136859
диска в месте размещения элементов 5 связаны зависимостью, которая определяется по соответствующим форму™ лам. При работе колеса в рабочем диапазоне скоростей возбуждаются резонансные колебания диска 1 и лопаток 2. Благодаря такой конструкции в местах контакта ребер 4 с диском 1
1
в результате трения происходит рассеивание энергии колебаний, т.е. гашение колебаний диска. В местах контакта стержневых элементов 5 с диском происходит гашение колебаний лопаток 2 за счет рассеивания волны деформаций, исходящей из корня каждой лопатки 2. 1 з.п. ф-лы. 2 ил.
1
Изобретение относится к холодиль- ной технике, а точнее к турбодетан- дерным установкам.
Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности путем снижения колебаний.
На фиг, 1 показано рабочее колесо турбодетандера; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг.1,
Рабочее колесо содержит диск 1 с лопатками 2, кольцо 3, расположенное с натягом в диске 1 со стороны, про- тивоположной лопаткам 2, с радиальными ребрами 4 в местах наибольших амплитуд колебаний диска и стержне- выми элементами 5, которые располо™ жены под каждой лопаткой 2 по .окружности с диаметром, равным диам1етру диска 1 на выходе лопаток.
Рабочее колесо турбодетандера ра ботает следующим образом.
При работе колеса в рабочем диапазоне скоростей возбуждаются резонансные колебания диска 1 и лопаток 2, причем лопатки и диск колеблются с амплитудой и фазой, существенно отличной от амплитуды и фазы колебаний кольца 3 с ребрами 4 и стержневыми элементами 5, их разных физико-механических свойств. При этом в местах контакта ребер 4 с диском , соответствующих минимальным амплитудам его колебаний, в результате трения происходит рассеивание энергии колебаний, т,е. гашение колебаний диска 1, а в местах контакта концов стержневых элементов 5 с диском - гашение колебаний лопаток 2 за счет рассеивания волны деформаций, исходящей из корня каждой лопатки 2, Выбор толщины кольца, ребер и длины стерж
невых элементов обусловлен тем, что демпфирующая способность кольца увеличивается с увеличением его толш;и- ны, при этом эффект от повьш1ения долговечности рабочего колеса превышает увеличение затрат на его изготовление.
Формула изобретения
с я тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем снижения колебаний, диск со стороны, противоположной лопаткам, снабжен установленным в нем с натягом коль-
цом с наружными радиальными ребрами и продольными стержневыми элементами, входящими в тело диска и расположенными по окружности с диаметром, равным диаметру диска на выходе ло-
паток, при этом толщина 8 кольца и ребер равна
0,4 Н, В- Н,
где Н - ширина наружной кромки диска;
а длина . стержневых элементов равна
0,6 На а - S) н„,
оа
где И. - ширина диска в месте раз- мещения стержневых элементов,
модулем упругости, большим модуля упругости материала диска не менее чем на 8%,
Фиг. 2
Ецифанова,В.И | |||
Компрессорные и расширительные турбомашины радиального типа | |||
М.: Машиностроение, 1984, с.324. |
Авторы
Даты
1988-01-23—Публикация
1986-01-23—Подача