Обучающее устройство Советский патент 1983 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU1024963A2

ю

4 СО ОУ

СО Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности, к техническим средствам обучения, испоп зуемым для индивидуального и коппекти ного обучения. По основному авт.св. № 890427 известно обучающее устройство, используемое для индивидуального и коллективного обучения в учебных заведениях, и содержащее пульты обучаемых, блок записи адреса текущего положения носителя информации, подключенный к первому входу реверсивного счетчика, соединенного с первым входом схемы сравнения, второй вход которой подключен к регистру адреса, вход которого является первым входом устройства, а первый, второй и третий выходы схемы сравнения подключены к первому, четвертому и седьмому входам первого блока элементов И, первый, второй и третий выходы которого подключены к первому, пятому и девятому входам формирователя управляющих .сигналов первый и второй выходы которого соответственно подключены к второму и трет ему входам реверсивного счетчика и к первому и второму входам блока перемещения носителя информации, выходы пультов обучаемь1х подключены к третьему и четвертому входам блока контроля знаний, первый, второй и третий выходы которого подключены соответственно к четвертому, третьему .и второму входам пультов обучаемых, второй, шестой и двенадцатый входы формирователя управляющих сигналов подключены соответственно к первому, второму и пятому выходам, а четвертый выход - к седьмому и одиннадцатому входам формироватетш управляющих сигналов, четвертый, восьмой и тринадцатый выходы которого подкгаочены соответственно к первому второ му и третьему выходам программного т блока, третий вход которого, являющийся вторым входом устройства, подключен к второму, пятому и восьмому входам первого блока элементов И, третий, шестой и девятый входы которого подключены к первому входу блока предъявления информации и к первому выходу блока управпения режимом работы, второй выход которого подключен к второму входу блока предъявления информации и к второму, четвертому, шестому, восьмому н десятому входам второго блока элементов И, первый, третий пятый и седьмой входы которого подключены соответственно к первому, второму, третьему и четвертому выходам пульта диетанпионного управ ления, девятый вход второго блока эле ментов И соединен с выходом ф6тосч№тывающего преобразователя, с четвертым входом реверсивного счетчика и с четвертым входом программного блока, вычитающий счетчик, дешифратор, первый, второй, третий и четвертый элементы И, триггер, формирователь, первый элемент ИЛИ и второй элемент ИЛИ, выход которого подключен к второму входу программного блока, а первый вход соединен с третьим выходом блрка управления ре жимом работы, четвертый выход которого подключен к входу формирователя и к первым входам второго, третьего и четвертого элементов И, вторые входы второго и третьего элементов И подключены соответственно к третьему и четвертому входам программного блока, выход второго элемента И подключен к второму входу блока контроля знаний, к второму входу первого элемента И, к второму входу вычитающего счетчика, первь1й вход которого соединен с первым выходом контрюля знаний, а выход вычитак щего счетчика подключен через последовательно соединенные дешифратор и первый элемент И к первому входу триггера, второй вход которого подключен к выходу формирователя, а выход соединен с вторым входом четвертого элемента И, выход которого подключен к второму входу второго элемента ИЛИ, первый и второй выходы формирователя управляющих сигналов подключены соответственно к первому и к второму входам первого элемента ИЛИ, выход, которого подключен к первым входам пультов обуЧаемых lij .. Известное устройство позволяет осущест лять обучение и проводить контроль знаний обучаемых. В ряде практических случаев актуапь ной является задача предварительного профессионального отбора обучаемых, осуществпяемая путем группового контроля их знаний и навыков путем ответа на контрольные теми. Как правило, используется несколько контрольных тем, позволяющих оценить подготовку обучаемых по различным областям знаний. При этом не требуется точное знание оценок обуча&мых за каждую тему, а нужен пишь контроль того, правильно пи ответил обучаемый на вопросы совокупности контрольных тем. Дпя учета специфики профпрЕИ годности обучаемых в ходе контроля должен устанавпиваться определенный уровень оценки, которая является проход-

ным баппом. В результате такого контропя осуществляется оперативная предварительная оценка йрофессиональной пригодности обучаемых для решения опредепеиного круга задач.

Известное устройство учитывает и фиксирует на регистраторе оценку обучаемых за каждую тему. Поэтому операти&ный контроль (отбор) того, какие обучаемые ответили верно на каждую из предъявленных тем при использовании для отбора нескольких тем, большом количестве обучаемых (порядка 2О-30) и высоком темпе их опроса преподавателю осуществить очень сложно. Кроме того, при регистрации в ходе отбора оценок каждого обучаемого по каждой из контрольных тем на материальный носитель идет значительный и практически ненужный раоход носителя и ресурса регистратора:.

Указанные нед орта тки ограничивают дидактические возможности известного устройства по профотбору.

Цель, изобретения -t расширение дидактических возможностей устройства при профотборе.

