73
зс
САЭ. 4
00
ЗтС
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электрическим машинам, и может быть использовано для создания вентильных двигателей с повышенной плавностью вращения.
Целью изобретения является повьппе ние точности стабилизации вращающего момента вентильного электродвигателя
На чертеже изображена функциональ ная схема вентильного электродвигателя.
Вентильный электродвигатель содержит синхронную машину 1, подключенную к источнику питания через тири- сторный преобразователь 2 частоты со звеном постоянного .тока, включающий управляемые вьтрямитель 3 и инвертор 4, соединенные через датчик 5 тока, датчик 6 положения ротора, выход которого подключен к входу системы 7 управления инвертором, тахогенератор 8, выход которого подключен к первому входу регулятора 9 частоты вращения. Второй вход регулятора 9 является входом задания частоты вращения, а выход подключен к первому входу регу- л:ятора 10 тока, второй вход которого подключен к выходу датчика 5 тока,а выход соединен с входом системы 11 управления выпрямителем. Вентильный электродвигатель содержит также последовательно соединенные интегратор 12 с входом Сброс и сумматор 13 и, кроме того, формирователь 14 импуль- сов, запоминающий элемент 15, резис- торную оптронную пару 16. Вход формирователя 14 импульсов подключен к выходу датчика 6 положения ротора,а выход - к входу Сброс интегратора 12 и к первому входу запоминающего элемента 15. Второй вход запоминающего элемента 15 соединен с датчиком 5 тока, а выход - с вторьм входом
сумматора и первым резисторным входом резисторной оптронной пары 16.Второй резисторный вход оптронной пары 16 подключен к выходу интегратора 12, вход которого подключен к объединенным первому и второму выходам резист торной оптронной пары 16, управляющий вход которой подключен к тахогенера- тору 8. Выход сумматора 13 подключен к третьему входу регулятора 10 тока. Вентильный электродвигатель работает следующим образом.
Развиваемый двигателем электромагнитный момент является функцией вьш- рямленного тока, протекающего в фазах
якорной обмотки синхронной мащины 1, величина которого определяется выходным напряжением вьтрямителя 3, проти- воЭДС инвертора 4 и угла поворота между коммутируемьми обмотками и обмоткой возбуждения электрической машины 1. Для неявно полюсной синхронной машины вьфажение электромагнитного момента в межкоммутационный период записывается следующим образом:
Vd sinCoC- l -pj,
где К - коэффициент момента двигателя;
Ij - выпрямленный ток; o.|codt - угол поворота ротора;
СО - частота вращения ротора двигателя;t - время;
5и - угол коммутации. Такая зависимость электромагнитного момента приводит к тому, что при числе фаз га 3 в кривой электромагнитного момента .присутствует переменная составляющая, величина которой зависит от угла опережения управления инвертором. Минимальная частота переменной составляющей равна частоте коммутаций тока в обмотках якоря синхронной машины.
Для стабилизации электромагнитного момента необходимо изменение тока в функции угла поворота (или времени при известной частоте вращения):
М
сг
Ij(t) -
К s-in U+ -/iu), I где статический-момент.
Величина тока в начальный момент межкоммутационного интервала
ld.
Мет
-pu)
В конце межкоммутационного интервала
dK
М
ст
2 K sinC-y -/iu)
ция
Обратная тригонометрическая функ- - наиболее точsin(Q t 3 / но описывается спадающей экспонентой.
Реализация этой функции достигается ; помощью цепи, включающей апериодическое звено с постоянным коэффициентом усиления и зависимой от частоты вращения постоянной времени, вьтол- ненной на базе интегратора 12, резис- торной опт.ронной пары 16 и сумматора 13. В результате на выходе сумматора в межкоммутационный интервал формиру- :ется дополнительный управляющий сиг- :нал, изменяющийся во времени по экс- ;поненциальному закону:
(f--fio) .И
;
Uj(t)
Kj,- К,()
где R - активное суммарное сопротивление силовой цепи; коэффициент передачи преобразователя 2; Крт коэффициент усиления регулятора 10 тока;
(G)- постоянная времени апериодического звена, зависимая от частоты вращения;
Uj - напряжение не выходе датчика 5 тока, пропорциональное току в звене постоянного тока в момент коммутации, за-- - поминаемое с помощью элемента 15 на время всего межком- мутационного интервала; К - коэффициент передачи датчика
5 тока. При повороте на угол рад датчик
6 положения ротора через систему 7 уравнения инвертора переключает обмотки синхронной машины 1, через формирователь 14 импульсов обнуляет ин- тегра тор 12 и дает разрешение на запоминание элементу 15. Работа схемы
повторяется через-каждые -г- рад поворота ротора.синхронной машины 1.
