1334283
щения двигателя. Это позволяет на- пятственное его осевое перемещение дежно зафиксировать корпус подшипри- для компенсации температурного возка от проворота и обеспечить беспре- действия. 2 ил.
Изобретение относится к электроашиностроению и может быть испольовано для привода погружного насоса ри откачке нефти или жидкости из кважин.
Цель изобретения повьпяение наежности .
На фиг.1 представлен электродвиатель, общий вид, разрез; ва фиг,2 - зел I на фиг.1 ,
Погружной электродвигатель состот из корпуса 1, в котором установены статор 2 и ротор 3, На. валу 4, расположенном по оси вращения электродвигателя, через равные про- межутки посажены секции 5 ротора 3, количество которых в зависимости от мощности двигателя может быть различным, В промежутках между секциями 5 установлены радиальные подшипники 6 скольжения,
Длина каждой секции 5 зависит от расстояния мелоду радиальными подшипниками 6, которое определяется расчетом на прогиб вала 4,
Каждый подшипник 6 состоит из втулки 7, закрепленной на валу 4, и корпуса 8, установленного в расточке статора 2,
На наружной поверхности корпуса 8 выполнена кольцевая канавка 9, ось которой расположена наклонно под.острым углом « к плоскости,перпендикулярной оси вращения электродвигателя О, 0 , Значение угла о. может быть различным и определяется шириной посадочной поверхности корпуса подшипника 8,
В кольцевой канавке 9 размещено разрезное стопорящее кольцо 10 с гсо меньшей мере одним выступом 11, выполненным на его наружной поверхнрс- ти, Число выступов 11 выбирается исходя из условий обеспечения прочности материалов контактирующих поверх ностей выступов 11 и стенок пазов 12 статора 2,
10
15
20
25
30
35
40
45
5
0
5
0
5
0
5
Высота выступа 11 выбирается из условий исключения повреждения обмотки статора и может находиться в пределах 0,2 - О,5.мм. Кольцо 10 установлено с зазором по отношению к дну канавки 9 для обеспечения радиального перемещения по направлению к оси двигателя в процессе сборки.
Выступы 11 выполняются параллельно оси паза, которая параллельна оси вращения электродвигателя.
По ширине выступы 11 выполнены размером меньше, чем ширина паза статора, за счет чего имеется возможность перемещения по дуге в упомянутом пазу на величину зазора.
Корпус 8 подшипника, который по длине короче втулки 7, имеет возможность осевого перемещения в процессе работы. Во избежание повреждения вращающихся секций 5 ротора о непод- вшкный при вращении двигателя корпус 8 подшипника 6 между секциями 5 и втулкой 7 установлены упорные шайбы 13,, обладающие низким коэффициентом трения, например фторопластовые, текстолитовые. На эти шайбы опирает- ся корпус пo Xшипникa .6 при смещении его в расточке статора под действием собственных сил тяжести,
В процессе сборки электродвигателя при установке ротора 3 в статор 2 стопорящее кольцо 10 в случае, если его выступ 1 не попадает в паз 12, прижимается к дну канавки 9, а при повороте корпуса выступ 11 устанавливается в пазу 12 статора.
Погружной электродвигатель работает следующим образом,
В начальный момент работы корпус 8 подшипника, провора чиваясь под действием вращающих сил, выбирает зазор мелоду торцом кольца 10, зафиксированным- посредством выступа 11 в расточке статора, и боковой стеной канавки 9 и самоустанавливается, причем контакт образуется в двух диаметрал.ьно противоположно расположенных точках, поскольку канавка 9 выполнена замкнутой и под углом по отношению к плоскости, перпендикулярной оси вращения двигателя,
В этих точках возникают реактивные силы от крутящего момента, действующие на корпус 8 подшипника.Поскольку система сил симметрична относительно оси вращения, то силы реакции направлены встречно и поскольку они одинаковы, перемещения корпуса не наблюдается.
При осевом перемещении ротора 3 относительно статора 2, обусловленном различием в температуре нагрева, каждый из подшипников 6, начиная сверху (двигатель вертикального исполнения) , перемещается в статоре 2 в осевом направлении вниз. Это перемещение не ограничивается выступами 11, выполненными параллельно оси паза и оси вращения двигателя,
Осевое перемещение нижнего подшип- ,ника определяется разностью конечных приращений ротора 3 и статора 2. В процессе перемещения на шайбе 13 создается нагрузка только от собственных сил тяжести корпуса подшипника.
34283
Таким образом, в предлагаемой конструкции производится надежная фиксация корпуса подшипника от проворота и беспрепятственное осевое перемещение упомянутого корпуса для компенсации температурного воздействия. Все это поз воляет повысить надежность электродвигателя.
5
Формула изобретения
Погружной электродвигатель, содержащий корпус, статор с пазами, установленный на валу ротор, состоящий из секций, между которыми расположены подшипники, при этом корпус каждого подшипника размещен в расточке статора и имеет на наружной поверхности кольцевую канавку с устано влен- ным в ней разрезным стопоряа;им элементом, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, кольцевая канавка корпуса подшипника
расположена наклонно к плоскости,пер- пендикуля рной оси вращения электровигателя, а стопорящий элемент выполнен в виде кольца, имеющего по крайней мере один выступ, который
размещен в пазу статора с возможностью перемещения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Погружной электродвигатель | 1989 |
|
SU1693688A1 |
Б. Г. Карташев и Е. И. ЩсгольковОсобое конструкторское бюро по бесштанговым насосам | 1969 |
|
SU255397A1 |
Погружной электродвигатель | 1988 |
|
SU1545294A1 |
Погружной электродвигатель | 1982 |
|
SU1105983A1 |
ПОГРУЖНОЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2015 |
|
RU2592942C1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ | 2001 |
|
RU2192700C1 |
ДИАФРАГМЕННАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА | 2003 |
|
RU2236613C1 |
Погружной электродвигатель | 1985 |
|
SU1339764A1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ СЕКЦИОННЫЙ | 2002 |
|
RU2219372C1 |
ЦЕНТРОБЕЖНЫЙ МОНОБЛОЧНЫЙ ЭЛЕКТРОНАСОС ДЛЯ ПЕРЕКАЧКИ АГРЕССИВНЫХ ЖИДКОСТЕЙ | 2008 |
|
RU2384743C1 |
Изобретение относится к электромашиностроению и предназначено для привода погружного насоса. Цель изобретения - повьшение надежности. Погружной электродвигатель содержит статор, ротор в виде секций 5, установленных на валу 4 через равные промежутки, в которых размещены радиальные подшипники скольжения. На корпусе 8 подшипника выполнена кольцевая канавка 9, в которой установлено разрезное стопорящее кольцо 10 с выступами 1 1 . Ось канавки 9 наклонена к плоскости, перпендикулярной оси вра(Л
Редактор Т,Лазоренко
Фиг.2
Составитель А,Кузьмин
Техред Л,Сердюкова Корректор С,Шекмар
Заказ 3974/52Тираж 659- Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д,4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г,Ужгород, ул,Проектн
Богданов А.А | |||
Погружные центро бежные электронасосы .для добычи неф ти | |||
М.: Недра, 1968, с.131 | |||
Патент США № 3506861, кл | |||
Приспособление для съемки жилетно-карманным фотографическим аппаратом со штатива | 1921 |
|
SU310A1 |
Патент США № 4119874, кл | |||
Приспособление для съемки жилетно-карманным фотографическим аппаратом со штатива | 1921 |
|
SU310A1 |
Авторы
Даты
1987-08-30—Публикация
1986-04-07—Подача