Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например в импульсных вариаторах и инерционных трансформаторах.
Цель изобретения - повышение нагру- зочной способности и долговечности.
На фиг. 1 изображен механизм свободного хода, осевой разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Механизм свободного хода (МСХ) содержит три тела 1 заклинивания, находящихся в зацеплении с ведущей полумуфтой 2. Оси 3 тела заклинивания установлены на подшипниках скольжения в ведомой полумуфте 4. Тела 1 заклинивания и ведущая полумуфта 2 выполнены в виде цилиндрических шевронных колес с несим.метрич- ным профилем 5 зубьев. Угол наклона одной стороны 6 профиля зуба равен углу са.моторможения.
Угол наклона профиля зуба с незак. ш- пивающейся стороны 7 определяют из ус- ловия
tgP./,f + .v, 1 max
где р,„ - углы наклона зубьев колес на ок- ружностях произвольных радиусов для незаклинивающихся сторон профилей, , 2;
-у - угол отклонения нормали в зацеплении от оси вращения (3; f™a.v -максимальное значение коэффи- циента трения скольжения в зацеплении-.
Тела заклинивания должны быть установлены с возможностью осевого перемещения для обеспечения самоустанавливае- мости.
Механизм свободного хода работает следующим образом.
При приложении момента (по часовой стрелке) к ведущей по тумуфте 2 самотормозящиеся профили вступают в контакт и заклиниваются. В этом случае вращение передается от ведуц;ей полумуфты 2 к ведомой полумуфте 4. При противоположном направлении момента контактируют несамотормозящиеся профили и полумуфты 2 и 4 могут вращаться независимо друг от друга.
0
5
0
5
Конструкция МСХ содержит только жесткие элементы, что повыщает ее долговечность и надежность. Использование шевронной передачи позволяет распределить передаваемый момент между полущевронами и повысить нагрузочную способность механизма. Вступление в контакт той или иной точки профиля носит случайный характер, поэтому активные участки профилей изнашиваются равномерно. Износ приводит к увеличению люфта, но свойства МСХ сохраняются. Использование в нем цилиндрических колес повыщает технологичность, поскольку отпадает необходимость в специальном оборудовании для нарезания колес. Цилиндрические шевронные колеса с большими углами наклона могут быть изготовлены на универсальных токарно-винто- резных или резьбошлифовальных станках, в массовом производстве целесообразен метод накатки.
Формула изобретения
Механизм свободного хода, содержащий две полумуфты, в одной из полумуфт расположены оси с подвижно установленными на них телами заклинивания, выполненными в виде зубчатых колес, кинематически соединенных с другой полумуфтой, выполненной в виде зубчатого колеса, отличающийся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и долговечности, зубчатые колеса выполнены щевронными, а профиль каждого зуба несимметричен, при этом угол наклона профиля зуба со стороны заклинивания равен углу самоторможения, а угол наклона профиля зуба с незаклинивающейся стороны определяют из условия
tgp,, + b
. V
I макс
е 5,„ - углы наклона зубьев колес на окружностях произвольных радиусов для незаклинивающихся сторон профилей, i 1, 2;
у - угол отклонения нормали в зацеплении от оси вращения, 7 90°-Р; макс-максимальное значение коэффициента трения скольжения в зацеплении.
Фиг. Г
Составитель л. Атрушкевич
Редактор А. РевинТехред И. ВересКорректор Г. Решетник
Заказ 4420/41Тираж 811Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная. 4
-т
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 2003 |
|
RU2237202C1 |
ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2086831C1 |
КЛИНОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 1999 |
|
RU2156897C1 |
КЛИНОВОЙ МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 2000 |
|
RU2194199C2 |
САМОБЛОКИРУЮЩИЙСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 2007 |
|
RU2332601C1 |
Цилиндрическая зубчатая передача | 1990 |
|
SU1803645A1 |
ЗУБЧАТО - ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2016 |
|
RU2636440C2 |
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА | 2007 |
|
RU2361130C1 |
ПРОТИВОБУКСУЮЩИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ | 1993 |
|
RU2091644C1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 1995 |
|
RU2087781C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в импульсных вариаторах. Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и долговечности. Механизм свободного хода содержит ведущую полумуфту 2 в виде шевронного колеса, кинематически взаимодействующего с телами 1 заклинивания в виде шевронных колес, свободно установленных на осях в ведомой полумуфте 4. Профиль 5 зуба несимметричный. Угол наклона одной стороны 6 профиля зуба равен углу самоторможения, а угол наклона другой стороны 7 профиля определяют из условия, обеспечивающего свободный ход. При вращении ведущей полумуфты в направлении, обеспечивающем контакт сторон 6 зубьев, происходит заклинивание и передача вращения. При контактировании сторон 7 зубьев - свободный ход. 2 ил. /1-А (Л со 4 4 О 00
Авторское свидетельство СССР, № 796534, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Механизм свободного хода | 1980 |
|
SU901682A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-09-30—Публикация
1985-09-23—Подача