Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА Советский патент 1981 года по МПК B60K17/08 

Описание патента на изобретение SU846328A1

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к ступенчатым коробкам пере дач транспортных машин. Известна коробка передач транспортного средства, содержащая две фрикционные муфты ведущие элементы которых связаны с входнь1м валом, а каждый из ведомых связан с ведущей шестерней, соосный входному выходной вал, по крайней мере, с двумя свободно установленными шестернями, промежуточный вал с установленными на нем шестернями, находящимися в зацеплении с упомянутыми шестернями, и муфты, установленные на выходном .валу для связи его соответственно с шестернями выходного вала и с одной из вед)ацих шестерен 1. Недостаток данной коробки передач заключается в том, что при прямой передаче промежуточный вал вращается вхолостую, не принимая участия в передаче крутящего момента на выходной вал, что понижает КПД всей коробки передач на прямой передаче. Цель изобретения - повышение КПД путем исключения потерь при холостом промежуточного вала. Поставленная цель достигается тем, что две шестерни промежуточного вала, находящиеся в зацеплении соответственно с одной из . ведущих шестерен и шестерней выходного вала, выполнены в виде свободно установленной блок-шестерни. На чертеже изображепа кинематическая схема предлагаемой коробки переяач. Коробка передач содержит входные валы I и 2 (выполненные заодно с идесгернями постоянного зацепления), промежуточный вал 4 с жестко закрепленными шестернями 5-7 и свободно посаженной шестернн 8 задаего хода, выходной вал 9 со свободно) посаженными шесзгерня1уш 10-12, паразитную шестерню 13 заднего хода,, посаженную на ось 14 зубчатых муфт 15-17. Входные валы соединяются с блоком 18 сцеплений 18 при помощи фрикционных муфт 19 и 20. Вгактивный момент от зацепления воспрннимается картером 21.

Коробка передач работает следующим образом.

Блок 18 сцепления фрикционных муфт 19 и 20 приводится во вращение от вала двигателя (на чертеже не показан) или турбинного вала гидротрансформатора через выходной вал. Нейтраль в коробке передач обеспечивается установкой кареток зубчатых муфт 15 и 16 в среднее положение, при этом каретка зубчатой муфты 17 должна находиться в крайнем левом положении.

Для получения первой передачи необходимо каретку зубчатой муфты 16 передвинуть в крайнее правое положение н тем самым жестко соединить выходной вал 9 шестерней 12 первой передачи. При включении сцепления крутящий момент двигателя передается на выходной вал 9 через фрикционную муфту 20, входной вал 1, шестерню 5, промежуточный вал 4 и пару шестерен 7 и 12.

Для получения второй передачи необходимо каретку зубчатой муфты 15 передвинуть в крайнее правое положение и тем самым жестко соединить выходной вал 9 с шестерней 10 второй передачи. При плавном включении фрикционной муфты 19, одновременно плавно выключается фрикционная муфта 20. Таким образом в течение некоторого времени одновременно первая и вторая передачи (включаемая и выключаемая) передают крутящий момент, тем самым обеспечивая безразрывность переключения передач. Далее выключаемая фрикционная муфта 20 полностью разблокируется и крутящий момент двигателя полностью через фрикционную муфту 19, входной вал 2, блок 3 шестерен, шестерню 10 передается на. выходной вал 9.

Для третьей передачи необходим каретку ззбчатой муфты 16 из крайнего правого положения передвинуть в крайнее левое, тем самым разъединив шестерню 12 и жестко соединив шестерню 11 с выходным валом 9.

Далее перебрасываем сцепление аналогично перебросу сцеплений при переходе с первой передачи на вторую. Таким образом на третьей передаче крутящий момент двигателя передается на выходкой вал 9 через фрикционную муфту 20, входной вал 1, шестерню 5, промежуточный вал 4 и пару шестерен 6 и 11.

