Опора скольжения Советский патент 1987 года по МПК F16C17/03 F16C33/10 

Описание патента на изобретение SU1344971A2

1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к опорам и подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин.

Целью изобретения является повыше13449712

половину угла между осями опорных винтов 5 в ряду и соединенных между собой углублением 15, расположенным например, наклонно (фиг. 2 и 4), Вал 2 в местах установки сегментов 3 и 4 выполнен с отверстиями 16, которые в зависимости от условий эксплуатации располагают в шахматном порядке, ранив КПД и ресурса работы путем умень- .Q диально или наклонно (не показано) к

шения потерь на трение при работе опоры скольжения.

На фиг. 1 изображена опора скольжения, разрез; на фиг. 2 - разрез А-А На фиг. 1; на. фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг. 4- развертка поверхности распределителя смазки с карманами.

Опора скольжения содержит корпус 1 из полимерного или древесно-поли- мерного материала, в котором в два ряда по длине вала 2 равномерно по окружности расположены самоустанавливающиеся сегменты 3 и 4, опирающиеся на сферические головки опорных винтов 5. При этом сегменты 3 одного ряда смещены относительно сегментов 4 другого ряда на половину угла между осями соседних опорных ; винтов 5 в ряду. Вал 2 выполнен с полостью 6, размещенной симметрично относительно оси его вращения. В полости 6 вала 2 расположен, например, . по скользящей пос.адке, распределитель 7 смазки, выполненный из полимерного материала и установленный неподвижно относительно оси вращения вала 2. При этом поверхности распределителя 7 смазки и полости 6 также образуют подшипник скольжения. Поверхность распределителя 7 смазки образована карманами 8 (по количеству сегментов в ряду) и перемычками 9. Распределитель 7 смазки установлен в полости 6 вала 2 таким образом, что точки 10, образованные пересечением поверхностей карманов 8 и перемычек 9, лежат на лучах центральных углов, охватывающих Qeгмeнты 3 и 4. Центральное подводящее отверстие 11 в распределителе 7 смазки связано с карманами 8 соединительными отверстиями 12 (по количеству карманов 8). Карманы 8 представляют собой углубления (канавки, выборки и т.п.) на поверхности распределителя смазки, расположенные параллельно оси вращения вала 2 в местах установки сегментов, и состоят из двух участков 13 и 14, смещенных по окружности на

15

20

оси вращения. В корпусе 1 в самой нижней точке полости выполнено отверс тие 17, которое, может быть расположено радиально, по касательной или наклонно (не показано).

Монтаж опоры скольжения осуществляют следующим образом.

В корпус 1 устанавливают (ввинчивают) опорные винты 5. Затем устанавливают вал 2 вместе с сегментами 3 и 4 и производят его центрирование относительно оси вращения. После этого в полости 6 вала располагают, например, по скользящей посадке, неподвижно относительно оси вращения вала 2 распределитель 7 смазки, обращенный карманами 8 к рабочим поверхностям сегментов 3 и 4, установленным в два ряда по длине вала 2 со смещением по окружности одного ряда относительно другого на половину угла между осями соседних опорных винтов 5 в ряду.

Демонтаж опоры скольжения проводят в обратной последовательности.

Опора скольжения работает следую- 35 щим образом.

Вращение вала 2 начинается одновременно с подачей смазки в зону контакта вала с рабочими поверхностями сегментов 3 и 4. Смазка под давлени25

30

40

45

50

55

ем, например, от агрегата смазки через центральное подводящее отверстие 11 и соединительные отверстия 12 попадает в карманы 8, обращенные участками 13 и 14 к рабочим поверхностям сегментов 3 и 4. Далее смазка подается через отверстия 16 в зоны контакта рабочих поверхностей сегментов 3 и 4 с поверхностью вала 2, обеспечивая жидкостное трение в этих зонах. При вращении вала 2, поскольку распреде- лител-ь 7 смазки установлен неподвижно относительно оси вращения вала 2, про исходит бесконечное и поочередное набегание на карманы 8 отверстий 16, что обеспечивает надежную смазку трущихся поверхностей. Смазка, вьщав- ленная в процессе работы опоры скольжения, полностью отводится через отверстие 17 (диаметр отверст1гя 17 рас

оси вращения. В корпусе 1 в самой нижней точке полости выполнено отверстие 17, которое, может быть расположено радиально, по касательной или наклонно (не показано).

Монтаж опоры скольжения осуществляют следующим образом.

В корпус 1 устанавливают (ввинчивают) опорные винты 5. Затем устанавливают вал 2 вместе с сегментами 3 и 4 и производят его центрирование относительно оси вращения. После этого в полости 6 вала располагают, например, по скользящей посадке, неподвижно относительно оси вращения вала 2 распределитель 7 смазки, обращенный карманами 8 к рабочим поверхностям сегментов 3 и 4, установленным в два ряда по длине вала 2 со смещением по окружности одного ряда относительно другого на половину угла между осями соседних опорных винтов 5 в ряду.

Демонтаж опоры скольжения проводят в обратной последовательности.

Опора скольжения работает следую- щим образом.

Вращение вала 2 начинается одновременно с подачей смазки в зону контакта вала с рабочими поверхностями сегментов 3 и 4. Смазка под давлени

ем, например, от агрегата смазки через центральное подводящее отверстие 11 и соединительные отверстия 12 попадает в карманы 8, обращенные участками 13 и 14 к рабочим поверхностям сегментов 3 и 4. Далее смазка подается через отверстия 16 в зоны контакта рабочих поверхностей сегментов 3 и 4 с поверхностью вала 2, обеспечивая жидкостное трение в этих зонах. При вращении вала 2, поскольку распреде- лител-ь 7 смазки установлен неподвижно относительно оси вращения вала 2, происходит бесконечное и поочередное набегание на карманы 8 отверстий 16, что обеспечивает надежную смазку трущихся поверхностей. Смазка, вьщав- ленная в процессе работы опоры скольжения, полностью отводится через отверстие 17 (диаметр отверст1гя 17 рассчитывается из конкретных условии эксплуатации). В корпусе 1 смазка отсутствует.

