Устройство для контроля знаний обучаемого Советский патент 1982 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU896659A1

I

Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к техническим срецствам обучения, и может быть использовано для программированного контроля знаний учащихся.

Известно устройство, содержащее элементы памяти и ответов учащихся, эталонных ответов, пульты учащихся, блок преподавателя Cl .

Данное устройство имеет ограничён.ные дидактические характеристики и низкую точность контроля знаний.

Известно также устройство, содерзкашее бпок ввода ответов, соединенный с узлом сравнения, блок памяти, генератор, распределитель, коммутатор, табло предъявлений и табло оценок l2l .

Указанное устройство имеет низкую точность контроля знаний, ограниченные дидактические характеристики.

Наиболее близким к предлагаемому является устройство, содержащее элементы памяти ответов учащихся и эталонных ответов, схемы сравнения, счетчики

количества вводов ответов и вводов эталона, триггер опроса Гз .

Устройство позволяет повысить точность контроля знаний, однако обладает ограниченными дидактическими возможностями.11ель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства за счет распознавания устройством содержательного ответа, независимо от

10 формы его представления.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, первый элемент ИЛИ, первый счетчик,

15 первый коммутатор, блок памяти, вход которого соединен со вторым выходом блока ввода ответов, а выход - со вторым входом первого коммутатора, триггер и блок сравнения, введены, в торой,

М третий, четвертый и пятый счетчики, второй, .третий и четвертый элементы ИЛИ, три регистра, дешифратор, четыре блока элементов И, второй коммутатор. 3 четыре элемента И, инвертор и элемент . задержки, выход которого через первый элемент И соединен с первыми входами второго, третьего и четвертого элементов И, вход - непосредственно с выходо блока сравнения, подключенным через второй элемент ИЛИ к первому входу второго счетчика, второму входу первого элемента ИЛИ, первому входу тригге ра, первому входу третьего счетчика и входу инвертора, выход которого соединен со вторым входом первого элеме та И, входы регистров являются входами устройства, выход первого регистра соединен с первыми входами первого и вто рого блоков элементов И и четвертого счетчика, второй вход которого подключен к выходу третьего элемента ИЛИ, а выход - к первым входам второго коммутатора и третьего блока элементов И, второй вход которого соединен с выходом второго регистра, а выход - с первым входом блока сравнения, второй вход которого через дешифратор подключен к выходу первого коммутатора, первый вход третьего элемента ИЛИ соединен с первым выходом блока ввода ответов, а второй вход - с выходом второг элемента И, подключенным ко второму входу второго счетчика, выход которого соединен со вторым входом второгс| блока элементов И, вБ1Ход которого подключен ко второму входу третьего элемента И, первый и второй выходы триггера соединены со вторыми входами второго и четвертого элементов И соответственн а второй вход - с выходом четвертого блока элементов И, подключенным ко входу пятого счетчика и второму входу третьего счетчика, выход которого соединен с первым входом четвертого блока злементов И, второй вход которого подключен к выходу второго ко.ммутатора, второй вход которого соединен с выходом третьего регистра, выход пятого счетчика подключен ко второму входу первого блока элементов И, выход которого является первым выходом устройст ва первый и второй входы четвертого элемента ИЛИ соединен с выходами трет его и четвертого элементов И соответственно, а выход - со вторым выходом устройства. На чертеже изображена схема устрой ства для контроля знаний обучаемых, Устройство содержит блок 1 ввода ояветов, связанный непосредственно с блоком 2 памяти ответов учащихся и через элемент ИЛИ 3 со счетчиком 4 9 количества элементов ответа, выходы которого и выходы блока 2 соединены с коммутатором 5, регистр 6 числа групп, регистр 7 числа элементов в группе, регистр 8 кода группы каждого элемента ответа, входы которых являются входами 9 устройства, причем входы регистра 8 через блок 10 элементов И подключены к блоку 11 сравнения, другие входы которых через дешифратор 12 связаны с коммутатором 5. Выходы блока 11 через элемент ИЛИ 13 связаны со счетчиком 14 совпавших элементов, нулевым входом триггера 15, элементом ИЛИ 3, счетчиком 16 несовпавших групп и инвертором 17. Выход инвертора 17 и выход элемента 18 задержки, связанного с выходами блока 11, подключены к элементу И 19, соединенному с первыми входами элементов И 20-22, Второй вход элемента И 22 связан с инверсным входом триггера 15, прямой вход которого соединен со вторым входом -элемента И 21, выходом св51занным со счетным входом счетчика 16 и входом элемента ИЛИ 23. Элемент ИЛИ 23 подключен вторым входом к блоку 1, а выходом - к счетчику 24 групп элементов, выходом соединенному с блоком 1О и коммутатором 25, другим входом связанным с регистром 7, а выходом - с блоком 26 элементов И, Блок 26 подключен к выходу счетчика 14, а выходом к единичному входу триггера 15, счетчику 14 и счетчику 27 совпавших групп. Выходы счетчика 27 и регистра 6 подключены через блок 28 элементов И к выходу 29 устройства, В1;||даюшему сигнал Правильный ответ. Кроме того, регистр 6 связан со счетчиком 24 и блоком 30 элементов И, с входом кото рого соединен счетчик 16, а выход подключен ко второму входу элемента И 20. Выходы элементов И 20 я 22 соединены с элементом ИЛИ 31, выход которого является выходом 32 устройства, выдающим сигнал Ошибка. Конструктируемый ответ на вопрос можно представить в виде: лw,...m2.)vCw...лmp)v...tmg4-l -.w) где т- (ie1i t) - элементы ответа (слова, знаки, буквы, цифры), . объединенные скобками в группы; операция Л -означает, что элементы могут занимать любое место в группе;

операция Y означает, что группа может занимать любое место в ответе.