Для получения четвертой передачи (которая выполнена прямой) необходамо каретку Зубчатой муфты 15 установить в крайнее левое положение, тем самым разъединив шестерню 10 с выходным валом 9 н жестко

соединив входной вал 2 с выходным валом 9. Переброска сцеплений осуществляется анало гично перебросу сцеплений при переходе с первой передачи на вторую. Таким образом

крутящий момент двигателя передается на выходной вал 9 на прямую, минуя зубчатые зацепления через фрикционную муфту 19 и входной Вал 2.

Переключение передач вниз происходит ,

аналогичным образом в обратном порядке. Для получения заднего хода необходимо каретку зубчатой муфты 16 установить в среднее положение, а каретку зубчатой муфты 17 переместить в крайнее правое положение, тем

самым жестко соединить шестерню 8 с промежуточным валом 4. Крутящий момент двигателя передается на выходной вал 9, через фрикционную муфту 20, входной вал 1, щестерню 5, промежуточный вал 4, шестерни

8 и 13 н зубчатый венец, нарезанный на каретке зубчатой муфты 16.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить КПД коробки передач транспортного средства на прямой передаче, исключает потери на вращение промежуточного вала вхолостую.

Формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая две фрикционные муфты, ведущие элементы которых связаны с входным валом, . а каждый из связан с ведущей щестерней, соЬсный входному выходной вал, по крайней мере, с Двумя свободно установленными шестернями, промежуточный вал с установленными на нем шестернями,, находящимися в зацеплении с зппомянутыми шестернями, и

муфты, установленные на выходном валу для связи efo соответственно с шестернями выхоцного вала и с одной из ведущих шестерен, отличающаяся тем, что, с целью повышения КДЦ путем исключения потерь

прн холостом вращении промежуточного вала, две шестерни пройежуточного вала, находящиеся в зацеплении соответственно с одной из ведущих шестерен и шестерней выходного вала,,выполнены в виде свобрдно установленной блок-шестерки.

Источники информации, принятые во вйнмание при экспертизе i: Заявка ФРГ № 1455936, кл. 63 С 34/01, 1971.

Похожие патенты SU846328A1

название год авторы номер документа
КОМПАКТНАЯ МЕХАНИЧЕСКАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ДЛЯ ПЕРЕДАЧИ ПРОИЗВОЛЬНЫХ КРУТЯЩИХ МОМЕНТОВ БЕЗ РАЗРЫВА ПОТОКА МОЩНОСТИ 2013
  • Григорьев Александр Сергеевич
  • Григорьев Сергей Всеволодович
RU2542838C1
БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1995
  • Чернышев Петр Дмитриевич[Ua]
RU2097215C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ С ДВОЙНЫМ СЦЕПЛЕНИЕМ 2020
  • Золотарев Дмитрий Николаевич
  • Мохов Павел Игоревич
  • Калимуллин Эмиль Рамилевич
RU2738665C1
Коробка передач транспортного средства 1983
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Ефанов Анатолий Васильевич
SU1150107A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 1993
  • Листков Леонид Борисович
RU2050488C1
Коробка передач транспортного средства 1982
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Ефанов Анатолий Васильевич
SU1081012A1
Раздаточная коробка (варианты) 2018
  • Маньковский Василий Владимирович
RU2700307C1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Никитин Владимир Александрович
RU2472995C1
Гидромеханическая трансмиссия 1973
  • Кондрашкин Александр Семенович
  • Умняшкин Владимир Алексеевич
  • Мазалов Николай Дмитриевич
SU526534A1
Вращательная силовая коробка передач 1982
  • Аластэр Джон Янг
SU1189330A3

Иллюстрации к изобретению SU 846 328 A1

Реферат патента 1981 года Коробка передач транспортногоСРЕдСТВА

Формула изобретения SU 846 328 A1

SU 846 328 A1

Авторы

Полосин Виктор Гаврилович

Даты

1981-07-15Публикация

1979-06-25Подача