Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях транспортных средств с мокрыми муфтами сцепления.
Цель изобретения - повышение надежности работы путем обеспечения подачи смазки к дискам муфты сцепления при выходе из строя источника давления и при не- работаюц-1.ем двигателе транспортного средства.
На чертеже схематично показано устройство трансмиссии транспортного средства, обший вид.
Трансмиссия расположена в корпусе 1, разделенном перегородкой 2 на два отсека 3 и 4. В отсеке 3 расположена муфта сцепления, включаюш,ая ведушие 5 и связанные с валом б сцепления ведомые диски 7. В верхней части корпус 1 и наклонная часть перегородки 2 образуют полость 8 с отверстием 9 со стороны муфты сцепления. Полость 8 сообщается с отсеком 4, в котором расположена редукторная часть трансмиссии.
В отсеке 4, который заполнен смазкой до уровня, превышающего уровень расположения нижней кромки муфты сцепления, расположена всасывающая магистраль 10 источника 11 давления, выходная гидромагистраль 12 которого связана с выполненными в валу 6 каналами 13 подвода смазки к фрикционным дискам 5 и 7.
В перегородке 2 ниже уровня смазки сделано отверстие 14 и установлена заслонка 15 с приводом, который может быть выполнен в виде гидроцилиндра 16 с пружиной 17, при этом рабочая полость гидроцилиндра 16 связана гидромагистралью 18 с выходной магистралью 12 источника 11 давления.
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
При нормальном режиме работы смазка, подводимая по магистрали 10 к источнику 11 давления из отсека 4, подается по магистралям 12 и каналам 13 в валу 6 к фрик- ционны.м дискам 5 и 7, смазывая поверхности трения. Одновременно масло от источника 11 давления подается по магистрали 18 в полость гидроцилиндра 16 и, сжимая пружину 17, удерживает заслонку в закрытом положении.
Отработавщая смазка скапливается на .дне отсека 3, захватывается вращающимися деталями муфты сцепления и выбрасывается через окно 9 в полость 8, откуда стекает в отсек 4. При этом уровень смазки в отсеке 3, достигнув вращающихся деталей муфты сцепления, далее не повышается. Таким образом, осуществляется смазка фрикционных дисков при нормальном режиме работы устройства.
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
При нарушении работоспособности источника давления (например, в случае засорения всасывающего патрубка насоса) его производительность и развиваемое давление падают, что вызывает уменьшение или пре- краца,ение подачи смазки к дискам через магистрали 12 и 13. Одновременно падает давление в полости гидроцилиндра 16, а пружина 17, передвигая шток гидроцилиндра, передвигает заслонку 15, которая открывает отверстие 14 в перегородке 2. В результате смазка из отсека 4 перетекает в отсек 3, уровень смазки в нем повышается, за счет чего обеспечивается возможность смазывания фрикционных дисков непосредственно окунанием их в масляную ванну в отсеке 3. При этом несколько понижается уровень смазки в редукторном отсеке, однако поскольку объем перетекшего в отсек муфты сцепления масла намного меньше объема масла в редукторном отсеке, то понижение уровня смазки в нем незначительное и не оказывает влияния на работу редуктора трансмиссии.
Если в транспортном средстве привод насосов гидросистем осуществляется от двигателя, то при неработающем двигателе давление в гидромагистралях 12 и 18 и гидроцилиндре 16 отсутствует, заслонка 15 не перекрывает отверстие 14, через которое отсек 4 сообщается с отсеком 3. В результате сразу после пуска двигателя, когда источник 11 не успевает развить нужного давления, смазка дисков производится их окунанием в масляную ванну. После того, как давление в магистралях 12 и 18 и полости гидроцилиндра 16 увеличится, гидроцилиндр 16 передвигает заслонку 15, которая закрывает отверстие 14, разобщая отсеки 3 и 4. Масло из отсека 3 удаляется указанным способом.
Таким образом, в предлагаемой трансмиссии смазка поверхностей трения осуществляется при нормальном режиме работы устройства за счет принудительного подвода масла к дискам, а при нарушении работоспособности системы принудительной смазки дисков и сразу после пуска двигателя - за счет окунания дисков в масляную ванну. В результате устраняется вероятность работы пар трения в условиях недостатка или отсутствия смазки.
Формула изобретения
Трансмиссия транспортного средства, содержащая разделенный перегородкой на два отсека корпус, в первом из которых расположена муфта сцепления, а в другом - редукторная часть трансмиссии, при этом второй отсек заполнен смазкой до уровня, превышающего уровень расположения нижней кромки муфты сцепления, систему при1324874
34
нудительной подачи смазки из второго от-неработающем двигателе транспортного
сека к дискам муфты сцепления, включаю-средства, она снабжена заслонкой, выполщую источник давления, выходной ма-ненной с приводом в виде силового цилиндгистралью связанный с каналами подачира, управляющая полость которого связана
смазки в муфте сцепления, и магистрали от- с выходной магистралью источника давлевода смазки из первого отсека во второй,ния, а в перегородке ниже уровня смазки
отличающаяся тем, что, с целью повыщениявторого отсека выполнено отверстие для
надежности работы путем обеспечения по-сообщения отсеков между собой при открыдачи смазки к дискам-муфты сцепления притой заслонке, подпружиненной в сторону от
выходе из строя источника давления и приперегородки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Муфта сцепления | 1984 |
|
SU1193020A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1986 |
|
SU1428866A1 |
Привод муфты сцепления транспортного средства | 1989 |
|
SU1728060A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ВЕДУЩЕГО МОСТА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2246060C2 |
Система управления фрикционной муфтой | 1988 |
|
SU1638040A1 |
УСТРОЙСТВО ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ ПРИВЕДЕНИЯ В ДВИЖЕНИЕ | 2013 |
|
RU2582507C1 |
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА | 2005 |
|
RU2314478C2 |
Автоматическое устройство для снижения жесткости трансмиссии транспортного средства | 2020 |
|
RU2739100C1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1414670A1 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ТРАНСМИССИЕЙ | 2007 |
|
RU2345260C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссия.х транспортных средств с мокрыми муфтами сцепления. Цель изобретения - повышение надежности работы путем обеспечения подачи смазки к дискам муфты сцепления при выходе из строя источника давления и при неработаюшем двигателе 7 ( 5 / / / транспортного средства. Трансмиссия транспортного средства содержит корпус 1, разделенный перегородкой 2 на два отсека 3 и 4. Муфта сцепления расположена в одном из отсеков. Редукторная часть трансмиссии расположена в другом отсеке, заполненном смазкой до уровня, превышающего уровень расположения нижней кромки .муфты сцепления. Система принудительной подачи смазки из редукторного отсека к дискам 5 и 7 муфты сцепления включает источник 1 1 давления, гидравлические магистрали и систему отвода смазки из отсека муфты сцепления в редукторный отсек. В перегородке 2 ниже уровня смазки вьпюлнено отверстие 14, в котором установлена заслонка 15 с при- водом, исполнительный механизм которого связан с выходной магистралью источника 11 давления. 1 ил. ю ел 12 00 tsD 4;: 00 4 7J / /7 15 16 18
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ИНВАЛИДА В КОЛЯСКЕ | 2006 |
|
RU2314226C1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-07-23—Публикация
1986-02-03—Подача