Изобретение относится к электро- технике и может быть использовано в крановьпс электроприводах.
Цель изобретения - повышение на- дежности электропривода.
На фиг. t и 2 приведена схема электропривода; на фиг. 3-5 - зависимости, характеризующие режимы работы.
Электропривод постоянного тока с потенциальным моментом нагрузки содержит электродвигатель 1, тиристор- ный преобразователь 2 и тири(;торный возбудитель 3, входы которого под- ключены к источнику переменного напряжения, а выхо;ц 1 соединены соответ- ственцо с якорем электродвигателя 1 и обмоткой 4 независимого возбуждения, задатчик 5 режима работы, ключ 6, датчик 7 тока якоря, регулятор 8 мощности, блок 9 опорного сигнала, выход которого через ключ 6 соединен с первым входом регулятора 8 мощнос- ,ти, второй вход которого подключен к выходу датчика 7 тока якоря, формирователь 10 темпа изменения сигнала, выход которого через блок 11 импульс но-фазового управления подключен к управляюпщм входам тиристорного воз- будителя 3, блок 12 ограничения, вход которого подключен к выходу регулятора 8 мощности.
Электропривод также содержит блок
13компенсации реакции якоря, вклю чающий масвтабирующие усилители 14
и 15 и развязывающие диоды 16 и 17, анодами подключенные к выходам соот- 1ветствующих; масштабирующих усилителе
14и 15, а также сумматор 18, первый и второй входы которого подключены соответственно к выходу блока 12 ограничения и точке соединения катодов развязывающих диодов 16 и 17,
блок управления ослаблением поля, выход которого соединен с управляющим входом ключа 6, а входы подключены к выходам соответствующего за- датчика 5 режима работы и датчика 7 тока якоря. Масштабирующие усилители снабжены дополнительными блоками 20 и 21 опорных сигналов, а их входы соединены с выходом датчика 7 тока якоря, выход сумматора 18 подключен к входу формирователя 10 темпа изме- нения сигнала.
Блок 19 управления ослаблением поля электродвигателя 1 включает элемент 22 задержки, вход которого
подключен к датчику 23 напряжения, а выходы - к входу элемента И 24 и через диод 25 - к входу порогового элемента 26, связанному через диод 2 с датчиком 7 тока якоря. Выход порогового элемента 26 через элемент ИЛИ 28,подключен к второму входу элемента И 24. Задатчик 5 режима работы подключен к второму входу элемента ИЛИ 28. Выход блока 24 подключен к управляющему вх,рду ключа 6.
Тиристорный преобразователь 2 может быть выполнен реверсивным, он выполняет функции подцержания на якоре электродвигателя 1 заданного уровня напряжения и обеспечивает разгон и торможение с ограничением тока якоря. Обмотка 4 независимого возбуждения электродвигателя 1 подключена к тиристорному возбудителю 3, выполненному, например, по двухполу- периодной схеме выпря)1ления. Система управления возбудителем 3 может зклю чать также регулятор 29 и датчик 30 тока возбуждения. Выход 31 формирователя 10 темпа изменения сигнала соединен с одним из входов сумматора 18. Выход 32 зaдaтчиka 5 режима работы подключен к управляющему входу преобразователя 2.
Регулятор 8 мощности выполнен в
виде суммирующего усилителя. Развязывающие диоды 16 и 17 обеспечивают прохождение только наибольшего по амплитуде сигнала.
Крановые электродвигатели постоянного тока в ряде случаев выпускаются без компенсационной обмотки. Применение электродвигателя со стабилизирующей обмоткой вызывает затруднения при работе привода в III квадранте, так как стабилизирующая обмотка из-за изменения направления тока якоря оказывает дополнительное размагничивающее действие, которое показано стрелкой на фиг. 3 что особенно влияет на режим при сильном ослаблении магнитного потока двигателя.
Электропривод работает следующим образом.
Реяшм работы устанавливается за- датчиком 5 режима работы. Привод может работать в режиме подцержания заданного напряжения на якоре электродвигателя 1 при неизменном задании тока возбуждения и в режиме ослабления поля, когда напряжение на якоре
поддерживается номинальным, а ток обмотки 4 возбуждения уменьшается. Независимо от режима происходит компенсация реакции якоря, что достигается действием канала датчика 7 тока якоря, блоком 13 компенсации реакции якоря, сумматором 18, блоками 10, 11 и 29.
