Изобретение относится к машиностроению, в частности к судовому машиностроению.
Цель изобретения - повышение надежности, компенсируюш,ей и демпфирующей способностей.
На фиг. 1 изображена упругая муфта, обший вид в разрезе; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - узел I на фиг. 1; на фиг. 4 часть развертки сечения муфты по диаметочень широких пределах варьировать податливость упругих элементов и упругих опор. При монтаже упругой муфты в пазы 3 и 4 дисков 1 и 2 вводят упругие элементы 7 и 8, которые фиксируются крышками 9 и 10. Затем тела 12 качения закрепляются в упругих опорах (чашах) таким образом, что можно свободно поворачиваться. Упругие опоры 11 вместе с размеш.енными в них телами 12 качения монтируются в углубру D в статическом положении; на фиг. 5 - лениях 14 кулачков 5 диска 1 и фиксируются.
развертка упругой опоры; на фиг. б - часть развертки сечения муфты по диаметру D в рабочем положении.
Упругая муфта содержит две полумуфты в виде дисков 1 и 2, на обраш.енных одна к другой поверхностях которых выполнены кольцевые пазы 3 и 4 и торцовые кулачки 5 и 6. В пазах 3 и 4 равномерно по окружности размеш.ены упругие элементы 7 и 8, каждый из которых зафиксирован на полумуфте, например, посредством крышек 9 и 10 и установлен с возможностью контакта с оппозитным ему упругим элементом другой полумуфты. Между кулачками 5 и 6 полумуфт 1 и 2 в упругих опорах 11 размешены тела 12 качения, которые могут быть выполнены в виде шариков или роликов, оси которых параллельны оси муфты. Упругие элементы 7 и 8 могут быть выполнены волнообразной формы, металлическими или резиновыми.
Шлицевое соединение 13 служит для центровки дисков 1 и 2 при монтаже муфты, оно характеризуется тем. что шлицы имеют увеличенные боковые зазоры, которые не позволяют им при работе муфты входить в контакт и передавать нагрузку. Наружные шлицы диска 2 выполнены закругленными по диаметрам вершин и впадин, что позволяет шлицам беспрепятственно поворачиваться относительно друг друга при изломе осей. Радиус закругления г (фиг. 1) представляет окружность с центром на оси вращения. Величина радиального зазора между шлицами принимается несколько большей величины параллельного смещения осей.
Упругие опоры 11 шарнирно закреплены в углублениях 14 кулачков 5. На рабочих поверхностях кулачков 6 выполнены пазы 15 под тела 12 качения. Кулачки 6 имеют с двух сторон скосы 16 и 17, необходимые для облегчения монтажа муфты. Также для монтажа предусмотрены резьбовые отверстия 18.
20
25
После этого в зазоры между телами 12 качения под действием осевого усилия вводятся кулачки 6 диска 2. Тела 12 качения, воздействуя на свои опоры 11, перемещают 5 их во внутрь углублений 14 до тех пор, пока попадут в пазы 15 на кулачках 6. При этом упругие опоры 11 возвращаются в первоначальные положения, обеспечивая необходимый натяг между телами качения и кулачками. Кроме того, кулачки 6, перемещаясь в процессе монтажа вместе с диском 2 относительно диска 1, воздействуют через упругие элементы 8 на упругие элементы 7, создавая в них натяг, необходимый для удержания дисков в соосном положении.
При демонтаже упругой муфты в резьбовые отверстия 18 поворачиваются болты, которые воздействуя на торцовые поверхности кулачков 6, разъединяют диски 1 и 2
При работе упругой муфты крутящий момент, например, от двигателя передается на жесткий диск 1 и кулачки 5 воздействуют на тела 12 качения, расположенные на упругих опорах 11. Тела 12 качения передают усилия на кулачки 6, расположенные на периферии жесткого диска 2, который 35 приводит в движение механизм, например редуктор.