Поставленная цель достигается тем, что в обучающее устройство введень второй пульт дистанционного управления, информационное табло и цепочки из последовательно включенных блоков сравнения, счетчиков и дешифраторов, выходы которых соединены с соответствующими входами информационного табло, первые и вторые входы блоков сравнения цепочек подключены соответственно к выходам пультоЁ обучаемых и первому выходу Btoporo пульта дистанционного управления, второй выход которого соедине с вторыми входами счетчиков цепочек.

На чертеже представлена функционалы ная схема предлагаемого обучающего устройства.

Обучающее устройство содержит блок 1 записи адреса текущего положения носителя информации, регистр 2 адреса тре буемого положения носителя информации, реверсивный счетчик 3, пульт 4 дистанционш г6 управления, блок 5 управления режимом работы, схему 6 сравнения, программный блок 7, формирователь 8 управляющих сигналов, фотосчитЬ1вающий преобразователь 9, блок 10 предъявления информации, блоки 11 и 12 элементов И, блок 13 перемещения носителя инфоук мацви, пульты 14 обучаемых, элементы ИЛИ 15 и 16, вычитающий счетчик 17, дешифратор 18, элементы 19-22, формирователь 23, триггер 24, блок 25

контроля знаний, второй пульт 26 дистанционного управпения, формирователи 27 признака правильных ответов и Ийформационное табло (индикационная панель) 28.

Формирователь 8 состоит из элементов ИЛИ 29-32 триггеров 33 и 34 и элемента И 35. Блок 11 состоит из элементов И 36-38, блок 12 - из элементов И 39-43, блок 13 - из узла 44 включения электродвигателя и электродвигателя 45. Пульты 14 состоят из блоков 46 ввода кода правильного ответа, блоков 47 анализа выбранного ответа и блоков 48 оценок.

Блок 25 контроля з{1аний состоит из формирователя 49 программ, узла 50 включения режима контроля знаний, узла

51ввода входа правильного ответа, узла

52ввода кода количества вопросов и регистратора 53 оценок. Формирователь 27 состоит из блока 54 сравнения кодов оценок вычитающего счетчика 55 тем и дешифратора 56. Количество формирователей 27 признака правильных ответов определяется количеством рабочих мест 14.

Отбор обучаемых по совокупности ответов на контрольные темы осуществляется .пультом 26, формирователями 27 и табло 28.

Пульт 26 представляет Собой совокупность контактных переключателей и шифраторов, с помощью которых преподаватель устанавливает оценку (проходной балл) и количество тем, по которым осуществляется отбор обучаемых. С помощью шифраторов, входящих в пульт 26, входами которых являются выходы контактных переключателей, на первом выходе пульта 26 формируется код проходной оценки, а на вторим выходе код количества тем. Код оценок поддер-живается на первом выходе пульта 26 постоянно в ходе отбора, а выдача кода количества тем осуществляется одноразово.

Схема сравнения кодов оценок блоков 54 представляет собой совокупность логических элементов И и ИЛИ, и осуществляет выполнение следующей логической функции: если, и только если, коды оцено с пульта 26 и рабочего места 14 обучаемого совпадают или приходит код оценки, более высокой, чем установленна на пульте 26 (сравнение осуществляется последовательно, начиная со старших разрядов отступающих на схему 56 кодов оценок), то на выходе бпока 54 формируется единичный сигнап, поступающий на вход вычитающего, счетчика 55 (тем В предлагаемое устройство по сраа неншо с известным введен допопнитеп ный режим - режим отбора. Работа устройства с использованием введенных блоков и схем осуществляется в режиме отбора следующим образом Устройство устанавпйвается в режим контроля знаний. Включение устройства в режим контроля знаний, поиск начала требуемой грутшы контрольньтх вопросо и вариантов ответов (требуемой контрольной темы) осуществляется извесгным способом. На пульте 26 преподаватель устанав ливает оценку, которая является проход ным баллом по материалу контрольных тем. Обычно таким баллом является оценка отлично или хорошо. При необходимости для наиболее трудных или легких контрольных тем преподаватель может изменять проходной балл в ход отбора перед соответствующей темой. Кроме того, преподаватель устанавйивает на пульте 26 количество контрольных тем, используемых в режиме отбора Первоначальный запуск устройства в режим контроля знаний осуществляется командой, поступающей на втррой вход устройства. По этой команде включается блок 7, через элемент И 20 - блок 25 контроля знаний и от блока 25 - пульты 14. Програк дный блок 7 вырабатывает сигнал.на перемещение носителя информации, который с второго или третьего выхода блока 7 (в зависимости от требуемого направления перемещения носителя) через формирователь 8 поступает на блок 13. С приходом транспортной метки кадра с первым кон трольным вопросом и вариантами ответов фотосчитывающий преобразователь 18 вырабатывает сигнал Стоп, посту пающий на второй вход бпока 7. Этот сигнал запускает времязадающие схемы блрка 7 и далее поступает на формирователь 8 для формирования сигнала оста нова перемещения носитепя. Найденный кадр с контрольной информацией предъяв лиется обучаемым блоком 10. Время предъявления коигропьной информации и перехода к следующему вопросу опредеп .ется временем срабатывания времязадаю ших схем, программного бпока 7, устан Е&влвваемым при подготовЕе контрольври программы. После ответа обучаемого (контролирую емого) на последний вопрос контрольной темы блок 48 оценок вырабатывает код оценки за тему. Код оценки с выхода блока 48. поступает на второй вход схемы сравнения кодов блока 56, на первый вход которого подан код проходной оценки с первого выхода пульта 26. Еспи коды совпадают или значение кода, пришедшего от блока 48 по одному из разрядов кода, начиная со старщего разряда, бопыие, то блок 54 вырабатывает единичный сигнал, поступающий на первый вход вычитающего счетчика 55, в который по второму входу записан код количества тем с выхода пульта 26. Содержимое счетчика 56 уменьшается на единицу. В противном случае (если обучаемый ответил ниже контрольной проходной оценки) блок 54 сигнала не вырабатывает, и содержание счетчика 55 изменяется. С выхода счетчика 55 значение его содержимого (код текущего количества оставшихся контрольных тем) поступает на вход дешифратора 56. Еспи закончен контроль по последней из контрольных тем и обучаемый правильно (не ниже требуемой проходной оценки) отвечает на все контрольные темы, значег ние содержания счетчика 56 cTaHOBHTCii равным нулю, и только в этом случае дешифратор 56 вырабатывает сигнал, который поступает на соответствующий вход табло 55, на котором индицируется номер рабочего -места, на котором обучаемый правильно .ответил на все контрольные темы и, соответственно, успешно прошеп контрольный отбор. Если содержимое счетчика 55 после последней контрольной темы остается отличным от нуля, что равносильно неверному ответу обучаемого хотя бы на одну из контрольных тем, то дешифратор 56 сигнала не вырабатывает и на табло номер аанного рабочего места не ин- пицируется. В отличие от режима контроля знаний в режиме отбора при подготовке контрольной программы на формирователе 39 регистрация оценок обучаемых на регистраторе 53 не предусматривается. По сравнению с известным базовым объектом предлагаемое устройство позвопяет осуществлять оперативный предваритепьный профотбор обучаемых в ходе введенного режима отбора при использовании допрпнитепьных блоков и узпов t, пульта, табпо и формирователей. Pea па7 .10240638

