10
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в муфтах трансмиссий самоходных машин.
Целью изобретения является повышение долговечности муфты нутем улучшения условий работы фрикционных накладок, стального основания и шлицевого соединения ведомого диска с ведомым валом за счет исключения деформации стального основания ведомого диска, снижения динамической нагруженности муфты и обеспечения вентиляции ее полости.
На фиг. 1 изображена фрикционная муфта; на фиг. 2 - упругий элемент нажимного диска.
Фрикционная муфта содержит ведуш,ий tS 1 и нажимной 2 диски, между которыми.расположен ведомый диск 3 с фрикционными накладками 4 и 5, ступицей 6 и выступом 7 ступицы 6. С помощью шлиц 8 ведомый диск 3 соединен с ведомым валом 9. Между нажимным диском 2 и кожухом 10 размещены нажимные пружины 11. Кожух 10 прикреплен к ведущему диску 1 болтами 12. На нажимном диске 2 шарнирно установлены отжимные рычаги 13 с пружинами 14.
ные винты 16 и упоры 15 на кожух 10, поворачиваются и отводят нажимной диск 2 от ведомого диска 3, одновременно сжимая нажимные пружины 11 и выключая муфту. 5 Ведомый диск 3 при этом занимает среднее положение между ведущим 1 и нажимным 2 дисками, перемещаясь по шлицам 8 ведомого вала 9.
При включении муфты, по мере снятия усилия, прикладываемого к отжимным рычагам 13 от нажимного подшипника 17, нажимные пружины 11 подводят нажимной диск 2 к ведомому диску 3. В результате этого, упругий элемент 18 фрикционными накладками 19 начинает взаимодействовать с ведомыми частями муфты, а именно, с торцовой поверхностью выступа 7 ступицы 4 ведомого диска 3, перемещая последний по щлицам 8 ведомого вала 9 в сторону ведущего диска 1. Таким образом, первыми в работу вступают фрикционные накладки 4 ведомого диска 3, расположенные со стороны ведущего диска 1. При дальнейшем перемещении нажимного диска 2, упругий элемент 18 деформируется и в работу вступают фрикционные накладки 5 ведомого
На кожухе 10 имеются упоры 15, с которы- 25 диска 3, расположенные со стороны нажимми контактируют регулировочные винты 16 отжимных рычагов 13. Отжимные рычаги 13 установлены с возможностью взаимодействия с нажимным подшипником 17. С нажимным диском 2 жестко связан одним концом упругий элемент 18. На его внутрен,- нем диаметре закреплены фрикционные накладки 19 с контактом их с торцовой поверхностью выступа 7 ступицы 4 ведомого диска 3.
ного диска 2. Накладки 19 упругого элемента 18, обладающие фрикционными свойствами, целесообразно применять в .муфтах машин, имеюших большую разность скоростей вращения ведущих и ведомых частей. 30 Изменением длины прорезей 20 и 21, выполненных на упругом элементе 18, регулируется жесткость последнего, чем достигается наиболее рациональная характеристика включения муфты, обеспечивающая постепенное нарастание фрикционного момента за счет ввода в работу фрикционных накладок 4 и 5 ведомого диска 3 вначале со стороны ведущего диска 1, а затем со стороны нажимного диска 2. Такой поря- док работы обеспечивает также лучший отвод тепла из зоны трения, так как в первоначальный момент включения муфты, когда разница скоростей вращения ведущих и ведомых частей муфты максимальна, работают фрикционные накладки 4 со стороны
ного диска 2. Накладки 19 упругого элемента 18, обладающие фрикционными свойствами, целесообразно применять в .муфтах машин, имеюших большую разность скоростей вращения ведущих и ведомых частей. 30 Изменением длины прорезей 20 и 21, выполненных на упругом элементе 18, регулируется жесткость последнего, чем достигается наиболее рациональная характеристика включения муфты, обеспечивающая постепенное нарастание фрикционного момента за счет ввода в работу фрикционных накладок 4 и 5 ведомого диска 3 вначале со стороны ведущего диска 1, а затем со стороны нажимного диска 2. Такой поря- док работы обеспечивает также лучший отвод тепла из зоны трения, так как в первоначальный момент включения муфты, когда разница скоростей вращения ведущих и ведомых частей муфты максимальна, работают фрикционные накладки 4 со стороны
