Изобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам управления гидромеханическими трансмиссиями, преимущественно с гидротрансформатором, транспортных средств.
Цель изобретения - повышение КПД устройства управления путем изменения расхода жидкости в зависимости от режимов работы устройства.
На чертеже изображена гидравлическая схема устройства управления гидромеханической трансмиссией (клапаны системы управления показаны в положении, соответствующем движению транспортного средства с заблокированным гидродинамическим элементом).
Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидродинамического элемента, выполненного в виде гидротрансформатора I, фрикционной муфты 2 его блокировки и коробки 3 передач. Система управления гидромеханической трансмиссией содержит источник 4 давления рабочей жидкости, клапан 5 линейного давления, клапан 6 подпитки гидротрансформатора, клапан 7 блокировки гидротрансформатора, механизм 8 переключения передач, механизм 9 принудительной разблокировки гидротрансформатора, радиатор 10 охлаждения рабочей жидкости. Клапан 6 подпитки гидротрансформатора снабжен порщнем 11 и ограничителем 12 хода поршня 11.
Нагнетательная полость источника 4 связана с входом клапана подпитки магистралью 13, а выход этого клапана связан магистралью 14 с гидротрансформатором 1. Клапан 7 блокировки выполнен четырехлинейным, при этом линия 14 каналом 16 соединяется с источником 4, линия 17 каналом 18 - с полостью муфты 2, линия 19 - с гидробаком 20, а линия 21 - каналом 22 с полостью перед торцом поршня 11 канала 6. Торцовая управляющая полость 23 каналом 24 соединена с механизмом 8 переключения передач и механизмом 9 принудительной разблокировки. Клапан 6 включает в себя полость 25 и пружину 26.
Система управления работает следующим образом.
При движении транспортного средства с заблокированным гидротрансформатором рабочая жидкость от источника 4 по каналу 16 через клапан 7 блокировки (линия 15 соединена с линией 17) и магистраль 18 подается к фрикционной муфте 2 блокировки и замыкает ее.
По магистрали 13 рабочая жидкость от источника 4 под давлением, устанавливаемым в системе клапаном 5 линейного давления, подводится к входу клапана 6 подпитки.
Клапан 6, являющийся редукционным клапаном, снижает линейное давление Р„ на
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
выходе из него до необходимой величины, определяя тем самым расход жидкости, необходимой для подпитки гидротрансформатора. Величина редуцированного давления на выходе из клапана зависит от настройки клапана, определяемой усилием предварительного сжатия пружины 26. Предварительное сжатие пружины 26 благодаря введению поршня 11 в клапан и ограничению его хода ограничителем 12 может изменяться.
При крайнем левом (как показано на чертеже) положении порщня 11 пружина 26 имеет наименьшее усилие. При перемещении порщня 11 в крайнее правое положение до упора в ограничитель 12 хода усилие предварительного сжатия увеличивается до наибольшего.
Перемещение поршня 11, сжимающего пружину 26, происходит за счет давления рабочей жидкости при подаче ее в торцовую управляющую полость 25, образованную противоположным пружине торцом поршня 11 и корпусом клапана 6, по магистрали 22 через клапан 7 блокировки, поскольку линия 15 соедииена с линией 21. В рассматриваемом случае полость 25 через клапан 7 сообщена с гидробаком 20. Поэтому под действием пружины 26 клапана 6 поршень 11 находится в исходном - крайнем левом положении. Давление на выходе из клапана 6 подпитки наименьшее, что и требуется при неработающем гидротрансформаторе (Рп 1,5 КГС/СМ-).
Гидротрансформатор может быть разблокирован: кратковременно при переключениях передач или при трогании с места по сигналу, поступающему от механизма 8 переключения передач, или длительно - по сигналу, поступающему от механизма 9 принудительной разблокировки гидротрансформатора.
При отсутствии сигнала линейного давления в полости 23 клапан 7 под действием пружины переключится, т. е. займет крайнее правое положение, и соединит полость фрикционной муфты 2 с гидробаком 20. Тем самым гидротрансформатор разблокируется, а торцовая полость 25 клапана 6 подпитки соединится с источником 4. Под действием подведенного в эту полость давления поршень 11 клапана 6 переместится до упора 12 и сожмет пружину 26. В результате повысится давление на выходе из клапана 6 подпитки (В, 3,5 кгс/см . Этот режим соответствует работающему гидротрансформатору, когда при проскальзывании ею KO. iec увеличивается сопротивление лопастной системы, требую цее большего перепада дав. 1е- ния для прохода рабочей жидкости через гидротрансформатор и болыиего расхода лля охлаждения.
