Изобретение относится к области транспортного машиностроения и может быть применено в силовых установках транспортных средств. Известны фрикционные муфты сценления, содержащие ведущий корпус с внутренней полостью, в которой расположены нажимной диск, ведомый диск с фрикционными накладками, механизм управления нажимным диском, выполненный в виде рычагов, связанных с нажимным диском с помощью пальцев, проходящих через отверстия в корпус, и упорного нодщипника, а также устройство для автоматической компенсации износа фрикционных элементов. В известных муфтах устройство для автоматической компенсации износа фрикционных элементов или обеспечивает только постоянство величины зазора между рычагами и упорным нодшиппиком, или только обеспечивает постоянство давления на фрикционные накладки, т. е. поддерживает постоянным усилие нажимных . Изменение зазора между рычагами и упорным подщиюником и давления на фрикционные пакладки является следствием перемещения нажимного диска, вызванного износом фрикционных накладок и одновременно устраняется нри устранении перемещения нажимного диска. С целью поддержания постоянного положения нажимного диска во включенном положении относительно ведущего, в описываемой муфте устройство для автоматической компенсации износа фрикционных элементов выполнено 3 виде нромел уточного диска, установленного между ведомым и нажимным дисками и соединенного с последним механизмом свободного хода и оттяжными пружинами, а с корпусом - с помощью подвижного упора, перемещающегося в осевом направлении в сторону ведомого диска. Кроме того, подвижный упор может быть выполнен в виде разрезного кольца, установленного с натягом в корнусе и имеющего внутлреннюю кон 1ческую новерхность, взаимодействующую с такой же поверхностью, имеющейся на промежуточном диске, а механизм свободного хода - в виде подпружиненных шариков, размещенных в щлицевых впадинах нажимного диска и взаимодействующих с внутренней конусной поверхностью обоймы, запрессованной в промежуточный диск. На чертеже представлен продольный разрез описываемой муфты сценления во включенном положении. К маховику 1 двигателя, выполняющему также роль ведущего диска муфты сцепления, жестко прикреплен кориус 2 муфты сцепления. Посредством пальцев 3, проходящих через отверстия 4 корпуса, во внутренней полости муфты установлен нажимной диск 5. Между нажимным диском и корпусом установлены нажимные нружины 6, расположенные в стаканах 7, установленных в отверстиях 8 кориуса.
На выступающих наружу коннах нальцев 3 установлены отжимные рычаги 9, которые могут качаться относительно оиоры 10, закреиленной неподвижно на корпусе и ироходящей через отверстие 11 в нажимном рычаге. Гайка 12, навернутая на резьбовой конец пальца 3, служит для монтажной регулировки отжимных рычагов.
Рядом с плоскостью 13 маховика, являющейся ведущей, расноложен ведомый диск 14, имеющий с обеих сторон фрикционные накладки 15.
Ведомый диск 14 жестко прикреплен к ступице 16, установленной на валу 17 посредством щлицев 18.
Между иажимным и ведомым дисками установлен промежуточный диск 19, соединенный с нажимным диском при помощи щлицев 20 и муфты свободного хода, состоящей из обоймы 21, запрессованной в промежуточный диск, шариков 22, помещенных между конусной новерхностью 23 кольца и впадинами щлицев пажимиого диска, и пружин 24, поджимающих щарики для контакта с конусной поверхностью кольца и впадинами щлицев 20 нажимного диска.
Кроме того, нажимной и промежуточпый диски связаны оттяжными пружинами 25, закрепленными одним концом к иажимиому диску, а другим - к промежуточному диску.
Снаружи промежуточного диска расположен подвижный упор 26, выполненный в виде разрезного пружинного кольца, установленного с натягом в расточке 27 корпуса. С внутренней стороны упор 26 имеет Коническую поверхность 28. Смежная поверхность 29 промежуточного диска выполнена также копической. Во включенном состоянии муфты сценления между этими коническими поверхностями имеется зазор, обеспечивающий ход выключения муфты сцепления. Кроме конуса, на наружной поверхности промежуточного диска имеется кольцевой выступ 30, зацепляющийся с подвижным унором.
Для выключения муфты сценления установлена отводка 31, снабженная упорным подшипником 32, через который усилие со стороны отводки передается иа внутренние концы 33 отжимных рычагов. При отпущенной педали управления муфтой сценления между коицами отжимных рычагов и упорным подщипником имеется зазор а, предотвращающий их соприкосновение.
