на снабженном подножкой 15 подвижном кронштейне 14, который вместе с пружиной 13 сжатия расположен на направляющей 12, которая жестко прикреплена к рычагу 7. Шатун снабжен ползуном 10, расположенным в неподвижной направляющей 9, подпружиненной пружиной 22 сжатия. Устройство снабжено связывающей рычаг 7 с элементами 5 и 6 переднего борта грузовой платформы пружиной 11 растяжения. Жесткость и точки крепления пружины 11 вместе с точкой крепления шатуна 8 с рычагом 7 выбраны так, что запасное колесо в любой точке траектории опускания и подъема находится в равновесии. Водитель освобождает ползун 10, пру1
Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к устройствам для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства, преимущественно грузовых автомобилей, у которых запасное колесо устанавливается за кабиной поперек направления движения автомобиля на передний борт грузовой платформы.
Цель изобретения - повьшение на- дежности и удобства эксплуатации.
На фиг.1 изображено устройство для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства в транспортном положении; на фиг.2 - то же, в рабочем положении; на фиг.З - разрез А-А на фиг.1; на фиг.4 - разрез Б-Б на фиг.2.
Устройство для подъема и опускания расположенного за кабиной 1, над имеющим надколесный кожух 2 передним колесом 3, запасного колеса 4 крепится на элементы 5 и 6 переднего борта грузовой платформы и содержит пово- ротный рычаг 7, шатун. 8 с расположенным в неподвижной направляющей 9 ползуном 10, пружину I растяжения, жестко прикрепленную к рычагу 7 повброт- ную направляющую 12, в которой на пружине 13 сжатия передвигается подвижный кронштейн 14, который имеет подножку 15. Запасное колесо 4 крепится на пальцы 16 накладки 17, фик
жина 22 разжимается и приводит рычаг 7 в вертикальное положение. Приложив незначительное усилие, водитель опускает запасное колесо 4 до горизонтального положения поворотного рычага 7 и фиксирует его фиксатором 25. Потом снимает болт 19 с гайкой, приложив к подножке 15 усилие, сжимает прзгасину 13 до касания подножки с грунтом и фиксирует кронштейн 14 нап- равлякнцей 12 фиксатором 26. После освобождения запасного колеса 4 от выс- тупоз снимают его. Процесс закрепления запасного колеса 4 и подъема устройства в вертикальное положение поворотного рычага 7 происходит в обратном порядке. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
,
0
сируется на двух выступах 18 и с помощью центрального болта 19, гайки 20 и плитки 21 крепится к подвижному кронштейну 14. При .этом в неподвижной направлягацей 9 имеется пружина 22 сжатия, а устройство снабжено опорным кронштейном 23 и фиксаторами 24, 25 и 26.
Устройство для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства работает следующим образом.
Водитель освобождает ползун 10 от фиксатора 24, при этом пружина 22 разжимается и приводит рычаг 7 в вертикальное положение. После этого надо толкнуть колесо с наэначительным усилием в сторону опускания и пружина П начинает растягиваться. Так как жесткость пружины 11 и расположение точек В, Г и Д выбраны так, что вес запасного колеса 4 в любой точке траектории опускания удерживается в равновесии пружиной II, то для того, чтобы запасное колесо 4 опустить до горизонтального положения рычага 7, надо водителю на запасное колесо 4 приложить незначительное усилие для выведения системы из равйовесия. Условие равновесия системы предотвращает падение запасного колеса 4 и обеспечивает его плавное опускание. В горизонтальном положении рычаг 7 фиксируется фиксатором 25. После
этого водитель отвинчивает гайку 20 и освобождает узел крепления колеса от центрального болта 19 и плитки 21. При этом запасное колесо 4 остается на месте, так как пружина 13 установлена в поворотной направляю- щей 12 так, что в этом положении уравновешивает вес запасного колеса 4. Для опускания подвижного кронштейна 14 с запасным колесом 4 до касания вьщвинутой подножки I5 с грунтом надо к подножке 15 приложить определенное усилие, в частности дальнейшее сжатие пружины 13 рассчитывается на номинальный расчетный вес водителя минус 10 кг, т.е. водителю надо встать на подножку 15 и после опускания подвижного кронштейна 14 зафиксировать его фиксатором 26. После этого он освобождает запасное колесо 4 от выступов 18 и снимает его с подвижного кронштейна 14.
