.

Цель изобретения - повышение плавности переключения ступеней при сохранении возможности торможения двигателе.м.

Это достигается тем, что шестерни двух низщих ступеней, установленные на промежуточном валу, связаны с этим валом одновременно муфтами свободного хода и фрикционными сцеплениями.

На чертеже показана предлагаемая трансмиссия.

Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидротрансформатора 1 и механической трехступенчатой коробки передач 2. Турбинное

2

колесо 3 гидротрансформатора 1 связано через фрикционное сцепление 4 иейтрали с входным валом 5 коробки передач. С входным валом 5 жестко связаны ведуния шестерня

6нервой ступени и фрикционные сцепления

7и 8, служапл е для включения соответственно второй и третьей ступеней. На нервичпом валу 5 свободно установлена та1;же ведуП1ая шестерня 9 второй ступени. На промежуточном валу 10 коробкн передач 2 расположены на муфтах свободного хода II и 12 ведомые шестерни 13 н 14 первой и второй ступеней. С валом 10 жестко связаны фрикционные сцепления 15 н 16, служащие для соединения шестерен 13 и 14 с промежуточным валом 10, а также ведущие шестерни 17 и 18 переднего и заднего хода.

На вторнчном валу 19 свободно установлены ведомые шестерни 20 и 21 переднего и заднего хода. Для соединения указанных шестерен с валом 19 служит зубчатая муфта 22.

Переключение ступеней в гидромеханической трансмиссии может осуществляться автоматически по сигналам, поступающнм от С1 стемы управления, и принудительно.

При автоматическом переключении ступепей трогание транспортного средства осуществляется начиная с первой ступени, включение которой обеспечпвается замыканием фрикционного сцепленпя 4. Крутяпии момент от турбинного колеса 3 в этом случае передается через включенное сцепление 4 на входной вал 5. От входного вала 5 крутящий момент через шестерни 6 и 13 и муфту свободного хода И передается гфомежуточному валу 10. Далее через шестерни 17 и 20 и зубчатую муфту 22 крутящий момент подводится к выходному валу 19 коробки передач 2. По достижении соответствующей скорости автоматически включается вторая ступень в коробке передач. Для включения второй ступени достаточно соединить фрикционным сцеплением 7 щестерню 9 и первичный вал 5. При этом крутящий момент от входного вала 5 подводится к промежуточному валу 10 через щестерни 9 и 14, а также муфту свободного хода 12. Муфта свободного хода 11 первой ступени при этом расклинивается, так как передаточное число между щестернями 9 и 14 второй ступени меньше, чем между шестернями 6 и 13 первой ступени. Таким образом, выключение первой ступени в данном случае происходит одновременно с включением фрикционного сцепления 7 второй -стунсни, т. е. переключение осуществляется без разрыва потока мощности. Благодаря этому достигается повышенная п-лапность переключения. С некоторым запазданием затем включается фрикционное сцепление 16, обеспечивающее жесткое соединение шестерни 14 с валом 10. Благодаря этому сохраняется также возможность торможения двигателя на второй етупени. От промежуточного вала 10 крутящий момент тем же путем, как и на первой ступени, передается к выходному валу 19. При дальнейшем увеличении скорости движения система управления автоматически включает третью ступень. При этом происходит одновременное включение фрикционного сцепления 8 третьей ступени и выключение фрикционного сценления 16. Крутящий момент на третьей ступени передается с входного вала 5 через включенное ецепление 8 неноередственно на вал 19, так как передаточное число между щестернями 20 и 17 меньще, чем между шестернями 9 и 14, то промежуточный вал 10 получает более быстрое вращение, чем щеетерня 14, в результате чего муфта свободного хода 12 расклинивается. В данном случае переключение ступеней также осуществляется без разрыва потока мощности, носкольку момент отключения второй ступени зависит не от того, когда будет выключено сцепление 16, а от того, когда будет расклинена муфта свободного хода 12. Первая и вторая етупени могут быть включены также принудительно. На нервой стунени при этом одновременно с включением фрикционного сцепления 4 включается также и сцепление 15, жестко соединяющее щестерню 13 с промежуточным валом 10. Благодаря этому возможно торможение транспортного средства с номощью двигателя. При принудительном включении ступеней передача крутящего момента от колеса 3 к выходному валу 19 происходит теми же путями, как и при автоматическом включении. Однако в иередаче крутящего момента от ведомых шестерен 13 и 14 первой и второй ступеней к промежуточному валу 10 постоянно участвуют фрикционные сцепления 15 и 16. Задний ход включается при перемещении зубчатой муфты 22 влево и соединения с выходным валом 19 ведомой щестерни 21 заднего хода. Во время включения заднего хода фрикционное сцеиление 4 остается выключенным до тех пор, пока зубья муфты 22 не входят полностью в зацепление с зубьями, имеющими на ступице щестерни 21. После завершения переключения зубчатой муфты 22 включаются фрикционные сцепления 4 и 15. Крутящий момент при этом передается от турбинного колеса 3 через фрикционное сцепление 4 к шестерне 6, от которой через шестерню 13 и фрикционное сцепление 15 подводится к промежуточному валу 10. От нромежуточного п-ала 10 крутяший момент через шег-ерню 18, паразитную шестерню 21 и зубчатую муфту 22 передается к выходному валу 19 коробки передач. Нейтральное положение в коробке передач получается при выключении фрикционного сцепления 4. Таким образом, в рассматриваемой гидромеханической трансмиссии благодаря установке шестерен 13 и 14 на промежуточном валу 10 с иомощью муфт свободного хода И и 12 достигается при работе коробки передач в автоматическом режиме безразрывное переключение всех ступеней. Это позволяет существенно повысить плавность переключения ступеней и улучшить комфортабельность транспортного средства. Одновременно сохраняется и возможность использования для торможения двигателя, поскольку шестерни 13 и 14 помимо муфты вободного хода связываются с промежуточным валом 10 также с помощью фрикционных сцеплений. Формула изобретения Гидромеханическая трансмиссия, содержаая гидротрансформатор и механическую оробку передач е неподвижными осями ваов, входной вал которой связан с турбиным колесом гидротрансформатора через рикционное сцепление, а шестерни, установенные на промежуточном валу, постоянно ацеплены с шестернями входного и выходноо валов, отличающаяся тем, что, с елью повышения илавности переключения ступеней в корооке передач при сохранении возмол ;ности торможения двигателем, шестерни двух низших ступеней, установленные на промежуточном валу, связаны с этим валом одновременно муфтами свободного хода и фрикционными сцеплениями.

