Сборная железобетонная обделка тоннеля Советский патент 1988 года по МПК E21D11/08 

Описание патента на изобретение SU1372051A1

Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при строительстве тоннелей в условиях действия значительного горного дав- ления.

Цель изобретения - повьппение несущей способности обделки.

На фиг. 1 изображена схема конструкции обделки, обладающей повышенно несущей способностью и трещиностой- костью; на фиг. 2 - эпюры моментов, возникающих в верхних блоках предлагаемой и известной обделок.

Конструкция обделки (фиг. 1а) сое тоит из лоткового блока Л, четырех стеновых блоков Н, двух сводовых блоков С и вкладьшей В. Блоки Л, Н и В имеют форму соответствующих известных блоков. Два верхних бло- ка С (фиг. 16) имеют новую конструктивную форму. Толщина концевых участков блока С назначена равной толщине блока Н (по условию равнопрочности всех по стыку), а в середине блок С имеет толщину в полтора раза большую (большее утолщение невозможно по условию не нарушения габарита приближения строений). Разница толщины блока С в середине и на концах позво ляет получить ось блока более пологой чем у блока постоянной толщины, тем самым удается получить верхнюю часть обделки в виде трехшарнирной арки и образованную двумя блоками С, наоборот более подъемистую, чем арка, образованная блоками постоянной толщины. Сводчатое очертание верхней части кольца обделки дает выгодное распределение внутренних силовых фак торов в обделке.

На фиг. 2а обозначены расчетная ось 1 блока С, эпюры 2 и 3 моментов в предлагаемой обделке и известной соответственно.Опасное сечение для обеих конструкций имеет одно местоположение, а величины моментов разли чаются вдвое, причем выгодным образом для предлагаемой обделки.

С целью снижения уровня концентрации напряжений рекомендовано изготовление обоих торцов 4 и 5 блоков (выпуклый и вогнутый) с направляющими обеих поверхностей единого радиуса (фиг. 1в). В этом случае контакт стыкующихся блоков происходит по всей площади цилиндрических поверхностей обоих торцов, что дает положительный эффект. Заштрихована jfuio

,

0

5 0 5 0 5 0

д

0

5

щадь 6 концевого участка блока, в пределах которой работает его материал на действие сжимающих усилий со стороны вышележащего блока. Предлагаемая конструкция стыка позволяет вовлечь в работу практически весь пристыковой участок блока в отличие от известной конструкции, при которой в работу включена лишь часть торца (фиг. 2).

Радиус направляющих следует подбирать из условия обеспечения возможности проскальзывания одной поверхности по другой. Для улучшения эффекта поворота блоков в стыке без перекатывания предусматривается при монтаже обделки введение в стыки таких прокладок (поз. 7, фиг. 1в) из синтетических или природных материалов с низким коэффициентом трения скольжения.

В предлагаемой обделке предлагается новое решение армирования концевых участков (поз. 8, фиг. 16) блока короткими кусками металлической проволоки. Равномерное распределение и стохастический характер ориентации волокон во всем объеме торцовых участков блока позволяет воспринимать действие растягивающих напряжений любого направления. Армирование металлическими волокнами целесообразно производить на всю ширину блока и на длине участка, равной толщине блока. За пределами указанной длины влияние концентратора оканчивается, и распределение напряжений носит линейный характер, известный при вне- центренном сжатии.

Формула изобретения

1.Сборная железобетонная обделка тоннеля, включающая шарнирно соединенные сводовые, стеновые и лотковый блоки, имеющие цилиндрические постоянных радиусов внутреннюю и внешнюю поверхности, выпуклый и вогнутый торцы, отличающаяся тем, что, с целью повьш1ения несущей способности обделки, внутренняя поверхность сводовых блоков выполнена большего радиуса, чем внешняя.

2.Железобетонная обделка по п.1, отличающаяся тем, что выпуклый и вогнутый торцы блоков имеют одинаковый радиус кривизны.

31372051

при этом торцы на всю их ширину за- лической проволоки па длине, равной армированы короткими кусками метал- толщине блоков.

