строению, в частности к автотракторному двигателестроению, и может быть использовано в тех отраслях народного хозяйства, в которых эксплуатируют автомобили и тракторы.
Целью изобретения является повышение надежности работы коленчатого
вала и коренных подшипников двигателя. IQ щего сигнала и на выходе элемента
15
На фиг. 1 приведена блок-схема предлагаемого сигнализатора; на фиг. 2 - положение коленчатого вала и блок-картера без тепловой деформации; на фиг. 3 - то же, с тепловой .деформацией.
Сигнализатор содержит индуктивные преобразователи 1 и 2 (фиг. 1), компаратор 3 напряжения, элемент 4 сравнения, датчик 5 температуры масла, установленньй в масляном поддоне картера, компаратор 6 напряжения, датчики 7 температуры охлаждающей жидкости, блок-картер 8, коленчатый , резисторы 10 и 11 и индикатор 25 t2.
Сигнализатор работает следующим образом.
Преобразователи 1 и 2 подключены
20
сравнения возникает отрицательное (минимальное по величине) напряжен Uj и индикатор 12 не светится, так как напряжение мало.
При прогреве двигателя блок-кар тер деформируется (фиг, 3) и крайн опора с индуктивными преобразовате ми 1 и 2 смещается на некоторый уг относительно первоначального полож ния, т.е. преобразователи изменяют свое положение относительно шейки коленчатого вала, а именно преобра зователь 1 приближается к шейке, а преобразователь 2 удаляется от шей в результате чего сигналы U и Uj мен яются (и и) и на выходе кО ратора 3 появляется отрицательный .сигнал Ujyj,, .
По мере прогрева двигателя его
По мере прогрева двигателя его
соответственно к первому (инвертирую- зо температура увеличивается и темпе- щему) и второму (неинвертирующему) . ратура охлаждающей жидкости в голов- входам компаратора 3, выход которого
ке блока .будет вьш1е температуры масла в поддоне картера, поэтому сигналы от датчиков 5 и 7 будут не равны (и и, ) и на выходе компаратора 6 появляется положительный сигнал ,,, а на элементе 4 сравнения - положительный сигнал Ujyjcj ) который зажигает индикатор 12 информируя води- . теля о том, что нагружать двигатель нельзя.
40
45
соединен с инвертирующим входом элемента 4 сравнения. Датчик 5 температуры масла подключен к инвертирующему ,,с входу компаратора 6 напряжения, к второму входу которого подключен датчик 7 температуры охлаждающей жидкости. Выход компаратора 6 соединен с вторым входом элемента 4 сравнения. Резистор 10 служит для калибровки схемы, а резистор 11 ограничивает величину тока индикатора 12,
Преобразователь 1 устанавливают в крайнем коренном подшипнике блок- картера 8 над коренной шейкой коленчатого вала 9, а преобразователь 2 - под той же шейкой коленчатого вала.
До пуска двигателя блок-картер 8 не имеет тепловой деформации (фиг 2) И его температура везде одинакова, поэтому коренные подшипники соосны с коленчатым валом. При этоминдуктив- ньй преобразователь 1, установленный в верхней части подшипника, расположен дальше от шейки коленчатого вала 9, чем преобразователь 2, располрженньй в нижней части подшипника, поэтому U.4 и г и компаратор 3 напряжения на
50
55
Так как температура верхней части блок-картера (Т, ) и нижней его части (Tj) одинаков) и равны Т, т.е. Т 1, Т, то датчики 5 и 7 не имеют разности в сигналах, поэтому компаратор 6 напряжения не выдает на элемент 4 сравнения напряжения управляю
сравнения возникает отрицательное (минимальное по величине) напряжение Uj и индикатор 12 не светится, так как напряжение мало.
При прогреве двигателя блок-картер деформируется (фиг, 3) и крайняя опора с индуктивными преобразователями 1 и 2 смещается на некоторый угол относительно первоначального положения, т.е. преобразователи изменяют свое положение относительно шейки коленчатого вала, а именно преобразователь 1 приближается к шейке, а преобразователь 2 удаляется от шейки, в результате чего сигналы U и Uj мен яются (и и) и на выходе кОмпа- ратора 3 появляется отрицательный .сигнал Ujyj,, .