Для осуществления процесса подъема запасного колеса 4 в транспортное положение надо его установить с по- МОПЦ.Ю подножки 15 на подвижный кронштейн 14, зафиксировать на выступы 18 и освободить от фиксатора 26. Пружина 13 разжимается и поднимает подвиж
ный кронштейн 4 с запасным колесом 4 до точки равновесия, после чего узел крепления собирают с помощью центрального болта 19, гайки 20 и плитки 21 и убирают подножку 15. Затем рычаг 7 освобождают от фиксатора 25 и, приложив к запасному колесу 4 небольшое усилие, поднимают до вертикального положения, при этом пружина 11 заканчивает свою работу, а ползун 10 упирается в пружину 22. Для фикса 1Д1И запасного колеса 4 в транспортном положении надо сжать пружину 22 до включения фиксатора 24, для этого
водителю достаточно вывести рычаг 7 из вертикального положения с приложением незначительного усилия к запасному колесу 4 до касания запасного колеса 4 с опорным кронштейном 23.
Под незначительным усилием, которое надо развивать водителю в процессе работы устройства, подразумевается сила, достаточная дня выведения системы из равновесия. Теоретически величина этой силы может быть очень маленькой, но в реальном процессе достаточно будет приложить силу в 10 кг-;
Формула изобретения
1. Устройство для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства, содержащее рычаг, шатун, одним концом шарнирно соединенный с этим рычагом, а другим - связанный с установленной на кузове неподвижной направляющей, отличающее- с я тем, что, с целью повышения надежности и удобства эксплуатации, оно снабжено поворотной направляющей, в которой размешен подпружиненный, подвижный и снабженный подножкой кронштейн для крепления на нем запасного колеса, причем поворотная нап- равлякщая жестко прикреплена к указанному рычагу, а другой конец шатуна установлен с возможностью возвратно-поступательного перемещения в неподвижной направляющей и подпружинен Относительно нее, при этом рычаг связан с элементами кузова пружинами растяжения.
2. Устройство по п.I, о т л и - чающееся тем, что на другом ;конце шатуна смонтирован ползун, размещенный в неподвижной направляющей.
.tJi.1
Б-Б /7o e/j y/7fO
-А
2
/У
Фие.
Редактор М,Бандура
Составитель Л.Смольская Техред А.Кравчук
Заказ 1109/19 Тираж 567Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
.4
Корректор И.Муска
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТЕЛЕЖКА-ПОДЪЕМНИК ДЛЯ БОЛЬНЫХ | 2012 |
|
RU2520041C2 |
МЕХАНИЗМ ПОДНЯТИЯ И ОПУСКАНИЯ ЗАПАСНОГО КОЛЕСА МЕЖДУГОРОДНОГО АВТОБУСА | 2013 |
|
RU2528459C2 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ | 1999 |
|
RU2149777C1 |
Устройство для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства | 1980 |
|
SU944971A1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ | 2008 |
|
RU2368517C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЯ | 2022 |
|
RU2790891C1 |
Устройство для управления землерой-НОй МАшиНОй | 1979 |
|
SU816848A1 |
ВЕЛОМОБИЛЬ | 2003 |
|
RU2249528C1 |
СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОДНОКОЛЕЙНОГО КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
RU2015054C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ | 2005 |
|
RU2297343C2 |
Изобретение относится к устройствам для подъема и опускания запасного колеса транспортного средства. Цель изобретения - повьшение надежности и удобства эксплуатации. Запасное колесо 4 дополнительно крепится (Л ф(/г. Z
Артоболевский И.И | |||
Механизмы в современной технике | |||
Т | |||
II | |||
М.: Наука, 1979, с | |||
Транспортир | 1922 |
|
SU393A1 |
Авторы
Даты
1987-03-30—Публикация
1985-10-05—Подача