Для анализа правильности ответа, который может быть представлен в виде (1), необходимо иметь информацию о пр инадлежности элемента к группе, о числе элементов в группе и числе групп, которая вводится из пульта преподавател (не показан) по соответствующим шинам 9 в регистры 8, 7 и 6. Причем, для каждого элемента используемого алфавита символов в регистре 8 отводится соответствующая ячейка, в которую заносится номер группы, которой принадлежит элемент в данный момент. В регистре 7 для каждой группы элементов отводится ячейка, в которой записьшается число элементов. Число, записанное, например, в первой ячейке должно совпадать с числом ячеек в регистре 8, в которых записана 1, т.е. номер условий 1-й группы.

Устройство работает следующим образом.

Из блока 1 учащийся вводит последовательно коды элементов ответа в элементы памяти блока 2, каждый элемент в очередную ячейку. После окончания ввода ответа из блока 1 поступает сигнал готовности (по которому начинается контроль правильности ответа) через элементы ИЛИ 3 и 23 на счетчики 4 и 24, По этому сигналу в счетчики 4 и 24 записывается 1, Через блок 10 на блоке 11 коммутируются направления тех элементов, у которых номер группы совпадает с записанным на счетчике 24. Опновременно, через коммутатор 5, управляемый счетчиком 4, на дешифратор 12 поступает код элемента, записанного в элементах памяти блока 2 первым. Этот код расшифровьюается дешифратором 12 и поступает на вторые входы блока 11. Если направление от дешифратора 12 совпадает хотя бы с одним из направлений от блока 10, то, следовательно, обнаружена группа, содержащая данный элемент. Сигнал совпадения с блока 11 через элемент ИЛИ 13 поступает на счетчик 14, взводит триггер 15, сбрасывает счетчик 16 и как счетный через элемент ИЛИ 3 поступает на счетчик 4 чем обеспечивается подключение к дешифратору 12 следующего элемента ответа. При этом, если содержимое счетчика 14 не равно числу в ячейке регистра 7 (анализ условия обеспечивают блок 26 и коммутатор 25), то операция повторяется. Если при этом обнаруживается несовпадение, то через открытый триггером 15 элемент И 22 на выход 32 (через элемент ИЛИ 31) поступает сигнал

Ошибка, означающий, что в данной Группе ответа содержание элементов отличается от эталона. Если же число совпавших элементов при очередном сигнале совпадення с блока 11 равно числу

элементов в данной группе, записанному в соответствующей $1чейке регистра 7 поступающему на вход блока 26 через коммутатор 25, то с выхода блока 26 снимают сигнал, перевод5Ш1ий триггер

15 в исходное состояние, сбрасьгаакяций счетчик 14 и поступающий на счетный вход счетчика 27. Если все элементы во всех группах совпадают, содержимое счетчика 27 равно содержимому регист

ра 6, что фиксируется Зевсом 28, с выхода которого на выход 29 устройства поступает сигнал Правильный ответ .

Если в момент анализа следующего элемента ответа с блока 11 снимается

сигиал несовпадения через элементы 17 и 18 при исходном состоянии триггера 15, то на вход счетчиков 24 и 16 поступает единичный сигнал. При этом элемент ответа анализируется на наличие в следующей группе до тех пор, пока не будет обнаружено совпадение либо на счетчике 16 накопится число, равное содержимому регистра 6, что фиксируется блоком ЗО и означает, что анализируемого элемента нет в составе эталона.

Сигнал об ошибке при очередном несовпадении через элементы И 20, ИЛИ 31 поступает на выход 32 устройства как сигнал Ошибка. .

Если же в процессе анализа зафиксировано совпадение элемента с эталонными элементами группы, то этот сигнал с блока 11 поступает на счетный вход счегцпса 4 и сбрасывает в исходное состояние 16. Устройство по-, втрряет описанные выше операции.

Устройс-гао позволяет анализировать также ответы типа

tfl Л ttl (Л... Л W

где каждый элемент m распознается как группа из одного элемента.

Если схемой анализируется выборочный ответ, т. е. один элемент т из ряда предложенных учащимся, то при этом эталонный код ( т) содержится в первой группе, в которой только один . элемент.