Во включенном положении муфты сцепления усилие нажимных пружин через щариковую муфту свободного хода передается на промежуточный диск, который прижимает ведомый диск к ведущей поверхности маховика.
После каждого включения муфты сцепления в.следствие износа накладок ведомого диска и поверхностей, с ними соприкасающихся, происходит некоторое перемещение нажимного
5 диска, нромежуточного диска и подвижного упора в сторону ведомого диска на величину износа. При это.м зазор а между отжимными рычагами и отводкой уменьшается.
Вследствие износа в результате включения
0 муфты сцепления зазор а между отводкой и подшипником, а также зазор между промежуточным диском и подвижным упором уже пе обеспечивают первоначальный ход педали муфты сцепления. Поэтому при выключении
5 муфты сцепления после остановки промежуточного диска подвижным унором происходит перемещение нажимного диска относительно нромежуточного диска в сторону отводки на величину износа. Это взаимное перемещение
0 обеспечивается и при отпускании педали фиксируется шариковой муфтой свободного хода. Перемещению подвижного упора в сторону отводки препятствует трение о кожух, величина которого больще усилия оттяжных пру5 жин 25.
Таким образом, после каждого выключеиия муфты сцепления промежуточиый диск возвращается в положение, которое у него было до износа, ноявившегося носле нредыдущего
0 включения. При этом восстанавливаются исходная рабочая длина нажимных пружин и величина зазора между подшипником и отжимными рычагами.
Постоянство рабочей длины нажимных нру5 жин обеспечивает постоянство давления на фрикционные накладки, т. е. ностоянство коэффициента запаса муфты сцепления, а постоянство зазора между подшипником и отжимными рычагами устраняет необходимость
0 в периодической его регулировке.
Кроме того, возможность изменения положения нажимного диска независимо от других деталей позволяет легко регулировать муфту на заданный крутящий момент при сборке и в
5 эксплуатации, а также позволяет снизить точность изготовления деталей, онределяющих установочную длину нажимных пружин.
Предмет изобретения
1. Фрикционная муфта сценления, содержащая ведущий корпус с внутренней полостью, в которой расположены нажимной диск, ведомый диск с фрикционными накладками, механизм управления нажимным диском, выполненный в виде рычагов, связанных с нажимным диском с номощью пальцев, проходящих через отверстия в корпус, и упорного подщипника, а также устройство для автоматической компенсации износа фрикционных элементов, отличающаяся тем, что, с целью поддержания постоянного положения пажимного диска относительно ведущего для одновременного обеспечения ностоянства давления на
фрикционные накладки и величины зазора между рычагами и упорным подшипником, устройство для автоматической компеисации износа фрикционных элемептов выиолпено в виде промежуточного диска, установленного между ведомым и нажимным дисками и соединенного с последним механизмом свободного хода и оттяжными пружинами, а с корпусом - с помощью подвижного упора, перемещающегося в осевом направлении в сторону ведомого диска.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что подвижный упор выполнен в виде установленного с натягом в корпусе разрезного
кольца с внутренней поверхностью, взаимодействующей с наружной поверхностью промежуточного диска.
3.Муфта но нн. 1 и 2, отличающаяся тем, что взаимодействующие между собой поверхности разрезного кольца и промел уточного диска выполнены конусными.
4.А1уфта по п. 1, отличающаяся тем, что механизм свободного хода выполнеи в виде подпружиненных щариков, размещенных в щлицевых вцадинах, предусмотренных в нажимном диске, и взаимодействующих с внутренней конусной поверхностью обоймы, занрессованной в промежуточном диске.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФРИКЦИОННАЯ МУФТА СЦЕПЛЕНИЯ | 1993 |
|
RU2091622C1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1985 |
|
SU1288396A1 |
Фрикционная муфта сцепления постоянно-замкнутого типа | 1968 |
|
SU541686A1 |
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU868173A1 |
Муфта сцепления | 1979 |
|
SU846864A1 |
Муфта сцепления | 1982 |
|
SU1071834A1 |
Устройство для управления сцеплением транспортного средства | 1990 |
|
SU1752591A1 |
Фрикционная муфта сцепления | 1973 |
|
SU476385A1 |
Муфта-тормоз | 1976 |
|
SU653452A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1983 |
|
SU1232871A1 |
Даты
1974-03-15—Публикация
1971-10-19—Подача