Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к автомобильной технике с откидными кабинами.
Известно автоматическое устройство фиксирования откидной кабины транспортных средств, содержаидее два шарнирно соединенные между собой по типу ножниц рычага, один из которых посредством подшипникового узла соединен с рамой, второй - с кабиной транспортного средства и снабжен блокировочным поворотным элементом, взаимодействуюш,им с первым рычагом через опорное ребро или опорный валик, стопорный палец и пружину растяжения, связывающую стопорный палец с осью соединения рычагов (патент ГДР № 143235, кл. В 62 D 33/08, 1980).
Однако известное устройство не позволяет фиксировать кабину при малых углах откидывания кабины и, кроме того, оно не обеспечивает полной безопасности.
Цель изобретения - обеспечение автоматической фиксации при малых углах откидывания кабины и повышение безопасности.
Указанная цель достигается тем, что первый рычаг выполнен с упором, размещенным снизу, второй рычаг выполнен с упором, размепхенным сверху, блокировочный элемент выполнен с носком и уступом, взаимодействующими соответственно с упомянутыми упорами, опорное ребро или валик размещены в нижней части блокировочного элемента, а стопорный палец размещен на блокировочном элементе между осью крепления блокировочного элемента к второму рычагу и подщипниковым узлом крепления второго рычага к кабине асимметрично линии, соединяющей указанную ось и подшипниковый узел.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - часть устройства в зоне взаимодействия блокировочного элемента с рычагом, вариант выполнения.
Устройство включает в себя рычаги 1 и 2, соединенные между собой по типу ножниц. Рычаг 2 при помощи подшипникового узла 3 соединен с кабиной, а рычаг 1 при помощи другого подшипникового узла 4 - с рамой транспортного средства. Стопорный палец 5 при откидывании кабины на максимальный угол зацепляется с механизмом зацепления 6, установленным на пальце 7. Ось 8 соединяет оба рычага. Дополнительно на стопорном пальце 5 с возможностью поворота расположен, охватывая его по сторонам, блокировочный элемент 9, имеющий на конце U-образную форму. Этим концом он взаимодействует с профильными вырезами 10 через ребро 11. Рукоятка 12 предназначена для ручного поднятия блокировочного элемента 9. Стопорный палец 13 служит для зацепа пружины 14. Рычаг 2 выполнен с упором 15, с которым взаимодействует уступ 16, выполненный на блокировочном элементе 9. На
нем же выполнен носок 17, взаимодействующий с упором 18, выполненным на рычаге 1. Пружина 14 одним концом зацеплена за палец 13, а другим - за палец 19. В другом варианте исполнения блокировочный элемент 9 снабжен валиком 20, взаимодействующим с профильным вырезом 10.
Устройство работает следующим образом.
При откидывании кабины рычаги 1 и 2 разводятся по типу ножниц через подщипнико- вые узлы 3 и 4 и общую ось 8. При этом передняя кромка опорного ребра 11 скользит под воздействием пружины 14 растяжения вдоль верхнего края рычага 1, пока не достигнет профильных пилообразных вырезов 10. В этом случае гарантируется фиксация кабины с промежутками примерно 20°. При дальнейшем откидывании кабины каждый раз кабина фиксируется на очередном вырезе 10, чем обеспечивается безопасность. В случае необходимости установить кабину Q на прежнее место с помощью рукоятки 12 блокировочный элемент поднимается и кромка опорного ребра 11 выводится из зацепления.
Пружина 14 соединена с пальцами 13 и 19 так, что при откидывании кабины на ма- 5 лые углы палец 13 находится на расстоянии а относительно линии, соединяющей налец 5 и ось 8, и блокировочный элемент 9 прижимается к верхней части рычага 1. После перехода мертвой точки и размещения пальца 13 на расстоянии Ь блокировочный элемент перекидывается и подтягивается к нижней части рычага 2. В случае выполнения блокировочного элемента 9 с валиком 20 (фиг. 2) на рычаге 1 выполняется несколько крюковых защелок, в которые входит валик 20. Разблокировка при этом осуществляется наклоном кабины на небольпюй угол в обратную сторону.
В случае дальнейщего откидывания кабины до максимального угла блокировочный элемент скользит вначале по верхней 0 кромке рычага 1, а после того, как будет перейдена «мертвая точка между расстояниями а и 6, блокировочный элемент 9 отделяется от рычага 1 и подтягивается пружиной 14 к рычагу 2 и фиксируется уступом 16 в упоре 15. В процессе дальней- 45 шего откидывания механизм зацепления 6 цепляется за стопорный палец 5 в максимальном угле откидывания. При возвращении кабины в исходное положение механизм зацепления 6 освобождается и блокировочный элемент поворачивается описанным способом. При дальнейшем возвращении кабины в исходное положение блокировочный элемент 9 все еще подтягивается к рычагу 2 до тех пор, пока носок 17 достигнет упора 18, после чего преодолевается «мертвая точ- е ка и блокировочный элемент 9 вновь возвращается к верхней кромке рычага 1. Устройство тем самым автоматически возвращено в первоначальное положение и готово к
0
5
очередному откидыванию кабины. Если нет надобности в блокировке кабины при небольших углах наклона, блокировочный элемент 9 не монтируется.
Формула изобретения
Автоматическое устройство фиксирования откидной кабины транспортных средств, содержащее два шарнирно соединенных между собой по типу ножниц рычага, один из которых посредством подшипникового узла соединен с рамой, второй - с кабиной транспортного средства и снабжен блокировочным поворотным элементом, взаимодействующим с первым рычагом через опорное ребро или опорный валик, стопорный палец и пружину растяжения, связывающую
5
стопорный палец с осью соединения рычагов, отличающееся тем, что, с целью обеспечения автоматической фиксации при малых углах откидывания кабины и повышения безопасности, первый рычаг выполнен с упором, размещенным снизу, второй рычаг выполнен с упором, размещенным сверху, блокировочный элемент выполнен с носком и уступом, взаимодействующими соответственно с упомянутыми упорами,опорное ребро или валик размещены в нижней части блокировочного элемента, а стопорный палец размещен на блокировочном элементе между осью крепления блокировочного элемента к второму рычагу и подшипниковым узлом крепления второго рычага к кабине асимметрично линии, соединяющей указанную ось и подшипниковый узел.
изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно к автомобильной технике с откидными кабинами, обеспечивает автоматическую фиксацию при малых углах откидывания кабины и повышает безопасность. Два рычага 1 и 2 устройства соединены между собой при помош,и оси 8 по типу ножниц. Рычаг 1 посредством подшипникового узла 4 присоединен к раме, а рычаг 2 посредством подшипникового узла 3 - к кабине транспортного средства. К рычагу 2 через палец 5 присоединен блокируюш,ий элемент 9, вза- модействующий с рычагом. 1. Блокирующий элемент 9 нагружен пружиной растяжения 14, с одного конца он имеет опорное ребро 11 и рукоятку 12, а с другого конца - уступ 16 и носок 17. На рычаге 2 выполнен упор 15, а на рычаге 1 - упор 18, с которыми взаимодействуют соответственно упомянутые уступ 16 и носок 17. На рычаге 1 выполнены профильные вырезы 10, взаимодействующие при малых углах откидывания кабины с передней частью ребра 11. При малых углах откидывания кабины блокирующий элемент 9 прижат к верхней кромке рычага 1, а при больших углах - к рычагу 2. 2 ил. S (Л со о: со о гв 73 8 (.i
фиг. 2
Авторы
Даты
1987-06-15—Публикация
1983-08-09—Подача