Изобретение относится к транспортной технике, а именно к ступенчатым коробкам пере дач транспортных машин. Известна коробка передач транспортного средства, содержащая две фрикционные муфты ведущие элементы которых связаны с входнь1м валом, а каждый из ведомых связан с ведущей шестерней, соосный входному выходной вал, по крайней мере, с двумя свободно установленными шестернями, промежуточный вал с установленными на нем шестернями, находящимися в зацеплении с упомянутыми шестернями, и муфты, установленные на выходном .валу для связи его соответственно с шестернями выходного вала и с одной из вед)ацих шестерен 1. Недостаток данной коробки передач заключается в том, что при прямой передаче промежуточный вал вращается вхолостую, не принимая участия в передаче крутящего момента на выходной вал, что понижает КПД всей коробки передач на прямой передаче. Цель изобретения - повышение КПД путем исключения потерь при холостом промежуточного вала. Поставленная цель достигается тем, что две шестерни промежуточного вала, находящиеся в зацеплении соответственно с одной из . ведущих шестерен и шестерней выходного вала, выполнены в виде свободно установленной блок-шестерни. На чертеже изображепа кинематическая схема предлагаемой коробки переяач. Коробка передач содержит входные валы I и 2 (выполненные заодно с идесгернями постоянного зацепления), промежуточный вал 4 с жестко закрепленными шестернями 5-7 и свободно посаженной шестернн 8 задаего хода, выходной вал 9 со свободно) посаженными шесзгерня1уш 10-12, паразитную шестерню 13 заднего хода,, посаженную на ось 14 зубчатых муфт 15-17. Входные валы соединяются с блоком 18 сцеплений 18 при помощи фрикционных муфт 19 и 20. Вгактивный момент от зацепления воспрннимается картером 21.
Коробка передач работает следующим образом.
Блок 18 сцепления фрикционных муфт 19 и 20 приводится во вращение от вала двигателя (на чертеже не показан) или турбинного вала гидротрансформатора через выходной вал. Нейтраль в коробке передач обеспечивается установкой кареток зубчатых муфт 15 и 16 в среднее положение, при этом каретка зубчатой муфты 17 должна находиться в крайнем левом положении.
Для получения первой передачи необходимо каретку зубчатой муфты 16 передвинуть в крайнее правое положение н тем самым жестко соединить выходной вал 9 шестерней 12 первой передачи. При включении сцепления крутящий момент двигателя передается на выходной вал 9 через фрикционную муфту 20, входной вал 1, шестерню 5, промежуточный вал 4 и пару шестерен 7 и 12.
Для получения второй передачи необходимо каретку зубчатой муфты 15 передвинуть в крайнее правое положение и тем самым жестко соединить выходной вал 9 с шестерней 10 второй передачи. При плавном включении фрикционной муфты 19, одновременно плавно выключается фрикционная муфта 20. Таким образом в течение некоторого времени одновременно первая и вторая передачи (включаемая и выключаемая) передают крутящий момент, тем самым обеспечивая безразрывность переключения передач. Далее выключаемая фрикционная муфта 20 полностью разблокируется и крутящий момент двигателя полностью через фрикционную муфту 19, входной вал 2, блок 3 шестерен, шестерню 10 передается на. выходной вал 9.
Для третьей передачи необходим каретку ззбчатой муфты 16 из крайнего правого положения передвинуть в крайнее левое, тем самым разъединив шестерню 12 и жестко соединив шестерню 11 с выходным валом 9.
Далее перебрасываем сцепление аналогично перебросу сцеплений при переходе с первой передачи на вторую. Таким образом на третьей передаче крутящий момент двигателя передается на выходкой вал 9 через фрикционную муфту 20, входной вал 1, шестерню 5, промежуточный вал 4 и пару шестерен 6 и 11.
Для получения четвертой передачи (которая выполнена прямой) необходамо каретку Зубчатой муфты 15 установить в крайнее левое положение, тем самым разъединив шестерню 10 с выходным валом 9 н жестко
соединив входной вал 2 с выходным валом 9. Переброска сцеплений осуществляется анало гично перебросу сцеплений при переходе с первой передачи на вторую. Таким образом
крутящий момент двигателя передается на выходной вал 9 на прямую, минуя зубчатые зацепления через фрикционную муфту 19 и входной Вал 2.
Переключение передач вниз происходит ,
аналогичным образом в обратном порядке. Для получения заднего хода необходимо каретку зубчатой муфты 16 установить в среднее положение, а каретку зубчатой муфты 17 переместить в крайнее правое положение, тем
самым жестко соединить шестерню 8 с промежуточным валом 4. Крутящий момент двигателя передается на выходной вал 9, через фрикционную муфту 20, входной вал 1, щестерню 5, промежуточный вал 4, шестерни
8 и 13 н зубчатый венец, нарезанный на каретке зубчатой муфты 16.
Предлагаемое изобретение позволяет повысить КПД коробки передач транспортного средства на прямой передаче, исключает потери на вращение промежуточного вала вхолостую.
Формула изобретения
Коробка передач транспортного средства, содержащая две фрикционные муфты, ведущие элементы которых связаны с входным валом, . а каждый из связан с ведущей щестерней, соЬсный входному выходной вал, по крайней мере, с Двумя свободно установленными шестернями, промежуточный вал с установленными на нем шестернями,, находящимися в зацеплении с зппомянутыми шестернями, и
муфты, установленные на выходном валу для связи efo соответственно с шестернями выхоцного вала и с одной из ведущих шестерен, отличающаяся тем, что, с целью повышения КДЦ путем исключения потерь
прн холостом вращении промежуточного вала, две шестерни пройежуточного вала, находящиеся в зацеплении соответственно с одной из ведущих шестерен и шестерней выходного вала,,выполнены в виде свобрдно установленной блок-шестерки.
Источники информации, принятые во вйнмание при экспертизе i: Заявка ФРГ № 1455936, кл. 63 С 34/01, 1971.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОМПАКТНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ КРУТЯЩИХ МОМЕНТОВ БЕЗ РАЗРЫВА ПОТОКА МОЩНОСТИ | 2013 |
|
RU2542838C1 |
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1995 |
|
RU2097215C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2020 |
|
RU2738665C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1150107A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1993 |
|
RU2050488C1 |
Коробка передач транспортного средства | 1982 |
|
SU1081012A1 |
Раздаточная коробка (варианты) | 2018 |
|
RU2700307C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2472995C1 |
Гидромеханическая трансмиссия | 1973 |
|
SU526534A1 |
Вращательная силовая коробка передач | 1982 |
|
SU1189330A3 |
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-06-25—Подача