В предлагаемой опоре скольжения обеспечивается повьппение КПД путем уменьшения тепловой деформации в процессе работы вследствие исключения трения смазки о корпус и нерабочие поверхности вала и сегментов и ско- ростного перемешивания смазки в корпсе (замкнутом объеме); подача смазки непосредственно в зоны контакта вала и рабочих поверхностей сегментов, что уменьшает расход смазки в единицу времени; уменьшение веса благодаря применению полимерных и древесно- полимерньпс деталей и отсутствию смазки в корпусе. Формула изобретения

1. Опора скольжения по авт.св. № 1182208, отличающаяся

44971

тем

ю

15

20

что,, с целью повышения КПД и ресурса работы путем уменьшения потерь на трение, она снабжена распределителем смазки, вьтолненным с обращенными к рабочим поверхностям сегментов карманами и перемычками, а вал выполнен с радиальными отверстиями, выходящими в рабочие зоны и сообщенными с выполненным в валу осевым отверстием, в котором установлен распредели- , тель неподвижно относительно оси опоры, при этом кромки каждого кармана распределителя и боковые поверхности сегмента расположены в двух пересекающихся плоскостях, образующих один и тот же центральный угол.

2. Опора по п. 1, отличающаяся тем, что корпус выполнен с отверстием, расположенным в самой нижней точке полости.

16

Фиг.1

. rrl f f

/

.2

/

Похожие патенты SU1344971A2

название год авторы номер документа
Гидростатическая опора 1987
  • Шиманович Моисей Абрамович
  • Шкинев Константин Ефимович
  • Гребнев Александр Ильич
  • Печерсков Николай Владимирович
SU1511480A1
ОПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ 2003
  • Лисянский А.С.
  • Егоров Н.П.
  • Шкляров М.И.
  • Сухоруков Е.М.
  • Митин В.Н.
  • Спиридонов А.Ф.
  • Лебедько Н.С.
RU2237200C1
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ РОТОРОВ МОЩНЫХ ТУРБОАГРЕГАТОВ 2003
  • Лисянский А.С.
  • Егоров Н.П.
  • Шкляров М.И.
  • Сухоруков Е.М.
  • Митин В.Н.
  • Спиридонов А.Ф.
  • Лебедько Н.С.
RU2237199C1
Подшипниковая опора жидкостного трения валка прокатного стана 1990
  • Годецкий Евгений Васильевич
  • Кручинин Олег Владимирович
  • Безкровный Михаил Григорьевич
SU1784312A1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ 2005
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Сухоруков Евгений Михайлович
  • Митин Виктор Никитич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Егоров Виталий Николаевич
RU2282067C1
Опорный подшипник скольжения 1989
  • Федоренко Николай Дмитриевич
  • Усенко Владимир Васильевич
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Лоза Александр Борисович
  • Черепов Леонид Владимирович
SU1682661A1
Подшипник скольжения со смазкой под давлением 1975
  • Артеменко Николай Павлович
  • Зоря Владимир Григорьевич
SU608018A1
РЕВЕРСИВНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Прокопенко Андрей Алексеевич
  • Любченко Константин Юрьевич
  • Лазаренко Андрей Дмитриевич
RU2722107C1
Подшипниковый узел скольжения 1980
  • Терещенко Анатолий Васильевич
SU994825A1
ВКЛАДЫШ ОПОРНОГО СЕГМЕНТНОГО ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ 2007
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Егоров Виталий Николаевич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Козлов Сергей Константинович
RU2361126C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 344 971 A2

Реферат патента 1987 года Опора скольжения

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к опорам и подшипникам скольжения, и может быть использовано в шпиндельных узлах металлообрабатывающих и других станков, а также во всех типах гидромашин. Целью изобретения является повышение КПД путем уменьшения потерь на трение. Опора скольжения снабжена распределителем смазки, расположенным в полом валу с радиальными отверстиями неподвижно относительно оси его вращения,а корпус ее выполнен с отверстием, расположенным в самой нижней точке полости. Распределитель смазки выполнен с карманами, обращенными к рабочим поверхностям сегментов, и перемычками, причем в результате пересечения поверхностей карманов и перекрытий образованы граничные точки, лежащие на лучах центральных углов, охватывающих сегменты. При вращении вала смазка через осевые отверстия вала, карманы и радиальные отверстия подается на рабочие поверхности сегментов, 1 з.п. ф-лы. 4 ил. с (Л оо 4 4 ;о 1Ч

Формула изобретения SU 1 344 971 A2

/5

У6

Л

rvr

fi.vvm

/5 /J /2 /2

Й

x/J

Редактор A. Маковская

Составитель Т. Хромова Техред Л. Олийнык

Заказ 4903/36Тираж 755

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

rvrv

x/J

/2

Фиг.

Корректоре. Черни

Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1344971A2

Авторское свидетельство СССР № 1182208, кл
Устройство для электрической сигнализации 1918
  • Бенаурм В.И.
SU16A1

SU 1 344 971 A2

Авторы

Харитонов Валентин Викторович

Игнатович Владимир Сергеевич

Даты

1987-10-15Публикация

1985-03-04Подача