Цилиндрическая зубчатая передача Советский патент 1993 года по МПК F16H1/18 

Описание патента на изобретение SU1803645A1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для редуцирования вращательного движения в тяговом режиме, когда моменты двигателя и нагрузки совершают работу разных знаков .и автоматического стопорения привода при отсутствии движущего момента либо при переходе к режиму оттормаживания, когда моменты двигателя и нагрузки совершают положительную работу.

Целью изобретения является повышение КПД и нагрузочной способности передачи при сохранении самоторможения как обратного, так и прямого хода в режиме оттормаживания.

Указанная цель достигается тем, что в ЦЗП с параллельными осями, содержащей ведущее и ведомое колеса внешнего, внутреннего или реечного зацепления торцовые углы профилей колес удовлетворяют условиям.

j siny tgaty2 tgdiy

О)

где cttyi,2 - торцовые углы профилей шестерни и колеса на окружностях контакта;

f - коэффициент трения скольжения в зацеплении;

у - угол отклонения нормали в зацеплении от оси вращения, а профили колес выполнены сопряженными.

Условия (1) справедливы для всех разновидностей ЦЗП с параллельными осями независимо от конфигурации профиля, направления зуба и взаимного расположения колес, Из этих условий видно, что для достижения высокого КПД прямого хода при сохранении самоторможения нужно обеспечить минимально возможную разность углов профилей зубьев колес, необходимую для сохранения заполюсности во всех точках активного участка линии зацепления.

00

о

W

о

&

Исключение кромочного контакта в зацеплении достигается выполнением профилей сопряженными, например, эвольвентными, а величины нормальных углов профилей в заявляемой конструкции не ограничиваются, поскольку условие (1) может быть выполнено практически при любом значении этих углов, в том числе стандартном 20°, что существенно уменьшает радиальные нагрузки.

На фиг.1 показана схема ЦЗП внешнего зацепления с шевронными зубьями; на фиг.2 и 3 -.схемы усилий в зацеплении колес в торцовом сечении.

ЦЗП (фиг.1)-содержит ведущую шестерню 1 и ведомое колесо 2. Передача работает следующим образом. В тяговом режиме (фиг.2), когда работа момента двигателя Mi положительна, а момента нагрузки М. отрицательна,проекции на. торцовую плоскость нормального усилия.N и силы трения F создают моменты одного знака относительно осей каждого из колес. В этом режиме вращающаяся с угловой скоростью (о 1 шестерня передает движение колесу, вращающемуся с угловой скоростью (иг .

При переходе к режиме отторма жива- . ния (фиг.З), когда ведущим становится колесо 2, сила трения F меняет свое направление. Поскольку торцовые углы профилей колес cttyi и aty2 связаны соотношением (1), момент силы трения относительно оси шестерни 1 превышает момент нормального усилиями вращение шестерни 1 становится невозможным. Происходит автоматическое стопорение передачи (самоторможение). Такое же явление происходит в этом режиме и при стремлении колеса 2 вращаться в другую сторону.

Более того, при совершении моментом Ма положительной работы самоторможение произойдет и в том случае, если ведущей будет оставаться шестерня 1, поскольку схема усилий в зацеплении остается той же (фиг.З).

Расчеты показывают, что заявляемая ЦЗП по сравнению с конструкцией аналогичного назначения(прототип) обладает более высоким КПД прямого хода при одновременном увеличении нагрузочной способности. Например, при выполнении профилей зубьев колес в нормальном сечении по нормали МН-4229-63, которая обеспечивает заполюсное зацепление, КПД ЦЗП при работе в масляной ванне будет не менее 0,9. V,

Формула изобретения Цилиндрическая зубчатая передача с

параллельными осями, содержащая ведущее и ведомое колеса внешнего, внутреннего или реечного зацепления, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД и нагрузочной способности передачи при

сохранении самоторможения как обратного так и прямого хода в режиме оттормажива- нил, торцовые углы профилей колес удовлетворяют условию:.

30

jslny tgaty2 tgaty1,

где cttyi,2 торцовые углы профиля шестерни и колеса на окружностях контакта;

f - коэффициент трения скольжения в зацеплении;

у - узел отклонения нормали в зацеплении от оси вращения с профилем колес выполнены сопряженными.

Фиг. I

Похожие патенты SU1803645A1

название год авторы номер документа
ПРИВОД МЕХАНИЗМА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ 1990
  • Панюхин А.И.
  • Панюхин В.И.
RU2016816C1
Цилиндрическая зубчатая передача 1976
  • Панюхин Вадим Иванович
SU804953A1
Зубчатая передача 1981
  • Панюхин Виктор Вадимович
SU1083015A1
ПРОТИВОБУКСУЮЩИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ 1993
  • Демин В.П.
  • Демин А.П.
  • Демин Б.П.
  • Панюхин В.В.
RU2091644C1
МЕХАНИЗМ СВОБОДНОГО ХОДА 2003
  • Воркуев С.А.
  • Голунов А.В.
  • Заплаткин А.А.
RU2237202C1
Привод механизма подъема 1989
  • Панюхин Анатолий Иванович
  • Панюхин Вадим Иванович
SU1620729A1
ДИФФЕРЕНЦИАЛ В.П.ДЕМИНА 1997
  • Демин В.П.
RU2129232C1
Механизм свободного хода 1985
  • Блинников Михаил Ефимович
  • Панюхин Виктор Вадимович
  • Филимонов Валерий Николаевич
SU1341408A1
Тормозящая зубчатая передача 1977
  • Мюнстер Натан Соломонович
  • Хаджи-Мурат Нина Евгеньевна
SU693076A1
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОТИВОБУКСУЮЩАЯ ПЕРЕДАЧА 1993
  • Демин Виктор Петрович
RU2091645C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 803 645 A1

Реферат патента 1993 года Цилиндрическая зубчатая передача

Использование: изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для регулирования вращательного движения в тяговом режиме и автоматического стопорения привода при отсутствии движущегося момента либо при переходе к режиму оттормаживания. Сущность: в ЦЗП с параллельными осями, содержащей ведущее 1 и ведомое 2 колеса внешнего, внутреннего или реечного зацепления, торцовые углы профилей колес удовлетворяют условиям у sin y tg «tya tg «tyi где #tyi,2 торцовые углы профилей шестерни и колеса на окружностях контакта, f - коэффициент трения скольжения в зацеплении, у - угол отклонения нормали в зацеплении от оси вращения, а профиль колес выполнены сопряженными. 1 с.п.ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения SU 1 803 645 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1993 года SU1803645A1

УСТРОЙСТВО СОСТАВЛЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ КРИТЕРИЯМ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИ НАИЛУЧШЕГО КОРМОВОГО РАЦИОНА И ПРИГОТОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИ НАИЛУЧШЕЙ КОРМОВОЙ СМЕСИ ПРИ ПРОГРАММИРУЕМОМ РОСТЕ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦЫ И ПРИ НАЛИЧИИ ИНФОРМАЦИИ О ПОТРЕБЛЕНИИ ИМИ КОРМОСМЕСИ С УЧЕТОМ ФУНКЦИЙ ПОТЕРЬ ИХ ПРОДУКТИВНОСТИ 2013
  • Дубровин Александр Владимирович
  • Лукьянов Борис Васильевич
  • Лукьянов Павел Борисович
RU2553386C2
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 803 645 A1

Авторы

Панюхин Вадим Иванович

Даты

1993-03-23Публикация

1990-10-02Подача