11350
Изобретение относится к машиностроению, в частности к автотракторному двигатолестроению, может быть использовано также автомобильным транспортом общего пользования, сельским хозяйством и другими отрасля-
нал и
BblX.
так как сигнал U преобразователя 6 больше сигнала U преобми народного хозяйства, эксплуатирующими автомобили и тракторы.
Целью изобретения является повыше- IQ разователя 5 (т.е. Uj U). При ние долговечности подшипниковых узлов этом логический элемент 4 выдает нулевой сигнал Uet/yj, сигнальная лам-/ почка 11 не светится, что говорит о нахождении соосности опор в допустимых пределах. При деформации блокколенчатого вала две за счет своевременной сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор.
На фиг.1 представлена блок-схема сигнализатора; на фиг,2 - положение коленчатого вала и блок-картера в нормальном рабочем состоянии; на фиг.З - положение коленчатого вала и блок-картера при его деформации.
Сигнализатор содержит-преобразователи 1 и 2 перемещения (фиг.1 и 2), первый компаратор 3 напряжения, логический элемент ИЛИ 4, преобразовате- ли 5 и 6 перемещения, второй компаратор 7, блок-картер 8, коленчатый вал 9, транзистор 10 и -сигнальную лампочку 11.
Преобразователи 1 и 2 переь ещения (фиг.2) устанавливают в верхней и нижней частях крайнего коренного под- 1шп1ника, а преобразователи 5 и 6 - в верхней и нижней частях среднего коренного подишпника, причем преобразователи 1 и 5 установлены в опорах блок-картера 8 выше шеек коленчатого вала 9, а преобразователи 2 и 6- ниже, при этом расположены они в
20
15
картера 8, например, от релаксации
остаточных напряжений (фиг,2) величина сигнала Ц преобразователя 1 оказывается больше величины сигнала U,j , так как металл шейки вала 9 приближается к.преобразователю 1 и удаляется от преобразователя 2, поэтому компаратор 3 напряжения вырабатывает положительный сигнал U отрица- 25 тельном сигнале U.., „ компаратора 7
О Ы- - /
напряжения, и логический элемент ИЛИ 4 вьщает единичный сигнал на базу транзистора 10, который отпирается и пропускает электрический ток 30 в цепь сигнальной лампочки 11, которая загорается, что говорит о достижении предельного значения несоос-нос- ти опор и подшипников.
При любой деформации блок-картера ос в ту или иную сторону (вверх или вниз, фиг.З) на .выходе логического элемента ИЛ14 4 возникает единичный сигнал, вызывающий свечение сигнальной лампочки 11, которая позволяет
вертикальной осевой плоскости. Выходы 40 контролировать появление предельной
преобразователей 1 и 2 подключены соответственно к первому и второму (инвертирующему) входам первого компаратора 3 напряжения, выход которого соединен с входом логического элемента ИЛИ 4, а выходы преобразователей 5 и 6 подключены соответственно к первому и второму (инвертирующему) входам второго компаратора 7 .напрялсения, выход которого соединен с вторым входом логического элемента ИЛИ 4. Выход логического элемента 4 соединен через транзистор 10 с сигнальной лампочкой 11.
Работает сигнализатор следующим образом.
При нормальном рабочем состоянии блок-картера,8 и коленчатого вала 9 си-1 нал и. преобразователя 1 будет
меньше сигнала U преобразователя 2 (Тое. и, и,) и первый компаратор напряжения 3 на выходе дает отрицательный сигнал и . Одновременно на втором компараторе напряжения 7 также вырабатывается отрицательный сигнал и
BblX.
так как сигнал U преобразователя 6 больше сигнала U преобразователя 5 (т.е. Uj U). При этом логический элемент 4 выдает нулевой сигнал Uet/yj, сигнальная лам-/ почка 11 не светится, что говорит о нахождении соосности опор в допустимых пределах. При деформации блокразователя 5 (т.е. Uj U). При этом логический элемент 4 выдает нулевой сигнал Uet/yj, сигнальная лам-/ почка 11 не светится, что говорит о нахождении соосности опор в допустимых пределах. При деформации блок
картера 8, например, от релаксации
остаточных напряжений (фиг,2) величина сигнала Ц преобразователя 1 оказывается больше величины сигнала U,j , так как металл шейки вала 9 приближается к.преобразователю 1 и удаляется от преобразователя 2, поэтому компаратор 3 напряжения вырабатывает положительный сигнал U отрица- тельном сигнале U.., „ компаратора 7
О Ы- - /
напряжения, и логический элемент ИЛИ 4 вьщает единичный сигнал на базу транзистора 10, который отпирается и пропускает электрический ток в цепь сигнальной лампочки 11, которая загорается, что говорит о достижении предельного значения несоос-нос- ти опор и подшипников.
При любой деформации блок-картера в ту или иную сторону (вверх или вниз, фиг.З) на .выходе логического элемента ИЛ14 4 возникает единичный сигнал, вызывающий свечение сигнальной лампочки 11, которая позволяет
несоосности коренных опор двигателя. Форм ула изобретения
Сигнализатор пр-едельного значения несоосности опор коренных подшипников двигателя внутреннего сгорания, со- дepжaш й преобразователи перемещения, логический элемент ИЛИ и сигнальную лампочку (индикатор), отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности подшипниковых узлов коленчатого вала ДВС путем св. .-вре- менно сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор, сигнализатор дополнительно содержит первслй и второй компараторы напряжения п транзистор, преобразователи перемещения установлены в крайнем и среднем коренных подшипниках в вертикальной осевой плоскости, причем в каждом подшипнике один преобразователь перемещения установлен выше, а другой - ниже соответствующей коренной шейки коленчатого вала, при этом выходы преобразователей пе- ремеш;ения, установленных в верхней и нижней частях крайнего коренного подшипника, соединены соответственно с первым и вторым (инвертирующим) входами первого компаратора напряжения.
выход которого соединен с первым входом логического элемента ИЛИ, выходы преобразователей, установленных в верхней и нижней частях среднего коренного подшипника, соединены соответственно с первым и вторым (инвертирующим) входами второго компаратора напряжения, выход которого соединен с вторым входом логического элемента ИЛИ, а выход последнего через транзистор соединен с сигнальной лампочкой.
фиг. 2
Изобретение позволяет повысить долговечность подшипниковых узлов коленчатого вала двигателя за счет своевременной сигнализации о достижении предельного значения несоосности опор. Сигнализатор содержит преобразователи 1 и 2 перемещения, комО параторы 3, 7, логический элемент ИЛИ 4, преобразователи 5 и 6 перемещения, блок-картер, коленчатый вал, транзистор 10 и сигнальную лампочку 11. При деформациях блок-картера величина сигнала U преобразователя . 1 окааывается больше величины сигнала Uj преобразователя 2. Компаратор 3 вырабатывает положительный сигнал при отрицательном сигнале компаратора 7, и элемент ИЛИ 4 выдает единичный сигнал на базу транзистора 10. Последний отпирается и пропускает электрический ток в цепь лампочки 1I, которая загорается, сигнализируя появление предельной несоосности коренных опор двигателя. 3 ил. с S (Л 00 ел о СП to 4; ФШ.
Фиг, 3
Устройство для автоматической аварийной защиты двигателя внутреннего сгорания | 1981 |
|
SU1090902A1 |
Авторы
Даты
1987-11-07—Публикация
1985-08-05—Подача