Намагничивающая сила реакции якоря ю сумматора 18, к уменьшению угла ре- равнагулирования возбудителя 3 и увеличению тока обмотки 4, прж этом рабочая точка переходит с участка 33 на наклонный участок 34 электромеханической 15 характеристики (фиг. 5). Участок 35 соответствует полному полю.
При спуске груза участок 34 не является рабочим из-за неустойчивой работы привода, поэтому блоком 19 20 управления ослаблением поля электро двигателя 1 формируется ступенчатая характеристика 36 ослабления поля. Сигнал на ослабление магнитного потока при спуске груза подается ключом 6, Качественно зависимость К р («) 25 Сигнал на замыкание ключа 6 подается
V N l5t g-a-Pp
где Кр - коэффициент;
число параллельных ветвей
обмотки якоря}
число активных проводников
якоря;
число пар полюсов.
Р а
N PD -
Кр fCi).
или ig f представлена на
30
фиг. 4 и имеет нелинейный характер. Эта зависимость может быть синтезирована двумя или более прямыми, что реализуется блоком 13 компенсации реакции якоря.
При работе с полным полем ключ 6 разомкнут, при этом независимо от сигнала датчика 7 тока якоря сигнал на выходе регулятора 8 мощности имеет наибольшее по величине значе- ние, ограниченное блоком 12 ограничения. Этот сигнал обеспечивает наименьший угол управления тиристорами возбудителя 3 и наибольший ток обмотки 4. С ростом тока якоря увеличивается сигнал на выходе блока 13, угол регулирования возбудителя 3 уменьшается, а ток обмотки 4 увеличивается, компенсируя увеличение размагничивающего действия реакции якоря с ростом тока якоря.
В режиме ослабления магнитного электродвигателя 1 при подъеме груза ключ 6 замкнут. Сигнал на замыкание ключа 6 подается от задатчика 5 режима работы через элемент ИЛИ 28, а также от датчика 23 напряжения через элемент 22 задержки и далее через элемент И 24. Блок 9 опорного сигнала gg при нулевом токе якоря обеспечивает на выходе регулятора В наименьший по величине сигнал, который ограничивается блоком 12 ограничения. Этот
от датчика 7 тока якоря и датчика 23 напряжения. От задатчика 5 режима работы сигнал на ослабление- потока при спуске груза не поступает.
При ослаблении магнитного потока в режиме спуска без компенсации якоря электромеханическая характеристика имеет вид характеристики 37, приводящей к разгону электродвигателя до
3g недопустимой частоты вращения и к его разносу. Во избежание этого опасного явления введен блок 13, который компенсирует реакцию якоря усилением магнитного потока за счет увеличения
40 тока обмотки 4 в соответствии с кривой на фиг. 4.
Таким образом, предлагаемый электропривод позволяет компенсировать размагничивающее действие реакции
45 якоря и получить строго горизонтальную электромеханическую характеристику в III и IV квадрантах, что имеет особое значение для работы в ре- хз1ме сильного ослабления поля, так как в последнем случае реакция якоря сильно размагничивает электродвигатель .
50
Формула изобретения
Электропривод постоянного тока с потенциальным моментом нагрузки, содержащий электродвигатель, тиристор- ный преобразователь и тиристорный
57
сигнал обеспечивает наибольший угол открывания тиристоров возбудителя 3 и наименьший ток обмотки 4. При увеличении тока якоря до некоторого заданного значения (обычно 1/2 нального тока) увеличение сигнала на выходе регулятора 8 мощности приводит к увеличению сигнала на входе
При спуске груза участок 34 не является рабочим из-за неустойчивой работы привода, поэтому блоком 19 20 управления ослаблением поля электро двигателя 1 формируется ступенчатая характеристика 36 ослабления поля. Сигнал на ослабление магнитного потока при спуске груза подается ключом 6 25 Сигнал на замыкание ключа 6 подается
30
gg
от датчика 7 тока якоря и датчика 23 напряжения. От задатчика 5 режима работы сигнал на ослабление- потока при спуске груза не поступает.