При подаче линейного давления в торцовую полость 23 клапана 7 блокировки от механизмов 8 и 9 клапан 7 возвращается в исходное положение, соединяя полость фрикционной муфты 2 с источником 4 и блокирует тем самым гидротрансформатор.
Уменьшение расхода жидкости через блокированный гидротрансформатор и клапаны разгружает двигатель и повышает КПД системы. Увеличение расхода жидкости при разблокированном гидротрансформаторе обеспечивает необходимое его охлаждение.
Формула изобретения
Устройство управления гидромеханической трансмиссией транспортного средства. преимуш.ественно с гидротрансформатором, содержащее источник давления рабочей жидкости, клапан линейного давления, трехлинейный клапан блокировки гидротрансформатора с торцовой управляющей полостью и клапан подпитки гидротрансформатора с корпусом и подпружиненным золотником, при этом источник давления сообщен с входом клапана подпитки, выход ко- торого сообщен с гидротрансформатором, первая линия клапана блокировки соединена с источником давления рабочей жидкости, вторая - с полостью фрикционной муфты блокировки, третья - с гидробаком, а управляющая полость - с ме0 ханизмом переключения передач, отличающееся тем, что, с целью повыщения КПД, клапан подпитки гидротрансформатора снабжен поршнем, установленным в корпусе со стороны свободного торца пружины, и
с ограничителем хода поршня, а клапан блокировки гидротрансформатора выполнен четырехлинейным и четвертая линия соединена с полостью перед торцом поршня клапана подпитки гидротрансформатора, при этом в первой позиции клапана блокиров0 ки первая линия соединена с второй, а третья - с четвертой, а во второй по- зици этого клапана первая линия соединена с четвертой, а вторая - с третьей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1549806A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1119871A1 |
Система управления гидромеханической трансмиссией | 1988 |
|
SU1562166A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1981 |
|
SU965815A1 |
Устройство управления фрикционными муфтами гидромеханической трансмиссии транспортного средства | 1989 |
|
SU1678659A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1609715A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1980 |
|
SU971686A1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1983 |
|
SU1110679A1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1990 |
|
SU1729842A1 |
Гидромеханическая трансмиссияТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1979 |
|
SU852648A1 |
Изобретение относится к устройствам управления гидромеханическими трансмиссиями транснортных средств. Цель изобретения - повышение КПД устройства путем изменения расхода жидкости, проходящей через гидродинамический элемент при различных режимах его работы. Устройство управления содержит источник давления рабочей жидкости, клапан блокировки гидротрансформатора и его подпитки, механизма переключения передач и принудительной блокировки гидротрансформатора. Клапан подпитки снабжен поршнем и ограничителем хода nopniHH, чем обеспечивается различное сжатие пружин клапана. Выход источника снабжен с полостью фрикционной муфты блокировки гидротрансформатора через клапан блокировки и с входом клапана подпитки. Клапан блокировки гидротрансформатора выполнен четырехлинейным, причем четвертая линия соединена с полостью перед торцом поршня клапана подпитки. В первой позиции клапана блокировки первая линия соединена с Btopoii, а третья - с четвертой, во второй позиции этого клапана первая линия соединена с четвертой, а вторая - с третьей. В первой позиции клапана блокировки нолость фрикционной муфты сообщена с источником давления через клапан блокировки, а полость перед по|)П1- пем клапана подпитки - с гидробаком. Настройка пружины клапана подпитки обеспечивает минимальное давление под питки (Рпминё1 5 кгс/см ) при заблокированном гидроэлементе. Во второй позиции клапана блокировки гидроэлемента источник давления через клапан блокировки соединен с нолостью неред поршнем к.папана подпитки. Поршень сжимает пружину в к.ча- пане подпитки, обеспечивая максима.чьное значение давления подпитки (Р„макс; 3,5 кгс/см) при разблокированном гидротрансформаторе. Автоматическое изменение настройки клапана подпитки гидротрансформатора обеспечивает изменение расхода через него прн различных рабочих режима.ч/1ем обеспечивается повышение КПД системы управления гидромеханической передачей. 1 и.ч. (Л оо оо 05 а
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1979 |
|
SU887284A2 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-08-23—Публикация
1986-03-07—Подача