Изобретение стносится к испытательной технике, а именно к способам определения качества сцепления покрытий с подложками.
Целью изобретения является повышение точности определения качества сцепления покрытия с подложкой при испытании натурных изделий с толстыми покрытиями.
Способ осуществляют следующим образом.
На поверхность эталонной подложки наносят одним из известных способов эталонное покрытие и пред арительно внедряют в него индентор под увеличивающейся нагрузкой. ВыполняЕот в эталонном покрытии ряд отпечатков, расстояние между которыми последовательно задают от 5 до 0,25 мм. Определяют величину нагрузки, при которой глубина вдавливания индентора остается постоянной. Выполнение ряда отпечатков индентором приводит к повышению уровня напряжений в зоне контакта индентора с покрытием и к действию этих напряжений с двух сторон на участке между соседними отпечатками. Использование интервалов между соседни х И отпечатками более 5 мм не вызывает разрушения покрытия между отпечатками и пропускает зоны с дефектными участками, Использование интервалов меж,цу соседними отпечатками менее 0,25 мм приводит к их слиянию. При внедрении индентора в покрытие возникает сложное напряженное состояние, приводящее к пластической деформации сдвига покрытия Е: зоне контакта его с .подложкой. Пластические деформации под индентором на расстоянии около половины глубины вдавливания достигают 30%, а их йпад.в глубину идет по пораболическо у закону, поэтому расстояние от индентора до границы раздела покрытия с подложкой оказывает существенное влияние на отслаивание покрытия. Различный уровень нагрузок, используемых для получения постоянной разности между толщиной покрытия и глубиной вдавливания, не оказывает существенного влияния на результаты испытаний, так как уровень напряжений в зоне острия индентора остается постоянным. После определения величины нагрузки на эталонном покрытии осуществляют внедрение индентора ,под
5
0
этой нагрузкой в испытуемое покрытие и по внешнему виду покрытия судят о качестве сцепления. В случае испытания толстых покрытий, у которых не зафиксировано разрушение, уменьшают толщину покрытия до 0,1- 0,2 мм и проводят повторное внедрение индентора. Уменьшение толщины покрытия позволяет более качественно определить прочность сцепления, так как напряжения от внедрения индентора приближаются к границе раздела покрытия с подложкой.
Пример .На подложку из сплава ВТ-5 наносили покрытие из сплава AI,0.j методом детонационного напыления толщиной 0,3-0,6 мм. На основании испытания серии образцов была построена шкала надежности. Расстояния между вдавливаниями индентора 5j 4; 3j 2; 1; 0,-5| 0,25 мм; величина нагрузки 620, 1000 и 1500 МПа. Шкала А 0,25; 0,5; 1; 2;
5 3; 4; 5. Шкала В 0,25; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5. Шкала С 0,25; 0,5; 1; 2; 3; 4; 5. .
В качестве эталона был выбран образец, прочность сцепления которого G ; 25 МПа, толщина покрытия. Oj3 мм. Глубина вдавливания 0,1 мм, а расстояние мелсду отпечатками 0,3 мм. Результаты испытания представлены в таблице в зависимости от 5 толщины S покрытия, глубины h внедрения индентора, толщины иh от подложки до острия индентора, нагрузки Р на индентор и максимального расстояния между отпечатками, при
0
-которых наблюдаются сколы покрытия.
Поскольку 1 р для
образцов 2 и 4
меньше или равно 3, то эти образцы имеют ff ё 25 МПа, а образцы 1 и 3 - больше 3. Причем образец 4 обладает максимальной алгезией, а образец 1 - минимальной.
50
Формула изобретения
1. Способ определения качества сцепления покрытия с подложкой, по которому в покрытие, нанесенное на подложку, внедряют индентор под нагрузкой, выполняют ряд отпечатков и по внешнему виду покрытия судят о качестве сцепления, отличающийся тем, что., с целью повышения точности определения, используют эталонное покрытие, в которое предварительно внедряют индентор под увеличивающейся нагрузкой, ,. определяют величину нагрузки, при которой глубина вдавливания индентора остается постоянной, а внедрение покрытия до 0,1-0,2 мм.
Редактор Л. Гратилло
Заказ 5278/43Тираж 776Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий. 113035, Москва, , Раушская наб., д. 4/5
4
.Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
индентора в испытуемое покрытие осуществляют под этой нагрузкой.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышения точности при испытании толстых покрытий;, уменьшают толщину
Составитель В. Свиридов Техред Л.Сердюкова
Корректор И. Муска
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ТВЕРДЫХ МАТЕРИАЛОВ | 2006 |
|
RU2366923C2 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТВЕРДОСТИ ПОКРЫТИЯ НА ИЗДЕЛИИ | 2018 |
|
RU2698474C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В ТВЕРДЫХ ПОКРЫТИЯХ НА ПОДАТЛИВЫХ ПОДЛОЖКАХ | 2022 |
|
RU2793300C1 |
Способ определения адгезионной прочности покрытия, нанесенного на подложку | 1986 |
|
SU1363026A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДЕЛА ПРОЧНОСТИ МАТЕРИАЛА | 1991 |
|
RU2011182C1 |
СПОСОБ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОСТИ ТВЕРДОСПЛАВНЫХ РЕЖУЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ | 2007 |
|
RU2356699C1 |
Способ определения качества сцепления покрытия с подложкой | 1983 |
|
SU1157410A1 |
Способ испытания диэлектрических пленок и устройство для его осуществления | 1984 |
|
SU1270638A1 |
Способ определения прочности сцепления покрытия с подложкой | 1985 |
|
SU1293578A1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ОТПЕЧАТКА, ПОЛУЧЕННОГО НА ПОВЕРХНОСТИ МЕТАЛЛА ПРИ ЕГО ИСПЫТАНИИ НА ТВЕРДОСТЬ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2001 |
|
RU2210755C2 |
Изобретение относится к испытательной технике и позволяет повысить точность определения качества сцепления покрытия при испытании натурных изделий с толстыми покрытиями. В эталонное покрытие, наносимое на подложку, внедряю индентор под увеличивающейся нагрузкой. Выполняют в этом покрытии ряд отпечатков и определяют величину нагрузки, при которой глубина вдавливания индентора остается постоянной. При этом в покрытии возникает сложное напряженное состояние, приводящее к пластической деформации сдвига покрытия в зоне контакта его с подложкой. Различный уровень нагрузок, используемых для получения постоянной разности между толщиной покрытия и глубиной вдавливания, не оказывает существенного влияния на результаты испытаний, так как уровень напряжений в зоне острия индентора остается постоянным. После определения величины нагрузки на эталонном покрытии осуществляют внедрение индентора под этой нагруз- кой в испытуемое покрытие и по внешнему виду покрытия судят о качестве сцепления. Использование эталонного покрытия-позволяет сократить количество натурных изделий. В случае испытания толстых покрытий, у которых не зафиксировано разрушение, v уменьшают толщину покрытия до 0,1- 0,2 мм и проводят повторное внедрение индентора. Уменьшение толщины покрытия позволяет более качественно определить прочность сцепления, так как напряжение от внедрения индентора приближается к границе раздела покрытия с подложкой. 1 з.п. ф-лы, 1 табл. о л 00 ел о ел ел 00
Авторы
Даты
1987-11-07—Публикация
1985-12-23—Подача