Изобретение относится к электро- технике и может быть использовано в „электроприводах буксирных лебедок. Цель изобретения - повышение надежности.
На фиг. 1 приведена схема устрой- ства;на фиг. 2 - электромеханическая характеристика электропривода в координатах I (ток якоря), п (частота вращеция).
Устройство для. ослабления поля электродвигателя постоянного тока содержит элементы 1 и 2 задержки, вход первого элемента 1 соединен с выходом блока 3 задания, блок 4 управления полем, датчик 5 тока якоря развязывающие диоды 7 - 11, конден- сатор 12, транзисторный триггер 13 с Ьмиттерной связью, база.входного транзистора 14 которого подключена к датчику 5 тока и через первый диод 7 к выходу первого элемента 1 задержки и входу второго элемента 2 задержки, база выходного тран.зисто- ра 15 триггера 13 через последовательно соединенные конденсатор 12 и ключ 6 соединена с общей точкой устройства, через второй диод 8 - к коллектору входного транзистора 14, параллельно ключу подсоединен третий диод 9, вход и выход второго элемента 2 задержки через четвертый 10 и пятый 11 диоды подключена к управляющему входу ключа 6, коллектор выходного транзистора 15 триггера соединен с входом блока 4 управления полем, высокому уровню сигнала на входе блока 4 ослабления поля соответствует режим максимального значения полЯ; сигнал близкий нулю соответствует режиму ослабления поля Датчик 5 включает в себя выпрямитель,поэтому при реверсировании тока сигнал на выходе не изменяет полярность.
Устройство для ослабления поля электродвигателя работает следующим образом.
.Устройство предназначено преимущественно для привода буксирных лебедок. На фиг. 2 показаны электромеханические характеристики при трав- леНии каната в III и IV квадрантах Характеристика А соответствует полному полю, характеристика Б - ослабленному полю. Рассмотрим работу с нагрузкой, при которой электродвигатель может работать с ослабленным
полем.При задании режима Травить разрешается ослабление поля двигателя (в зависимости от величины тока якоря).Разгон электродвигателя до выхода на хар 1ктеристику А происходит с полным полем (для улучшения качества переходного процесса), что достигается с помощью элемента 1 за- держки, который после появления задания некоторое время удерживает триггер 13 в положении, соответствующем полному полю (транзистор 14 открыт, транзистор 15 закрыт), рабочая
5 точка перемещается в точку а. По истечении выдержки времени элемента 1 триггер 13 начинает управляться от датчика 5 тока, так как ток якоря небольшой, то транзистор 14 зак0 рывается, открывается транзистор 15. Рабочая точка перемещается из точки а в точку 8 , соответствующую току якоря при ослабленном поле. Однако за счет динамических процессов рабо5 чая точка кратвовременно перемещается в зону токов, соответствующих полному полю электродвигателя (точка 6 ). Если не запретить на время переходного процесса переход с
0 ослабленного поля на полное,то привод попадает в автоколебательный режим работы: полное поле - ослаблен-- ное поле - полное поле... . Автоколебательный режим исключается благо5 даря наличию элемента 2 задержки, ключа 6 и конденсатора 12.
По истечении времени задержки элемента 2 конденсатор 12 разрядится через цепь базы транзистора 15
0 и диод 9, благодаря чему, транзистор 15 останется открытым. Несмотря на то,что ток в цепи якоря ув личил- ся и открылся транзистор 1.4, осуществляется задержка на усиление
5 поля двигателя.Через некоторое время рабочая точка возвращается из точки & в точку S , соответствующую статическому току якоря при ослабленном поле. Однако буксирная лебедка
0 может работать в условиях волнения моря, когда нагрузка электродвигателя периодически изменяется. В этом случае задержка перехода с ослабленного поля на полное может привес55 ти к выходу электродвигателя из строя, он периодически будет работать на ослабленном поле с недопустимой в этом режиме нагрузкой.Для исключения периодических перегрузок
при волнении моря задержка перехода с ослабленного поля на полное после переход а рабочей точки в точку S статической нагрузки снимается, что достигается размыканием ключа 6 после окончания действия вьщержки времени элемента 2 задержки. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить надеж- ность работы привода при периодически изменяющейся статической нагрузке.
Формула
зобретения15
Устройство для ослабления поля электродвигателя постоянного тока, содержащее элементы задержки, блок задания, выход которого соедиен с входом первого элемента задержки, блок управления полем, датчик тока якоря, ключ и развязывающие диоды, отличающееся тем,что, с
Q
5
0
целью повьшения надежности, в него введены конденсатор, транзисторный триггер с эмиттерной связью,база входного транзистора которого подключена к выходу датчика тока якоря и через первый диод - к выходу перво1 о элемента задержки и входу второго элемента задержки, база выходного транзистора триггера через последовательно соединенные конденсатор и ключ подключена к общей точке устройства, а через второй диод „соединена с .коллектором входного транзистора, параллельно ключу подсоединен третий диод, вход и выход второго элемента задержки через четвертьм и пятый диоды подключены к управляющему входу ключа, коллектор выходного транзистора триггера соединен с входом блока управления полем, которого предназначен для подключения к обмотке возбуждения э лектродвигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СХЕМА ПИТАНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДА СО СГЛАЖИВАЮЩИМ ДРОССЕЛЕМ В ЦЕПИ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 2002 |
|
RU2224350C2 |
Устройство управления дуговой сваркой | 1987 |
|
SU1505705A1 |
Электропривод постоянного тока | 1981 |
|
SU993426A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И НАСТРОЙКИ ПАРАМЕТРОВ ДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА С ПОСТОЯННЫМИ МАГНИТАМИ | 1992 |
|
RU2013854C1 |
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА С УПРАВЛЕНИЕМ НА ПОЛУПРОВОДНИКОВЫХ УСТРОЙСТВАХ | 2007 |
|
RU2334629C1 |
ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД | 1990 |
|
RU2012991C1 |
ЧАСТОТНО-РЕГУЛИРУЕМЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД С НЕУПРАВЛЯЕМЫМ ЗВЕНОМ ПОСТОЯННОГО ТОКА | 1993 |
|
RU2067352C1 |
Способ обнаружения и локализации отказов вентильного электродвигателя | 1988 |
|
SU1640798A1 |
Электропривод постоянного тока с потенциальным моментом нагрузки | 1987 |
|
SU1436257A1 |
Устройство для токовой защиты отсечки вентильного электропривода | 1979 |
|
SU860256A1 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах грузоподъемных механизмов. Целью изобретения является повышение надежности. Устройство со держит элементы 1,2 задержки,вход первого элемента 1 соединен с выходом блока 3 задания, блок 4 управления полем, вход которого через транзисторный триггер 13 подключен к выходу датчика 5 тока якоря. Выход датчика тока якоря подключен-к выходу первого элемента 1 задержки и к входу второго элемента 2 задержки. Устройство позволяет повысить надежность, работы электродвигателя за счет исключения его перегрузки при увеличении нагрузки. 2 ил,
-П
фи&г
Редактор К.Петрова
Составитель В.Трофименко
Техред Л.Сердюкова Корректор А.Зимокосов
Подписное
Заказ 5808/52 Тираж 659
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. А/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Подписное
Богословский А.П | |||
и др | |||
Судовые электроприводы | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Л., 1976, с, 367, Авторское свидетельство СССР № 1249682, кл, Н 02 Р 5/06, 1986 |
Авторы
Даты
1987-11-30—Публикация
1985-08-14—Подача