Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в многопоточных зубчато-фрикционных передачах.
Цель изобретения - повышение надежности многопоточной зубчато-фрикционной передачи путем равномерного распределения передаваемой мощности по потокам передачи и снижения пусковых нагрузок на ее элементы.
На фиг. 1 изображена многопоточная зубчато-фрикционная передача; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 и 4 - варианты конструктивного исполнения передачи; на фиг. 5-7 - варианты конструктивного исполнения составных зубчато-фрикционных дисков; на фиг. 8-10 - соответственно разрезы Б-Б, В-В и Г-Г на фиг. 5-7.
Многопоточная зубчато-фрикционная передача (фиг. 1 и 2) содержит корпус 1, центральные колеса 2 и 3 соответственно с наружными и внутренними зубьями и размешенные в корпусе 1 на валах 4 на подшипниках 5 бл,оки промежуточных, чередующихся и установленных с возможностью относительного осевого перемеш,ения ве- душ.их 6 и ведомых 7 зубчатых дисков с фрикционными поверхностями 8 на торцах. По крайней мере один из зубчатых дисков выполнен составным по оси из двух частей 9 и 10. На одной из частей 9 или 10 составного зубчатого диска, наклонно к ее оси выполнены пазы 11, в которых размещены центробежные грузы 12.
В конструктивном варианте на фиг. 3 изображены центральные колеса 13 и 14, ведущими являются части 15 и 16 составного зубчатого диска, а диски 17 и 18, входящие в состав блока, - ведомыми. Части 15 и 16 могут быть подпружинены в осевом направлении друг к другу с помощью пружины 19 растяжения. В центральных грузах 20 могут быть выполнены полости, заполненные материалом 21 с повышенным, по сравнению с материалом грузов 20, удельным весом.
В конструктивном варианте на фиг. 4 изображены центральные колеса 22 и 23. Зубчатые диски 24-26 блока, а также части 27, 28 и 29, 30 составных дисков блока могут выполнять функции как ведущих, так и ведомых зубчатых дисков. Части 27, 28 и 29, 30 могут быть подпружинены в осевом направлении (друг от друга в каждом составном диске) с помощью пружин 31 сжатия.
В конструктивных вариантах выполнения составных зубчатых дисков, между частями последних могут быть установлены центробежные грузы в виде трапецеидальных призм 32 (фиг. 5), цилиндрических роликов 33 (фиг. 6) и шариков 34 (фиг. 7).
Передача работает следующим образом.
Вращение от центрального колеса 2
(фиг. 1 и 2) передается ведущим зубчатым
0
5
0
5
0
5
0
дискам 6, а также частям 9 и 10 составного зубчатого диска, являющегося в данном случае также ведущим. По мере увеличения скорости вращения под действием центробежной силы центробежные грузы 12 перемещаются в радиальном направлении в наклонных пазах П. Грузы 12, работая как клинья, раздвигают части 9 и 10 друг относительно друга в осевом направлении, прижимая торцовые фикционные поверхности 8 дисков блока. Силы трения на этих поверхностях возрастают и ведомые 7 диски блока начинают вращаться, передавая момент на центральное колесо 3.
В варианте конструктивного исполнения на фиг. 3 вращение передается от центрального колеса 14 частям 15 и 16 составного зубчатого диска, являющегося ведущим. Включение в работу ведомых дисков 17 и 18 и дальнейшая передача момента на центральное колесо 13 происходят аналогично рассмотренному варианту. Благодаря пружинам 19 части 15 и 16 составного зубчатого диска поджаты друг к другу. В начальный период вращения (запуска) это обеспечивает снижение пусковых нагрузок на передачу, так как раздвигание частей 15 и 16 составного диска грузами 20 под действием центробежных сил происходит медленнее из-за сопротивления пружин 19.
Выполнение в грузах 20 полостей, заполненных материалом 21, увеличивает центробежные силы, действующие на грузы 20, что, в свою очередь, за счет роста усилий сжатия дисков блока увеличивает единичную передаваемую мощность.
В варианте констр.уктивного исполнения на фиг. 4 роли центральных колес 22 и 23, как задающих вращение передаче, могут меняться. В случае, когда вращение передается от колеса 22, ведущими являются диски 24 и 26 и части 29 и 30 составного диска (остальные диски - ведомые) .