40
Упругий элемент 18 выполнен в виде 35 стального плоского кольца с радиальными г:рорезями 20 и 21, поочередно открытыми со стороны наружной и внутренней боковых поверхностей его. Участки кольца 18, прилежащие к прорезям 20 и 21 или к некоторым из них, например к прорезям 21, открытым с внутренней боковой поверхности упругого элемента 18, могут быть расположены наклонно к противоположным торцам
кольца. Прорези могут быть выполнены от- . более массивного ведущего диска 1. Пред- крытыми только с наружного или только сварительный подвод ведомого диска 3 к внутреннего торцов. Упругий элемент 18ведущему 1 путем осуществления упругого
взаимодействия нажимного диска 2 со ступицей 6 ведомого диска 3, исключает износ шлицов 8 ведомого диска 3 и ведомого вала 50 9, а также устраняет деформацию стального основания ведомого диска 3. При отгибе в противоположные стороны краев прорезей нажимного упругого элемента 18 обеспечивается вентиляция фрикционных накладок 4 и 5 ведомого диска 3, что повышает их
7 на свободные концы отжимных рычагов 55 долговечность. Фрикционные накладки 19, 13 последние, опираясь через регулировоч- установленные на нажимном упругом элезакренлен на нажимном диске 2, например, с помощью стопорного кольца 22. Он может быть зафиксирован от возможного вращения относительно нажимного диска 2 посредством штифта (не показан), для чего на упругом элементе 18 выполнен вырез 23.
Работает фрикционная муфта следующим образом.
При нажатии нажимным подшипником
0
S
ные винты 16 и упоры 15 на кожух 10, поворачиваются и отводят нажимной диск 2 от ведомого диска 3, одновременно сжимая нажимные пружины 11 и выключая муфту. Ведомый диск 3 при этом занимает среднее положение между ведущим 1 и нажимным 2 дисками, перемещаясь по шлицам 8 ведомого вала 9.
При включении муфты, по мере снятия усилия, прикладываемого к отжимным рычагам 13 от нажимного подшипника 17, нажимные пружины 11 подводят нажимной диск 2 к ведомому диску 3. В результате этого, упругий элемент 18 фрикционными накладками 19 начинает взаимодействовать с ведомыми частями муфты, а именно, с торцовой поверхностью выступа 7 ступицы 4 ведомого диска 3, перемещая последний по щлицам 8 ведомого вала 9 в сторону ведущего диска 1. Таким образом, первыми в работу вступают фрикционные накладки 4 ведомого диска 3, расположенные со стороны ведущего диска 1. При дальнейшем перемещении нажимного диска 2, упругий элемент 18 деформируется и в работу вступают фрикционные накладки 5 ведомого
5 диска 3, расположенные со стороны нажимного диска 2. Накладки 19 упругого элемента 18, обладающие фрикционными свойствами, целесообразно применять в .муфтах машин, имеюших большую разность скоростей вращения ведущих и ведомых частей. 0 Изменением длины прорезей 20 и 21, выполненных на упругом элементе 18, регулируется жесткость последнего, чем достигается наиболее рациональная характеристика включения муфты, обеспечивающая постепенное нарастание фрикционного момента за счет ввода в работу фрикционных накладок 4 и 5 ведомого диска 3 вначале со стороны ведущего диска 1, а затем со стороны нажимного диска 2. Такой поря- док работы обеспечивает также лучший отвод тепла из зоны трения, так как в первоначальный момент включения муфты, когда разница скоростей вращения ведущих и ведомых частей муфты максимальна, работают фрикционные накладки 4 со стороны
0
5
. более массивного ведущего диска 1. Пред- варительный подвод ведомого диска 3 к ведущему 1 путем осуществления упругого
менте 18, стабилизируют положение ведомого диска 3 на ведомом валу 9, что улучшает условия контакта фрикционных накладок 4 и 5 ведомого диска 3 с ведущим 1 и нажимным 2 дисками.
