Изобретение относится к оби;ему ма- шиностроению и может быть использовано для защиты приборов и оборудования от вибрационных и ударных нагрузок.
Цель изобретения - повышение вибро- ударных свойств и эффективности амортизации, а также стабильности упругих характеристик, что достигается конструктивным выполнением амортизатора и- введением регулирования его амплитудно-частот- ной характеристики.
На фиг. 1 изображен амортизатор, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - изображен амортизатор, дополненный третьим упругим элементом в виде конической пружины. общий вид; на фиг. 4 - амортизатор с третьим :)лементом в виде эластичной вгу. ь ки; на фи1 о - сечение Б-Б на фиг. 4.
Амортизатор содержит упругий элемент 1 из резиноподобного материала в виде осе- симметричной балки, узлы 2 крепления для свяли с объектом, расположенные на конпах балки узлы 3 крепления для связи с источником вибрации и фрикционные элементы в виде накладок 4 для взаимодействия с упругой пластиной 5 в- цент- ральной ее части. Кроме того, амортизатор снабжен вторым упругим элементом 6, размещенным соосно с основным, и соединен с последним на концах наклад- ка.ми 4 и втулками 7, две из которых размещены соответственно, в основном и до- полнительном 6 упругих элементах, а третьей 8 связаны между собой по оси основной 1 и второй 6 упругие элементы, и дополнительной упругой пластиной 9, которая и основная закреплены на накладках 4 и размещены с зазором относительно третьей втулки 8. Кроме того, амортизатор выполнен с третьим упругим элементом 10, установленным между третьей втулкой 8 и пластинами 5 и 9. Амортизатор снабжен кожухом 1 I коробчатой формы, а пластины 5 и 9 установлены с возможностью регулировки их поджатия к накладкам 4, например, с помощью болтов 12.
Амортизатор работает следующим образом.
При воздействии вибрационных нагрузок (вне зоны резонанса) фрикционные элементы не работают - колебания происходят в зазоре .между пластинами 5 и 9 и втулкой 8 в одном направлении и между пластинами 5 и 9 и узлом 3 крепления для связи с источником вибрации - в двух других направлениях. При воздействии вибрационных резонансных нагрузок и при ударных воздействиях происходит выборка зазора, и фрикционные элементы начинают рассеивать энергию за счет взаимодейст
5 Q
S
0 5 0 5
5 0
0
ВИЯ упругих пластин 5 и 9 с накладками 4.
При введении третьего упругого элемента 10 амортизатор также будет работать в двух режимах. В первом режиме при неподвижных фр.икционных элементах он работает как простой амортизатор с упругим демпфированием с жесткостью, определяемой суммой жесткостей основного и дополнительных упругих элементов. Во втором режиме работы при движущихся фрикционных элементах третий упругий элемент 10 включается, и жесткость амортизатора определяется только жесткостью основного упругого элемента 1.-При этом жесткость амортизатора во втором режиме работы будет всегда меньще, чем в первом, а демпфирование - выше. Последнее свойство позволяет расширить сферу использования амортизатора.
Предлагаемая конструкция амортизатора позволяет повысить вибро/дарозащитные свойства, снизить относительные смещения амортизируемого объекта в резонансном режиме и при ударах за счет увеличенного демпфирования.
Формула изобретения
1.Амортизатор, содержащий упругий элемент из резиноподобного материала в виде осесимметричной балки, узлы крепления для связи с объектом, расположенные на концах балки, и узлы крепления для связи с источником вибраций в ее центральной части, фрикционные элементы в виде накладок для взаимодействия с упругой пластиной, отличающийся тем, что, с целью повышения виброударных свойств и эффективности амортизации, амортизатор снабжен вторым упругим элементом, размещенным соосно с основным и соединенным с последним на концах накладками, втулками, две из которых размещены соответственно в основном и дополнительных упругих элементах, а третьей связаны между собой по оси основной и второй упругие элементы, и дополнительной упругой пластиной, которая и основная закреплены на накладках и размещены с зазором относительно третьей втулки.
2.Амортизатор по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен третьим упругим элементом, установленным между третьей втулкой и пластинами.
3.Амортизатор по пп. 1 и 2 отличающийся тем, что, с целью обеспечения стабильности заданных характеристик,
он снабжен кожухом коробчатой формы, а пластины установлены с возможностью регулировки их поджатия к накладкам.
Фи.2
/I-Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амортизатор | 1986 |
|
SU1395865A1 |
Амортизатор | 1989 |
|
SU1677400A1 |
Амортизирующее устройство контейнеровоза | 1976 |
|
SU691374A1 |
Адаптивная система сейсмозащиты объектов (варианты) | 2023 |
|
RU2820180C1 |
Амортизатор | 1973 |
|
SU492692A1 |
Амортизатор | 1987 |
|
SU1493827A2 |
ВИБРОУДАРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ С УЛЬТРАЗВУКОВЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ | 1998 |
|
RU2179919C2 |
Пружинная опора | 1989 |
|
SU1772454A1 |
Амортизационное устройство для сейсмоизоляции объектов (варианты) | 2023 |
|
RU2799276C1 |
Выдавливатель кома выбивной установки | 1985 |
|
SU1301559A1 |
Амортизатор относится к обще.му ма- шиностр нию и может быть использован для защиты приборов и оборудования от вибрационных и ударных нагрузок. Целью изобретения является повышение виброударных свойств и эффективности амортизации, а также стабильности упругих характеристик, что достигается конструктивным выполнением а.мортизатора и введением регулирования его амплитудно-частотной характеристики. Снабжение а.хюртизатора вторым упругим эле.ментом 6, размещенным соосно с основным 1, и соединение основного 1 и второго 6 упругих элементов накладками 4 и втулками 7, две из которы.х размещены соответственно в основном 1 и втором 6 упругих элементах, а третьей связаны между собой по осп основной 1 и второй 6 упругие элементы, дополнительной упругой пластиной, которая и основная закреплены на накладках 4 и размещены с зазором относительно третьей втулки, позволило повысить эффективность амортизации к вибро- ударозащитные свойства амортизатора за счет организации его работы в двух режимах - вне зоны резонанса и в резонансном режиме, а также более эффективного включения в работу фрикционных элементов. Введение третьего упругого элемента в амортизатор позволяет рас- щирить сферу использования амортизатора, Q поскольку до наступления резонанса амортизатор имеет больщую жесткость, а при резонансе и при ударах обеспечивает увеличенное демпфирование. 2 з.п. ф-лы, 5 ил. SS (Л 00 05 to оо
Фаг.З
6
и г, 4
Амортизатор | 1978 |
|
SU696207A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-12-30—Публикация
1986-05-16—Подача