При ослаблении магнитного потока в режиме спуска без компенсации якоря электромеханическая характеристика имеет вид характеристики 37, приводящей к разгону электродвигателя до
3g недопустимой частоты вращения и к его разносу. Во избежание этого опасного явления введен блок 13, который компенсирует реакцию якоря усилением магнитного потока за счет увеличения
40 тока обмотки 4 в соответствии с кривой на фиг. 4.
Таким образом, предлагаемый электропривод позволяет компенсировать размагничивающее действие реакции
45 якоря и получить строго горизонтальную электромеханическую характеристику в III и IV квадрантах, что имеет особое значение для работы в ре- хз1ме сильного ослабления поля, так как в последнем случае реакция якоря сильно размагничивает электродвигатель .
50
Формула изобретения
Электропривод постоянного тока с потенциальным моментом нагрузки, содержащий электродвигатель, тиристор- ный преобразователь и тиристорный
возбудитель, входы которых подключены к источнику переменного напряжения, а выходы соединены соответственно с якорем и обмоткой возбуждения электродвигателя, задатчик режима работы, ключ, датчик тока якоря, регулятор мощности, блок опорного сигнала, выход которого через ключ соединен с первым входом регулятора мощности,
второй вход которого Щ1ДКЛЮг еН к
выходу датчика тока якоря, формирователь; темпа изменения сигнала, выход которого через блок импульсно-фазо- вого управления подключен к управляющим входам тиристорного возбудителя, блок ограничения, вход которого подключен к выходу регулятора.мощности.
блок управления ослаблением поля, связанный с управляющим входом ключа, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены блок компенса:ции реакции якоря, включающий масштабирующие усилители и развязываницие диоды, анодами подключенные к выходам соответствую- пщх масштабирующих усилителей, а также сумматор, выход которого соединен с входом формирователя темпа изменения сигнала, а первый и второй вход подключены соответственно к выходу блока ограничения и точке соединения катодов развязывающих диодов, входы масштабирукицих усилителей соединены с выходом датчика тока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Электропривод постоянного тока с потенциальным моментом нагрузки | 1986 |
|
SU1403313A1 |
Электропривод постоянного тока с потенциальным моментом нагрузки | 1988 |
|
SU1651350A1 |
Электропривод постоянного тока с потенциальным моментом нагрузки | 1987 |
|
SU1545316A1 |
Реверсивный тиристорный электропри-ВОд C PEBEPCOM пОля | 1979 |
|
SU849400A1 |
Электропривод постоянного тока с оптимальным управлением | 1986 |
|
SU1471274A1 |
Электропривод постоянного тока | 1986 |
|
SU1436255A1 |
Электропривод постоянного тока с упругой связью между электродвигателем и механизмом | 1988 |
|
SU1552324A1 |
Реверсивный электропривод | 1988 |
|
SU1667213A1 |
Способ защиты обмотки якоря электродвигателя от перегрева и устройство для его осуществления | 1984 |
|
SU1279010A1 |
Электропривод бурового станка | 1989 |
|
SU1641969A1 |
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в крановых электроприводах. Целью изобретения является повьппение надежности. Устройство содержит блок 13 компенсации реакции якоря, включающий масштабирующие усилители 14, 15 и развязывающие диоды 16, 17. Аноды ДИОДОВ 16, 17 подключены к выходам масштабирующих усилителей 14, 15. Входы сумматора 18 подключены к выходам блока 12 ограничения и блока 13 компенсаияи реакции якоря. В данном устройстве коьтенсируется размагничивающее действие реакции якоря, что имеет особое значение для работы в режиме сильного ослабления поля. 5 ил. /и (Л кИмкцП со Од ю СП ч
fOt/gJ
Фиг.З
ФигЛ
bJ
/
JJ
J4
Фиг. 5
Электрический световой сигнальный аппарат для автомобилей | 1927 |
|
SU9201A1 |
Печь-кухня, могущая работать, как самостоятельно, так и в комбинации с разного рода нагревательными приборами | 1921 |
|
SU10A1 |
Информэлектро, 1985 | |||
Преобразователь серии ТПЕ | |||
Техническое описание и инструкция по эксплуатации | |||
ШКМ, 435411.012ТО, 1985. |
Авторы
Даты
1988-11-07—Публикация
1987-04-15—Подача