Вследствие тепловых расширений элементов работающего двигателя жесткий диск 1 сближается с диском 2 на величину Д.н (фиг. 6). При этом осевые перемещения 40 воспринимаются упругими эле.ментами 7 и 8, расположенными в кольцевых пазах дисков, а тела 12 качения, в отличие от соответствующего положения (фиг. 3), занимают, примерно, среднее положение в пазах 15 с (фиг. 6). При таком расположении тел качения в пазах имеется возможность их перемещения при изломе осей относительно кулачка 6.
Осевые колебания диска 2 относительно диска 1, являющиеся, как правило, кратным
30
Осевые колебания диска 2 относительно диска 1, являющиеся, как правило, кратным
Развернутое сечение упругой опоры 11 на со оборотной частоте вращения, компенсиру - - иI
ПЛОСКОСТИ представляет собой круглое основание 19, переходящее в консольные балки 20, равномерно распределенные по окружности. Из заготовки (фиг. 4) штампуется упругая опора 11 в форме чаши (фиг. 3). Упругий элемент 8 представляет собой также чащу с изогнутым радиусом Го (фиг. 3) балками 20 на концах. Изменяя размеры основания 19 консольных балок 20, можно в
55
ются в упругой муфте за счет сил трения между телами 12 качения и кулачками 6. Вследствие упругих связей (упругих опор 11) между кулачками дисков 1 и 2 муфта компенсирует крутильные колебания, возникающие в системе. Кроме того, в процессе работы муфта имеет возможность допускать параллельное сме1иение валов (диска 2 отно сительно диска 1 и наоборот). Жесткость
очень широких пределах варьировать податливость упругих элементов и упругих опор. При монтаже упругой муфты в пазы 3 и 4 дисков 1 и 2 вводят упругие элементы 7 и 8, которые фиксируются крышками 9 и 10. Затем тела 12 качения закрепляются в упругих опорах (чашах) таким образом, что можно свободно поворачиваться. Упругие опоры 11 вместе с размеш.енными в них телами 12 качения монтируются в углублениях 14 кулачков 5 диска 1 и фиксируются.
лениях 14 кулачков 5 диска 1 и фиксируются.
0
5
После этого в зазоры между телами 12 качения под действием осевого усилия вводятся кулачки 6 диска 2. Тела 12 качения, воздействуя на свои опоры 11, перемещают 5 их во внутрь углублений 14 до тех пор, пока попадут в пазы 15 на кулачках 6. При этом упругие опоры 11 возвращаются в первоначальные положения, обеспечивая необходимый натяг между телами качения и кулачками. Кроме того, кулачки 6, перемещаясь в процессе монтажа вместе с диском 2 относительно диска 1, воздействуют через упругие элементы 8 на упругие элементы 7, создавая в них натяг, необходимый для удержания дисков в соосном положении.
При демонтаже упругой муфты в резьбовые отверстия 18 поворачиваются болты, которые воздействуя на торцовые поверхности кулачков 6, разъединяют диски 1 и 2.
При работе упругой муфты крутящий момент, например, от двигателя передается на жесткий диск 1 и кулачки 5 воздействуют на тела 12 качения, расположенные на упругих опорах 11. Тела 12 качения передают усилия на кулачки 6, расположенные на периферии жесткого диска 2, который 5 приводит в движение механизм, например редуктор.
Вследствие тепловых расширений элементов работающего двигателя жесткий диск 1 сближается с диском 2 на величину Д.н (фиг. 6). При этом осевые перемещения 0 воспринимаются упругими эле.ментами 7 и 8, расположенными в кольцевых пазах дисков, а тела 12 качения, в отличие от соответствующего положения (фиг. 3), занимают, примерно, среднее положение в пазах 15 с (фиг. 6). При таком расположении тел качения в пазах имеется возможность их перемещения при изломе осей относительно кулачка 6.