Устройство может контролировать и результативный ответ, который для по7вьппения надежности его контроля может быть представлен в виде (О;, V вп ) V v(a,,й)V...,), где а,, - цифры в ответе, a скобки означают объединение в произвольные группы цифр результативного ответа. Устройство позволяет контролировать ответ, представленный свободно конструируемой форме, что расширяет, дидак тические возможности устройства, а Имен но представляет обучаемому возможность формировать ответ по существу, не ограничивая его формой ответа. Устройство позволяет также повысить объективность и надежность контроля знаний за счет распознавания информации, представленной в форме, приближенной к естественной, что устраняет необходимость контро ля синтаксических ошибок, не имеющих отношения к содержанию ответа. Формула изобретения Устройство для контроля знаний обучаемого, содержащее последовательно включенные блок ввода ответов, первый элемент ИЛИ, первый счетчик и первый коммутатор, блок памяти, вход которого соединен со вторым выходом блока ввода ответов, а выход - со вторым йходом первого коммутатора, триггер и блок сравнения, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит второй, третий, четвертый и пятый счетчики, второй, третий и четвертый элементы ИЛИ, три регистра, дешифратор, четыре блока элементов И, второй коммутатор, четыре элемента И, инвертор и элемент задержки, выход которого через первый элемент И соединен с первыми входами второго, третьего и четвертого элементов И, вход - непосред ственно с выходом блока сравнения, подключенным через второй элемент ИЛИ к первому входу второго счетчика, второму входу первого элемента ИЛИ, первому входу триггера, первому входу третьего счетчика и входу инвертора, выход которого соединен со вторым вхо9ДОМ первого элемента И, входы регистров являются входами устройства, выход первого регистра соединен с. первыми входами первого и второго блойов элементов И и четвертого счетчика, второй вход которого подключен к выходу третьего элемента ИЛИ, а выход - к первым входам второго коммутатора и третьего блока элементов И, второй вход которого соединен с выходом второго регистра, а выход - с первым входом блока сравнения, второй вход которого через дешифратор подключен к выходу первого коммутатора, первый вход третьего элемента ИЛИ соединен с первым выходом блока ввода ответов, а второй вход - с выходом второго элемента И, подключенным ко второму входу второго счетчика, вы-ход которого соединен со вторым входом второго блока элементов И, выход которого подключен ко второму входу третьего элемента И, первый и второй выходы триггера соединены со вторыми входами второго и четвертого элементов И соооветственно, а второй вход - с выходом четвертого блока элементов И, подключенным ко входу пятого счетчика и второму входу третьего счетчика, выход которого соединен с первым входом четвертого блока элементов И, второй вход которого подключен к выходу второго коммутатора, второй вход которого соединен с выходом третьего регистра, выход пятого счетчика подключен ко второму входу первого блока элементов И, выход которого является первым выходом устройства, первый и второй входы четвертого элемента ИЛИ соединены с выходами третьего и четвертого элементов И соответственно, а выход - со вторым выходом устройства. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Авторское .свидетельство СССР N9 402902, кл. q 01 В 7/02, 1973. 2,Авторское свидетельство СССР № 456294, кл. Q 09 В 7/00, 1975. 3,Авторское свидетельство СССР № 613361, кл. G 09 В 7/02, 1978 (прототип).

Похожие патенты SU896659A1

название год авторы номер документа
Устройство для контроля знаний обучаемых 1983
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Кунцевич Марина Всеволодовна
  • Журавлев Олег Владиславович
SU1116451A1
Устройство для обучения 1980
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Пиксотов Валерий Владимирович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Тимченко Виктор Васильевич
  • Черная Юлия Арнольдовна
SU985814A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1981
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Журавлев Олег Владиславович
  • Новиков Владимир Андреевич
  • Рожков Станислав Михайлович
  • Федотов Николай Дмитриевич
SU963065A1
Автоматизированный класс для обучения и контроля знаний учащихся 1982
  • Жегалин Владимир Александрович
  • Сулима Юрий Григорьевич
  • Тарновский Александр Владимирович
  • Третьяков Андрей Аркадьевич
  • Хейфец Владимир Наумович
SU1228137A1
Автоматизированный класс для контроля знаний обучаемых 1984
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Журавлев Олег Владиславович
  • Сороко Владимир Николаевич
SU1196938A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1981
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Кунцевич Марина Всеволодовна
  • Марковский Александр Петрович
SU982063A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1986
  • Кузин Анатолий Владимирович
SU1336082A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1980
  • Бойко Владимир Арсеньевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Пиксотов Валерий Владимирович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Черная Юлия Арнольдовна
SU896660A1
Автоматизированный класс для контроля знаний 1982
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Журавлев Олег Владиславович
  • Федотов Николай Дмитриевич
  • Новиков Владимир Андреевич
SU1035634A1
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 1982
  • Попова Татьяна Викторовна
  • Радкевич Вячеслав Николаевич
  • Гиндеров Валерий Матвеевич
SU1065869A1

Иллюстрации к изобретению SU 896 659 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для контроля знаний обучаемого

Формула изобретения SU 896 659 A1

SU 896 659 A1

Авторы

Бойко Владимир Арсентьевич

Журавлев Олег Владиславович

Корнейчук Виктор Иванович

Мозговая Людмила Николаевна

Сороко Владимир Николаевич

Даты

1982-01-07Публикация

1980-04-18Подача