Формула изобретения
1. Фрикционная муфта, содержащая кожух, по крайней мере один ведущий и нажимной диски, ведомый диск, размещенный между ведущим и нажимным дисками, ступицу с выступом, упругий элемент с фрикционной частью, расположенный между нажимным диском и ступицей, отличающаяся
10
ности, упругий элемент жестко связан одним концом с нажимным диском, а фрикционная часть упругого элемента расположена по его внутреннему диаметру с контактом с торцовой поверхностью выступа ступицы.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что с целью уменьщения габаритов и повьшения долговечности путем снижения тепловой нагруженности, упругий элемент выполнен в виде стального плоского кольца с радиальными прорезями, поочередно открытыми с наружной и внутренней боковой поверхностей кольца, при этом участки кольца, прилежащие к прорезям, расположены натем, что, с целью увеличения долговечности 15 клонно со стороны противоположных тор- путем уменьшения динамической нагружен-цов кольца.
ности, упругий элемент жестко связан одним концом с нажимным диском, а фрикционная часть упругого элемента расположена по его внутреннему диаметру с контактом с торцовой поверхностью выступа ступицы.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что с целью уменьщения габаритов и повьшения долговечности путем снижения тепловой нагруженности, упругий элемент выполнен в виде стального плоского кольца с радиальными прорезями, поочередно открытыми с наружной и внутренней боковой поверхностей кольца, при этом участки кольца, прилежащие к прорезям, расположены на
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1971 |
|
SU419652A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА АВТОМОБИЛЯ | 1997 |
|
RU2133677C1 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ МУФТА | 1994 |
|
RU2125192C1 |
Муфта | 1978 |
|
SU898160A1 |
ДВОЙНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 2019 |
|
RU2708963C1 |
Фрикционная муфта | 1985 |
|
SU1278518A1 |
МУФТА-ТОРМОЗ | 1972 |
|
SU327348A1 |
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091622C1 |
ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 1993 |
|
RU2086835C1 |
ВЕДОМЫЙ ДИСК ФРИКЦИОННОЙ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2008539C1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транс- миссия.х самоходных машин. Целью изобретения является повышение долговечности муфты путем улучшения условий работы элементов вслтомого диска за счет исключения деформации стального основания его, повышения плавности работы муфты и обеспечения вентиляции ее нолости. Это достигается за счет того, что муфта содержит ведущий 1, нажимной 2 диски и ведомый диск (ВД) 3, расположенный между ними. С нажимным диском 2 жестко соединен одним концом упругий элемент (УЭ) 18. По его внутреннему диаметру закреплены фрикционные накладки 19, контактируюш,ие с торцовой поверхностью выступа 7 ступицы 4 ВД 3. УЭ. 18 выполнен в виде стального плоского кольца с радиальными прорезями, поочередно открытыми с наружной и внутренней боковой поверхностей его. Участки УЭ 18, прилежашие к прорезям, расположены наклонно к торцам УЭ 18. При включении муфты УЭ 18 фрикционными накладками 19 взаимодействует с торцовой поверхностью выступа 7 стуцицы 4 и перемещает ВД 3 в направлении ведущего диска 1. После контакта ВД 3 с ведущим диском 1 УЭ 18 деформируется, создавая небольшой первоначальный момент. Полное включение муфты происходит после снятия усилия с отжимных рычагов 13. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. tg (Л ;5 00 ISD 01 ND to ФигЛ
21
20
23
Редактор С. Патрушева Заказ 3034/32
ВНИИПИ Государствеииого комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фиг.2
Составитель И. Лукина
Техред И. ВересКорректор А. Ильин
ТиражейПодписное
Патент США № 4325472, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Патент США № 3815714 кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-07-23—Публикация
1985-08-13—Подача