Таким образом, за счет формирования дополнительного сигнала управления на межкоммутационном интервале стабилизируется вращающий момент вентильного электродвигателя и расширяется диапазон регулирования частоты
, Q
5
о
5 «
5 0
5
0
вращения в область низких значений, что позволяет повысить точность остановки рабочих органов электромеханического оборудования.
Формула изобретения
Вентильный электродвигатель, содержащий синхронную машину, подключенную к источнику питания через ти- ристорный преобразователь частоты со звеном постоянного тока, включающий управляемые выпрямитель и инвертор, соединенные через датчик тока, датчик положения ротора, выход которого подключен к входу системы управления инвертором, тахогенератор, выход которого подключен к первому входу регулятора частоты вращения, второй вход которого является входом задания частоты вращения, а выход подключен к первому входу регулятора тока, второй вход которого подключен к выходу датчика тока, а выход соединен с входом системы управления I выпрямителем, последовательно соединенные интегратор с входом Сброс и сумматор, отличающийся тем, что, с целью повьшения точности стабилизации вращающего момента, в него дополнительно введены формирователь импульсов, запоминающий элемент и резисторная оптронная пара, причем вход формирователя импульсов подключен к выходу датчика положения ротора, а выход - к входу Сброс интегратора и к первому входу запоминающего элемента, второй вход которого соединен с датчиком тока, а выход - с вторым входом сумматора и первьм резисторным входом резистор- ной оптронной пары, второй резистор- ный вход которой подключен к выходу , интегратора, вход которого подключен к объединенным первому и второму выходу резистсрной оптронной пары, управляющий вход которой подключен к тахогенератору, а выход сумматора подключен к третьему входу регулятора тока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вентильный электродвигатель | 1986 |
|
SU1390763A1 |
Вентильный электродвигатель | 1989 |
|
SU1767638A1 |
Вентильный электродвигатель | 1980 |
|
SU951582A1 |
Тахогенератор вентильного электродвигателя | 1981 |
|
SU966597A1 |
Вентильный электродвигатель | 1986 |
|
SU1374357A1 |
Реверсивный вентильный электродви-гАТЕль | 1979 |
|
SU813608A1 |
Устройство для управления вентильным электродвигателем, выполненным на базе синхронной машины | 1987 |
|
SU1636978A1 |
Вентильный двигатель | 1980 |
|
SU892594A1 |
Устройство для моделирования вентильного электродвигателя | 1988 |
|
SU1596357A1 |
Реверсивный вентильный электро-дВигАТЕль | 1979 |
|
SU803085A1 |
Изобретение относится к электротехнике. Целью изобретения является повышение точности стабилизации вращающего момента вентильного электродвигателя. Указанная цель достигается введением в вентильный электродвигатель формирователя 14 импульсов, запоминающего элемента 15 и резистор- ной оптронной пары 16. В результате на выходе сумматора 13 в межкоммутационный интервал формируется дополнительный управляющий сигнал, изменяющийся во времени по экспоненте и вводимый в основной закон управления выпрямителем 3 преобразователя частоты 2 синхронной машины 1. Это обеспечивает расщирение диапазона регулирования частоты вращения в область низких значений и повьш1ение точности ос-, танова электромехнического оборудования. 1 ил. i сл
Патент США № 4511827,кл.318-138, 1984 . | |||
Вентильный двигатель | 1980 |
|
SU892594A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1988-02-15—Публикация
1986-09-22—Подача