Осевые колебания диска 2 относительно диска 1, являющиеся, как правило, кратным
0
о оборотной частоте вращения, компенсируиI
ются в упругой муфте за счет сил трения между телами 12 качения и кулачками 6. Вследствие упругих связей (упругих опор 11) между кулачками дисков 1 и 2 муфта компенсирует крутильные колебания, возникающие в системе. Кроме того, в процессе работы муфта имеет возможность допускать параллельное сме1иение валов (диска 2 относительно диска 1 и наоборот). Жесткость
муфты при этом определяется жесткостью упругих опор 11. Выход из строя упругих элементов или упругих опор не приводит к выходу из работы муфты и тем более машинного агрегата. Вышедшие из строя упругие элементы и упругие опоры легко заменяются. Благодаря указанному выполнению обеспечивается повышение надежности, компенсирующей и демпфирующей способностей.
Формула изобретения
1. Упругая муфта, содержащая две полумуфты в виде дисков, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, компенсирующей и демпфирующей способно- образной формы, стей, она снабжена упругими элементами,4. Муфта по п. 1 отличающаяся тем, что
телами качения и упругими опорами подупругие элементы выполнены из резины.
2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что тела качения выполнены в виде роликов, оси которых параллельны оси муфты.
3.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что каждый упругий элемент выполнен волно0
образной формы, 4. Муфта по п. 1 отличающаяся тем, что
тела качения, на обращенных одна к другой поверхностях дисков выполнены кольцевые пазы и торцовые кулачки, в пазах равномерно по окружности размещены упругие элементы, каждый из которых зафиксирован на полумуфте и установлен с возможностью контакта с оппозитным ему упругим элементом другой полумуфты, а тела качения размещены в упругих опорах между кулачками полумуфт.
2.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что тела качения выполнены в виде роликов, оси которых параллельны оси муфты.
3.Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что каждый упругий элемент выполнен волно
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Упругая муфта и способ ее сборки | 1991 |
|
SU1796787A1 |
ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА | 1992 |
|
RU2043543C1 |
Предохранительная муфта | 1973 |
|
SU586851A3 |
КРЕСТОВО-КУЛИСНАЯ МУФТА | 1969 |
|
SU252777A1 |
РЫЧАЖНО-КУЛАЧКОВЫЙ МЕХАНИЗМ | 1991 |
|
RU2011071C1 |
Гайковерт | 1987 |
|
SU1521574A1 |
Предохранительная муфта | 1978 |
|
SU684208A1 |
МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЯНОЙ ЭЛЕКТРОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ И СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК АГРЕГАТА | 2011 |
|
RU2484305C1 |
КОМПЕНСИРУЮЩАЯ СДВОЕННАЯ ДИСКОВАЯ МУФТА ДЛЯ НАСОСНОГО АГРЕГАТА | 2011 |
|
RU2484325C1 |
Крестово-кулисная муфта | 1979 |
|
SU863910A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к судовому машиностроению. Целью изобретения является повьипение надежности, компенсирующей и демпфируюп1ей сгюсоб юсти упругой муфть:. ЛАуфта содержит дне полумуфты (ПМ) в виде дисков 1 и 2, на обращенных одна к другой поверхностях которых выполнены кольцевые пазы 3 и 4 и торцовые кулачки. В пазах 3 и 4 равномерно по окружности размешены упругие элементы 7 и 8, каждый из которых зафиксирован на ПМ и установлен с возможностью контакта с оппозитным ему упругим элементом другой ПМ. Между кулачками ПМ 1 и 2 в упругих опорах размешены тела качения. При включении муфты крутящий момент передается, например, от ПМ I через упругие опоры и тела качения на ПМ 2. Упругие элементы 7 и 8 воспринимают осевые колебания валов. 3 з п (()-лы, 6 ил. (Л оо со ;о со ьо
Ik
L
(риг.З
«s °
fi
Vuz.S
/7
Судостроение и морские сооружения | |||
Респ | |||
межвед | |||
научн.-те.хн | |||
сб. | |||
Харьков: Изд-во ХГУ, 1974, вып | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Способ получения смеси хлоргидратов опийных алкалоидов (пантопона) из опийных вытяжек с любым содержанием морфия | 1921 |
|
SU68A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-09-23—Публикация
1985-10-08—Подача