Геодезический нивелир-автомат на сельсинах Советский патент 1961 года по МПК G01C7/04 

Описание патента на изобретение SU139084A1

Известные геодезические нивелиры-автоматы на сельсинах, содержащие маятниковый или гироскопический датчик, интегрирующие счетно-решающее устройство, лентопротяжный механизм, светопишущий валик и отсчитывающий механизм, не обеспечивают необходимой точности нри определении высот и постоянства горизонтального масштаба профиля, так как лента, на которой пищется профиль, перемещается пропорционально пройденному пути, что приводит к непостоянству горизонтального масщтаба.

В предлагаемом нивелире-автомате механизм передачи для перемещения ленты-и отсчитывающего устройства выполнен в виде сельсинной электрической связи. Это обеспечивает повыщение точности и постоянство горизонтального масщтаба профили, улучщая качество записи.

На фиг. 1 изображена в двух проекциях конструкция интегрирующего счетно-рещающего устройства; на фиг. 2 - исполнительные механизмы движения ленты и системы отсчета; на фиг. 3 - схематическое изображение исследуемого участка местности.

Интегрирующее счетно-рещающее устройство, служащее для получения превыщений и горизонтальных проложений пройденного пути, содержит пустотелый щар /, насаженный на вал ротора сельсина-приемника 2, обороты которого пропорциональны пройденному пути, а также счетный ролик 3 превыщений и счетный ролик 4 горизонтальных расстояний. Сельсин-датчик 5 следящей системы пройденного пути связан с колесом экипажа. Корпус сельсина-приемника 2 жестко связан с вилкой 6, опирающейся на щарикоподшипники 7, расположенные на горизонтальной оси, проходящей через центр щара /, и перпендикулярной направлению движения экипажа. Одна из цацф вилки 6 проходит чергз внутреннее кольцо подщипника и посредством жесткой муфты связана с ротором сельсина-приемйика 8 следящей системы механизма гировертикали. Следовательно, ось вращения ротора сельсина-приемника 2

№ i 39084- 2 -следящего механизма пройденного пути постоянно находится в отвесном положении.

При горизонтальном полол ении рамы экипажа счетный ролик 3 находится на оси вращения шара /. Ролик же 4 при этом касается шара, обегая на шаре окружность радиусом R. Обороты ролика 3 определяются радиусом обегаемой им окружности на шаре и зависят от угла наклона а. Радиус окружности ролика 3 R---R-s na.

Если обозначить радиусы роликов . и 4 через г, обороты ролика через «1, ролика 4 - п, обороты шара , то

«, ., ,, R .

Ж - 7

Обороты шара / представляют собой пройденный наклонный путь 5, а обороты ролика 3 - превышение h.

Механизм, онределяющий превышение, будет показывать высоты пройденного пути

sina

Суммируя элементарные превышения, например, на участке АВ, находят превышение точки В над точкой А:

тт

лв- A/ii 2. ,

11

где т - число отрезков Д5г на участке АВ . При AS -- О hAB в

- s na-dS - интегральное вырах :ение высоты, определяемое счетно Арешающим устройством.

Число оборотов ролика 4, определяющее горизонтальное проложение пройденного пути:

п.. 2--R R .,п п

-гу- - «2 о R /i -cosa.

Тогда nz N---- cosa и горизонтальноепроложение Д /С-5 cosa, где

А1 и Л ., - масштабы соответственно наклонного

AIг

пути S и превышения h.

Отметки высот автоматически регистрируются на фотоленте, не указанной на чертеже, через каждые 100 м горизонтального проложения. При этом одновременно фиксируют и величину самого горизонтального проложения. Датчиком, задающим положение отвесной линии, является либо гироскоп, либо маятник, не изображенные на чертеже. Профиль записывается на фотоленте с помощью светопишущего валика 9, выполненного в виде цилиндра с диаметрально просверленными отверстиями. Над светопищущим валиком 9 установлен осветитель 10, свет от которого проходит через одно из отверстий в цилиндре, в зависимости от угла поворота валика, и падает на фотопленку, размещенную под валиком.

В результате движения фотопленки и поворота валика 9 на ней образуется прерывистая наклонная линия, изображающая в масштабе профиль местности. По желанию оператора нажатием кнопки отметка может быть зафиксирована в любой точке профиля, но не чаще, чем через 0,5 сек. времени, необходимого для зарядки конденсаторов осветителя 10.

Механизм передачи для перемещения фотолеиты и отсчнгывающего чстройства 11 выполнен в виде сельсигиюй электрической связи, пере ающей движение от счетных роликов 3, 4 интегрирующего счетнорешающего устройства. Перемотка пленки лентопротяжного механизма производится из кассеты в кассету. Освещение фотопленки осуществляется с помощью импульсных ламп со скоростью 5, сек. Ленга движется пропорционально горизонтальному проложению пройденного пути, благодаря чему горизонтальный масштаб всегда постоянен.

Предмет изобретения

Геодезический нивелир-автомат на сельсинах, содержащий маятниковый или гироскопический датчик, интегрирующее счетно-решающее устройство, лентопротяжный механизм, светопищущий валик и отсчитывающий механизм, отличающийся тем, что, с целью повыщения точности и постоянства горизонтального масщтаба профиля, в нем механизм передачи для перемещения ленты и отсчитывающего устройства выполнен в виде сельсииной электрической связи, передающей движение от счетных роликов интегрирующего счетно-решающего устройства.

- 3 -.NO 139084.

5)

N

со

5j

9hRB

Похожие патенты SU139084A1

название год авторы номер документа
Автоматический прибор для съемки плана и профиля пройденного пути 1933
  • Вертипорох Н.П.
SU42702A1
ТЕОДОЛИТ БЕЗ ЛИМБА И АЛИДАДЫ 1928
  • Харахнин А.В.
SU22278A1
Нивелир-автомат 1950
  • Дмитриев В.В.
SU93851A1
Прибор для записи профиля пройденного пути 1951
  • Дербенев С.И.
SU97433A1
Прибор для автоматической записи профиля забоя при драгировании 1980
  • Аганин Алексей Сергеевич
  • Мартыненко Олег Петрович
  • Обеднин Александр Константинович
  • Царегородцев Михаил Егорович
SU960381A1
Прибор для записи профиля трассы по стереомодели 1960
  • Федоров Г.К.
SU140994A1
НИВЕЛИР-АВТОМАТ 1971
SU295974A1
Работомер к двигателю машины, например, трактору 1955
  • Шхвацобая Г.Я.
SU106629A1
Устройство автоматического определения глубины дорожной колеи 2023
  • Таутиев Ислам Магомедович
RU2803018C1
Система определения скорости локомотива 2023
  • Чернявец Владимир Васильевич
RU2809393C1

Иллюстрации к изобретению SU 139 084 A1

Реферат патента 1961 года Геодезический нивелир-автомат на сельсинах

Формула изобретения SU 139 084 A1

SU 139 084 A1

Авторы

Стародумов Ю.Н.

Даты

1961-01-01Публикация

1960-04-04Подача