Похожие патенты SU526534A1

название год авторы номер документа
Гидромеханическая передача транспортного средства 1982
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
SU1030213A1
Трехступенчатая коробка передач транспортного средства 1977
  • Соколовский Владимир Исаакович
  • Шурлапов Юрий Серафимович
SU680923A1
Гидромеханическая передача транспортного средства 1974
  • Кондрашкин Александр Семенович
SU647152A1
Гидромеханическая передача для транспортного средства 1973
  • Лифшиц Исаак Иосифович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
  • Абрамян Владимир Арамаисович
SU527311A1
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства 1975
  • Выборнов Эдуард Петрович
  • Есеновский-Лашков Юрий Константинович
  • Мазалов Николай Дмитриевич
  • Гируцкий Ольгерт Иванович
SU602400A1
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА ДЛЯ ПУТЕВОЙ МАШИНЫ 2012
  • Исаев Олег Львович
RU2500939C1
Гидромеханическая передача 1958
  • Гапоян Д.Т.
  • Курзель И.А.
SU118289A1
Реверс-редуктор самоходной машины 1987
  • Родштейн Гирш Рафаилович
SU1458255A1
Гидромеханическая коробка передач транспортного средства 1972
  • Антонин Гау
  • Иржи Фридрих
  • Иржи Шрубарш
SU659422A1
Гидромеханическая передача 1960
  • Гапоян Д.Т.
  • Курзель И.А.
SU151202A1

Иллюстрации к изобретению SU 526 534 A1

Реферат патента 1976 года Гидромеханическая трансмиссия

Формула изобретения SU 526 534 A1

21 22 20

SU 526 534 A1

Авторы

Кондрашкин Александр Семенович

Умняшкин Владимир Алексеевич

Мазалов Николай Дмитриевич

Даты

1976-08-30Публикация

1973-07-24Подача