По мере прогрева двигателя его
пература увеличивается и темпе- ура охлаждающей жидкости в голо
температура увеличивается и темпе- ратура охлаждающей жидкости в голов-
ке блока .будет вьш1е температуры масла в поддоне картера, поэтому сигналы от датчиков 5 и 7 будут не равны (и и, ) и на выходе компаратора 6 появляется положительный сигнал ,,, а на элементе 4 сравнения - положительный сигнал Ujyjcj ) который зажигает индикатор 12 информируя води- . теля о том, что нагружать двигатель нельзя.
Формула изобретения
1. Сигнализатор предельного значения тепловой деформации блок-картера и опор коренных подшипников коленчатого вала двигателя внутреннего сгора- . ния, содержащий датчик температуры охлаждающей жидкости, первьй и второй преобразователи контролируемого параметра, установленные в коренном, подшипнике, элемент сравнения и индикатор, отличающийся тем, что, с целью повьш1ения надежности, сигнализатор дополнительно содержит датчик температуры масла, установленный в масляном поддоне двигателя, первьй и второй резисторы и первый
и второй компараторы напряжения, при датчик температуры охлалщающей жидкости подключен к неинвертирукнце- му входу первого компаратора напряжения, к инвертирующему входу которо подключен датчик температуры масла, первый преобразователь контролируемого параметра подключен к инвертирующему входу второго, компаратора, к неинвёртирующему входу которого подключен второй преобразователь, а выход первого компаратора напряжения подключен к неинвертирующему входу элемента сравнения и па-- раллельно - к первому резистору, выход второго компаратора напряЛенид соединен с инвертирующим входом элемента сравнения, выход которого через второй резистор соединен с индикатором .
2. Сигнализатор по п. 1, о т л и - чающийся тем, что преобразователи контролируемого параметра установлены в крайнем коренном подшипнике в вертикальной плоскости, проходящей через ось коленчатого вала, причем первый преобразователь установлен в подшипнике второй - в валом.
над коленчатым валом, а подшипнике под коленчатым
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сигнализатор готовности двигателя внутреннего сгорания к принятию нагрузки после пуска | 1985 |
|
SU1268990A1 |
Сигнализатор предельного значения несоосности опор коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания | 1985 |
|
SU1350524A1 |
Устройство прогнозирования ресурса коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания | 1986 |
|
SU1375967A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗАЗОРА В ШАТУННОМ ПОДШИПНИКЕ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА ПРИ ИСПЫТАНИИ И ДИАГНОСТИКЕ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН | 2018 |
|
RU2691259C1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ СМАЗОЧНОГО МАТЕРИАЛА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2012 |
|
RU2503877C1 |
СПОСОБ И СИСТЕМА ПРЕДПУСКОВОГО ПРОГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2008 |
|
RU2386820C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С МАСЛЯНЫМ КОНТУРОМ И ОПОРНЫМИ ПОДШИПНИКАМИ С МАСЛЯНОЙ СМАЗКОЙ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2698539C2 |
Система смазки двигателя внутреннего сгорания | 1988 |
|
SU1513162A1 |
Система предупредительной сигнализации газопоршневого двигателя | 2023 |
|
RU2821321C1 |
Изобретение относится к автотракторному двигателестроению и позволяет повысить надежность работы коленчатого вала и коренных подшипников двигателя. Сигнализатор содержит индуктивные преобразователи 1 и 2, компараторы 3, 6 напряжения, элемент 4 сравнения, датчик 5 т-ры масла, установленный в под доне картера, датчик 7 т-ры охлаждающей жидкости, резисторы 10, 11 и индикатор 12. При прогреве двигателя блок-картер деформируется и крайняя опора с преобразователями 1 и 2 смещается, в результате чего сигналы преобразователей меняются и на 1зь1ходе компаратора 3 появляется отрицательный сигнал Ugjj. По мере прогрева двигателя т-ра охлаждающей воды становится вьше т-ры масла в поддоне, поэтому сигналы от датчиков 5 и 7 будут не равны и на выходе компаратора 6 появляется положительный сигнал а на элементе 4 - положительный сигнал Ugjj|.j , который зажигает индикатор 12, информирующий о запрете дальнейшего нагружения двигателя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. С S (Л
Фие. 2
.Редактор Ю. Середа
Составитель В. Горбунов
Техред Л.Олийнык Корректор В. Бутяга
Заказ 3273/37 Тираж 776 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по депам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
0US.J
Устройство для автоматической аварийной защиты двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU1090902A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Авторы
Даты
1987-07-30—Публикация
1985-08-02—Подача