Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где требуется обеспечить соединение валов, передающих крутящий момент в условиях их угловых смещений.
Целью изобретения является увеличение несущей способности.
На фиго 1 изображен универсальный шарнир, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиго 1; на фиг.З - конструкция вилки, вид сбоку; на фиг,4 - то же, вид сверху; на фиг. 5 - пластина вкладьшга, вид сбоку; на фиг о 6 - фрагмент шарнира, аксонометрия.
Универсальный шарнир состоит из шарового элемента 1 с двумя взаимно перпендикулярными кольцевыми канавками 2 и двух вилок 3 и 4, выполненных с двумя диаметрально противопо- ложньми расширяющимися во взаимно перпендикулярных плоскостях по мере удаления от оси шарового элемента выступами 5 со сквозными пазами 6 для размещения в них вкладьшгей. Каждый вкладьш состоит из двух контактирующих между собой пластин 7 и 8, которые своими ответными поверхностями взаимодействуют с кольцевыми канавками 2 шарового элемента 1 с углом охвата больше 180°. Вкладыши фиксируются от продольного перемещения с помощью пружинных колец 9, размещенных в совместной кольцевой канавке 10, выполненной как на цилиндрической части вилки, так и на наружной поверхности
с:
о: ос
вкладьшейо От поперечного перемещения вкладьшш фиксируются бандажными кольцами 11, которые совместно с резиновы гофром образуют за1цитньй кожух, поз- воляющий удерживать длительное время смазку и предохраняющий трущиеся пары от пьши и влаги,:
Сборка шарнира осуществляется в следующей последовательности.
В кольцевые канавки 2 шарового эле 1 устанавливаются элементы вкладышей - пластины 7 и 8 до совмещения их плоских контактирзтощих поверхнос- тейо За.тем осевым перемещением вилок 3 и 4 вкладыши заводятся в сквозные пазы 6 выступов 5 вилок до совмещения кольцевых канавок, выполненных на их наружной поверхности, с кольцевыми канавками, выполненными на щшиндри- ческой части вилок После этого устанавливаются пружинные кольца 9 и бандажные кольца 11. В зависимости от условий эксплуатации шарнира на него может быть установлен кожух из резинового гофрированного материала, зафиксированный бандажными кольцами 11,,
При возникновении углового смещения вкладьшш, установленные в пазах выступов вилок, проскальзывают по кольцевым канавкам шарового элемента, обеспечивая передачу крутящего момента своцми боковыми поверхностями,контактирующими с боковьми поверхностями кольцевых канавок.
Выполнение вилки составной обеспечивает повьшение ее жестрсости и увеличение угла охвата шарового элемен- та, что позволяет улзеличить несущую способность шарнира.
Формула изобретения 1. Универсальньй шарнир, содержащий чаровой элемент с двумя взаимно перпендикулярными кольцевыми канавками и две вилки, каждая из которых состоит из вкладьщ1а, взаимодействующего своей ответной поверхностью с кольцевой канавкой шарового элемента, и цилиндрической части со средством фиксации взшадьш1а, отличаю--: щ и и с я тем, что, с целью увеличения несущей способности, цилиндрическая часть вилки снабжена двумя диаметрально противоположными расширяющимися во взаимно перпендикулярных плоскостях по мере удаления от оси шарового элемента выступами со сквозными пазами для размещения в них вкладьш1а, выполненного в виде двух контактирующих между собой пластин,
2 о Шарнир по п. 1, о т л и ч а ю- щ и и с я тем, что средство фиксации вкладьш1а выполнено в виде пружинного кольца, размещенного в совместной кольцевой канавке, выполненной как на цилиндрической части вилки, так и на наружной поверхности вкла- дьш1а,
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Шаровой шарнир | 1988 |
|
SU1606765A1 |
Шарнир универсального шпинделя | 1980 |
|
SU865450A1 |
Шарнир универсального шпинделя | 1983 |
|
SU1121076A1 |
Карданный шарнир | 1986 |
|
SU1344978A1 |
Универсальный шарнир | 1988 |
|
SU1511482A1 |
Тигельный электротермический атомизатор для атомно-абсорбционного и эмиссионного анализа | 1987 |
|
SU1448251A1 |
Подшипник скольжения | 1981 |
|
SU1143901A1 |
Универсальный шарнир Мозорова С.Д. и Мозорова Д.С. | 1984 |
|
SU1451370A2 |
Вкладыш шарнира скольжения универсального шпинделя | 1979 |
|
SU868162A1 |
Универсальный шарнир | 1982 |
|
SU1099132A1 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства, где требуется обеспечить соединение валов, передающих крутящий момент в условиях их угловых смещений. Целью изобретения является увеличение несущей способности. Универсальный шарнир содержит шаровой элемент с двумя взаимно перпендикулярными канавками и две вилки, каждая из которых состоит из вкладыша и цилиндрической части. При этом каждый вкладыш состоит из двух контактирующих между собой пластин, закрепленных в сквозных прорезях, выполненных на двух диаметрально противоположных выступах, которыми снабжена цилиндрическая часть каждой вилки. От продольного перемещения вкладыши зафиксированы пружинным кольцом, размещенным в совместной кольцевой канавке, выполненной как на цилиндрической части вилки, так и на наружной поверхности вкладыша. От поперечных перемещений вкладыши зафиксированы бандажным кольцом. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Фиг. 2
te.j
фиг 5
Редактор Ас Лежнина
Составитель Л Умнова
Техред М. Дидык Корректор А, Осауленко
Заказ 3540
Тираж 528
ВНИИ11И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
5 6
Фиг. ifФиг.6
Подписное
Авторы
Даты
1990-11-15—Публикация
1985-11-25—Подача