Похожие патенты SU1372051A1

название год авторы номер документа
Обделка тоннеля из армополимербетона 1985
  • Барбакадзе Владимир Шалвович
  • Слемзин Александр Евгеньевич
SU1262047A1
Устройство для крепления тоннеля монолитным бетоном 1981
  • Левин Леонид Леонтьевич
  • Вдовенко Борис Алексеевич
  • Корсунский Виктор Николаевич
  • Лев Маркс Абович
  • Федоров Алексей Николаевич
  • Лурье Александр Моисеевич
  • Попов Николай Егорович
  • Плисов Михаил Антонович
  • Синицкий Георгий Маркович
  • Тютюнюк Юрий Иванович
  • Иванов Борис Николаевич
SU1002591A1
АВТОДОРОЖНЫЙ ТОННЕЛЬ ВНУТРИГОРОДСКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
  • Аксенова О.И.
  • Алексеенко Е.И.
  • Бессолов В.А.
  • Лубоцкий С.Ю.
  • Максимова В.Н.
  • Миллерман С.И.
  • Морозов И.А.
  • Николаев С.В.
  • Селиванов Н.П.
  • Синицкий Г.М.
  • Чуверина С.Г.
RU2152481C1
УЧАСТОК ВНУТРИГОРОДСКОЙ КОЛЬЦЕВОЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАГИСТРАЛИ МЕГАПОЛИСА 1999
  • Архипкин Н.И.
  • Зелигер И.А.
  • Кудряшов В.И.
  • Кузьмин А.В.
  • Куракин П.П.
  • Муравин Г.И.
  • Романов П.С.
  • Самсонов А.В.
  • Свирский С.И.
  • Селиванов Н.П.
  • Ткаченко С.С.
  • Угринович С.В.
  • Шварцман В.Л.
RU2152482C1
ТРЕХСВОДЧАТАЯ СТАНЦИЯ МЕТРОПОЛИТЕНА КОЛОННОГО ТИПА И СПОСОБЫ ЕЕ ВОЗВЕДЕНИЯ (УСТРОЙСТВО И СПОСОБЫ ЮРКЕВИЧА П.Б.) 2012
  • Юркевич Павел Борисович
RU2510444C2
Обделка тоннеля 1986
  • Сидорцев Виктор Васильевич
  • Макаревич Георгий Васильевич
  • Сорокин Владимир Степанович
  • Барский Ефим Семенович
SU1472683A1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ И РАЗГРУЗКИ ПАССАЖИРСКИХ, ГРУЗОПАССАЖИРСКИХ И ГРУЗОВЫХ ПОТОКОВ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА 2001
RU2181399C1
ВНУТРИГОРОДСКАЯ СКОРОСТНАЯ КОЛЬЦЕВАЯ АВТОМАГИСТРАЛЬ МЕГАПОЛИСА 1999
RU2175364C2
Трехсводчатая станция метрополитена закрытого способа производства работ колонного типа 2022
  • Захаров Георгий Рафаэльевич
  • Маслак Владимир Александрович
  • Рябков Станислав Валерьевич
  • Тюшевская Лидия Валентиновна
RU2802893C1
Сборная железобетонная обделка тоннеля 1978
  • Афендиков Леонид Семенович
  • Шустрова Лариса Григорьевна
SU723156A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 372 051 A1

Реферат патента 1988 года Сборная железобетонная обделка тоннеля

Изобретение относится к области горного дела и м.б. использовано при строительстве тоннелей в условиям действия значительного горного давления. Цель - повышение несущей способности обделки. Шарнирно соединенные сводовые С, стеновые Н и лотковые Л блоки имеют цилиндрические постоянных радиусов внутреннюю и внешние поверхности. Внутренняя поверхность блоков С имеет больший радиус, чем внешняя. Выпуклый и вогнутый торцы блоков с одинаковым радиусом кривизны на всю их ширину заармированы короткими кусками металлической проволоки на длине, равной толщине блоков. Разница толщины блока С в середине и на концах дает выгодное распределение внутренних силовых факторов в обделке. Одинаковый радиус кривизны торцов блоков позволяет снизить уровень концентрации напряжений. Армирование проволокой торцов позволяет воспринимать действие растягивающих напряжений любого налравления. 1 з.п. ф-лы, 2 ил. с | (Л

Формула изобретения SU 1 372 051 A1

а)Констрдщи9 oSffeflxu

с

(риг.1

f L lfVJi/cotmwu/effiA / -- ««jx

Ф(п.г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1988 года SU1372051A1

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ ЭЛЕМЕНТ СБОРНОЙ ОБДЕЛКИ ТОННЕЛЯ 0
  • Б. И. Альперович, П. Ш. Моливер, Ю. П. Павлов, В. Д. Полежаев,
  • А. И. Семенов А. И. Щербина
SU241495A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1
Руководство по сооружению перегонных тоннелей метрополитена
- М.: ВПТИтрансстрой, 1983, приложение 26, с
Топочная решетка для многозольного топлива 1923
  • Рогинский С.А.
  • Шалабанов А.А.
SU133A1

SU 1 372 051 A1

Авторы

Демешко Евгений Андреевич

Слемзин Александр Евгеньевич

Сонин Александр Николаевич

Даты

1988-02-07Публикация

1986-03-03Подача