зация профотбора с использованием из- зупьтатов коетропя зшний обучаемых, вестного устройства требует допопнитепь- которые значитепьны при большом копиного времени и усилий дпя обработки ре- честве обучаемых.

Похожие патенты SU1024963A2

название год авторы номер документа
Обучающее устройство 1983
  • Александров Владимир Константинович
  • Герасев Виктор Васильевич
  • Зубко Виктор Иванович
  • Игнатьев Александр Николаевич
SU1112388A2
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Линева Татьяна Николаевна
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Тодоров Георги Стоянов
SU742446A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1981
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Журавлев Олег Владиславович
  • Рожков Станислав Михайлович
SU976469A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1980
  • Исматуллаев Патхулла Рахматович
  • Икрамов Гани Икрамович
  • Шакамалов Кахар Шакамалович
SU972550A1
Устройство для обучения и контроля глубины знаний обучаемых 1991
  • Карпенко Сергей Степанович
  • Козелков Сергей Викторович
  • Пархоменко Николай Григорьевич
  • Каменев Евгений Геннадьевич
SU1789999A2
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1990
  • Андронов Виктор Геннадьевич
  • Гокинаев Виктор Александрович
  • Юдин Алексей Алексеевич
  • Филиппов Валерий Николаевич
  • Ткачев Василий Павлович
SU1742785A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1983
  • Булавенко Валерий Ульянович
SU1176362A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1981
  • Кишинец Алексей Моисеевич
  • Еремеев Сергей Матвеевич
  • Иванова Татьяна Владимировна
  • Сурин Борис Сергеевич
  • Кобылин Анатолий Михайлович
SU1012318A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1986
  • Кузин Анатолий Владимирович
SU1336082A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1987
  • Булавенко Валерий Ульянович
  • Петрова Клара Евгеньевна
SU1524082A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 024 963 A2

Реферат патента 1983 года Обучающее устройство

ОБУЧАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ;ио авт.св. № 890427, отличаюш а е с я тем, что, с цепью расшире..::;i:.-..-.-; ® j bi ij ;:;;:j;:,:,i.;Jy j ния дидактических возможностей устройства, в него введены второй пупьт дистанционного управления, информационное табло и цепочки из последовательно вкшо чанных блоков сравнения, счетчиков и дешифраторов, выходы которых соединены с соответствующими входами информацио ного табло, первые и вторые входы блоков сравнения цепочек подключены соответственно к выходам пультов обучаем 1х и первому выходу второго пульта дистанционного управления, второй выход которого соединен с вто{Я тми входами счетчиков цепочек.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1024963A2

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Обучающее устройство 1980
  • Александров Владимир Константинович
  • Зубко Виктор Иванович
SU890427A1

SU 1 024 963 A2

Авторы

Александров Владимир Константинович

Зубко Виктор Иванович

Игнатьев Александр Николаевич

Даты

1983-06-23Публикация

1982-02-23Подача