В случае, когда вращение передается от колеса 23, ведущими являются части 27 и 28 составного диска и диск 25 (остальные диски - ведомые). Механизм действия грузов аналогичен указанному. Пружины 31 сжатия обеспечивают предварительное усилие сжатия в блоке дисков, что сокращает время включения в работу грузов (время запуска).
Формула изобретения
1. Многопоточная зубчато-фрикционная передача, содержащая корпус, центральные 55 колеса и блоки промежуточных чередующихся и установленных с возможностью относительного осевого перемещения ведущих и ведомых зубчатых дисков с фрикционными
поверхностями на торцах, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности, по крайней мере один ведущий и/или ведомый зубчатый диск выполнен составным по оси из двух частей с наклонными к оси пазами по крайней мере на одной из них, а передача снабжена размещенными Б пазах центробежными грузами.
2.Передача по п. 1, от. Шчающаяся тем, что части составных зубчатых дисков подпружинены в осевом направлении.
3.Передача по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что в центробежных грузах выполнены полости, заполненные материалом с повыщенным, по сравнению с материалом грузов, удельным весом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Соединительная муфта цепной моторной пилы | 1974 |
|
SU623500A3 |
Многопоточная зубчатая передача Ивачева Л.М. | 1984 |
|
SU1242665A1 |
Планетарный редуктор | 1990 |
|
SU1754988A1 |
ЭЛЕКТРОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР | 1998 |
|
RU2175415C2 |
СПОСОБ ЗАВИСИМОЙ ОТ ОБОРОТОВ ПЕРЕДАЧИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА И КОНСТРУКЦИЯ МАХОВИКА С ДВУМЯ МАССАМИ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2496038C1 |
Многопоточный двухступенчатый редуктор опорно-трансмиссионного узла ветроэнергетической установки | 1989 |
|
SU1796044A3 |
ШАРИКОВАЯ ГИДРОУПОРНАЯ МУФТА С РЕГУЛИРУЕМОЙ ЧАСТОТОЙ ВРАЩЕНИЯ ВЫХОДНОГО ВАЛА | 2007 |
|
RU2374525C2 |
Муфта предельного момента С.Г.Нагорняка | 1981 |
|
SU979747A1 |
Коробка передач | 1983 |
|
SU1191656A1 |
ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА | 1995 |
|
RU2115848C1 |
Изобретение относится к машиностроению, к зубчато-фрикционным передачам. Цель - повышение надежности. Центральные колеса 2 и 3 размещены в корпусе 1. На валах 4 с возможностью относительного осевого перемеш,ения установлены блоки промежуточных, чередующихся ведущих 6 и ведомых 7 зубчатых дисков с фрикционными поверхностями 8. Один из дисков - составной по оси из двух частей 9 и 10. В наклонных пазах 11 размещены центробежные грузы 12. Части 9 и 10 могут быть подпружинены либо друг к другу, либо наоборот. В грузах 12 могут быть выполнены полости, заполненные материалом. При работе под действием центробежных сил грузы 12, работая как клинья, раздвигают части 9, 10, прижи.мая фрикционные поверхности 8. Фрикционный контакт позволяет равномерно распределить мощность по потокам, а использование центробежных сил для прижима - снизить пусковые нагрузки. 2 з.п. ф-лы, 10 ил. (Л СО 01 о 4 го f( Фиг.{
/// /////// //////щ
Фич.З
.
27 28 2Э 30 Z2
(pus.i/
fpu25
Фиг.Ь
Фиг. 7
б-Б
Фиг. 8
Фиг. 9
В- В
JJ
Фиг. 10
Редактор В. Дан ко Заказ 5064/36
Составитель М. Левинский
Техред И. ВересКорректор Л. Патай
Тираж 804Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
1 13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое иредприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
ЦЕНТРОБЕЖНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА | 0 |
|
SU338705A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
ПЛАНЕТАРНАЯ ЗУБЧАТАЯ НЕРЕДАЧА | 0 |
|
SU219974A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-11-07—Публикация
1986-05-15—Подача