Изобретение относится к машине- строению и может быть использовано в широком круге механизмов5где необходимо передавать крутящий момент только в одном направлении от ведущего вала к выходному, .ведомому и не допускается передача крутящего момента р противоположном направлении - от ведомого к ведущему, при сохранении вида движения и передаточного отношения единице.
Целью изобретения является расширение технологических свойств за счет придания ей свойств необратимой передачи, момента.
На фиг. 1 изображена поводковая муфта; фиг. 2 - сесение А-А-на |иг, 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1.
Муфта состоит из ведущей полум ф- ты i, установленной в подшипнике 2j и ведомой полумуфты 3, установленной в подшипнике 4. Подшипники 2 и 4 установлены в корпусе 5. Ведущая полу- муфта 1 снабжена пальцем 6, который входит в паз ведомой полумуфты 3 и расположен на расстоянии 1 от оси муфты. Подшипники 2 и 4 подобраны с такими параметрами г и f, что их радиусы кругов трения различны, выполняется условие, что подшипник 2 ведущей полумуфты имеет ра,циус круга трения меньше, чем радиус круга трения ведомой муфты. Палец 6 распо- ложен на расстоянии 1 , которое определяется из соотношения
r,f,,,
где г к r,j - радиусы внутреннего
диаметра кольца под-шипника ведущей и ведомой полумуфт, соот- вественно; f и fi - коэффициенты трения
материалов подшипни- ков ведуш,ей и ведомой полумуфт, соответственно.
Муфта работает следующим образом Когда вращаюш 1Й момент приложен к ведущей полумуфте 1, он посредством пальца 6 передается на полумуфту 3 в виде силы F, приложенной к плечу 1. Эта сила действует в подшипниковом узле ведомого вала и по правилам теоретической механики мо жет быть заменена вращшощим моментом Fe и силой F, линия действия которой проходит через ось муфты
(фиг. 3),При этом в подшипниковом узле возникает момент трения, который вызывает смещение реакции на величину ) где . смещение реакции, f коэффициент тре- ьшя движения, г - радиус вала ведомой полумуфты. Окружность, описанная радиусом, равным смещению реакции, является окружностью трения.
Таким образом, на ведомый вал действуют два момента - действующий момент Fe и противодействующий ему момент трения ., Очевидно, что если РЙ. или, что равнозначно, если- й, то ведомый вал муфты будет вращаться.
Второй случай, когда вращающий момент приложен к ведомой полумуфте 3 и передается на ведущую 1, т.е. CHJja F прилолсенная к пальцу 6, расположенному на расстоянии 1 от оси муфты, действует в подшипниковом узле ведущего вала и тоже может быть заменена вращающим моментом Fe и силой F, линия действия которой проходит через ось муфты (фиг.2). При этом в подшипниковом узле возникает момент трения, который вызывает смещение реакции R--F на величину , где AI смещение реакции, fJ - коэффициент трения движения, т -. радиус вала ведущей полумуфты.
Аналогично с подшипниковым узлом ведомого вала на ведущий вал в сечении Б-Б действует два момента - действующий момент Fe противодействукг- шдй ему момент трения . Если или, что то же, /)f.г, 1, то действуюш 1й момент не может повернуть ведущую полумуфту так как происходит заклинивание вращательной пары и проявляется эффект самоторможения.
Таким образом, предлагаемая поводковая муфта обеспечивает необрати мую (самотормозящую) передачу вращательного движения с ведущего на ведомое звенья механизмов с постоянным передаточным отношением 1:1 простыми конструктивными средствами с сохранением вида передаточного движения - вращательного. Формула изобретения
Поводковая муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, соединенные посредством пальца, закрепленного в одной из полумуфт и размещенного в пазу, выполненном в другой
31А08
полумуфте, отличающаяся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей за счет придания ей свойств необратимой переда- , чи момента, она снабжена корпусом с подшипниками, в которых размещены ведущая и ведомая полумуфты, а палец расположен в ведущей полумуфте относительно оси муфты на.расстоянии, ю определяемом соотношением
,;f,, де г и г2 - радиусы внутреннего
диаметра кольца подшипника ведущей ,и ведомой полумуфт, соответствен- но;
f и f - коэффициенты трения материалов подшипников ;i ведущей и ведомой полумуфт, соответственно.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Необратимая муфта | 1984 |
|
SU1638395A1 |
УРАВНОВЕШЕННАЯ ШАРНИРНО-ПОВОДКОВАЯ МУФТА | 2001 |
|
RU2207267C2 |
Привод клети стана холодной прокатки труб | 1979 |
|
SU884761A1 |
УГЛОВАЯ ЗУБЧАТАЯ МУФТА ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ВАЛОВ | 2009 |
|
RU2418211C1 |
ПОДЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО | 2007 |
|
RU2412836C2 |
Предохранительная упругая муфта | 1987 |
|
SU1439311A1 |
Винтовой забойный двигатель | 2002 |
|
RU2224078C2 |
Опорно-рамный тяговый привод локомотива | 1978 |
|
SU749717A1 |
ЗУБЧАТО-ПОВОДКОВАЯ МУФТА | 1968 |
|
SU211968A1 |
Предохранительная муфта С.Г.Нагорняка | 1984 |
|
SU1191646A1 |
Изобретение относится к машино- строешпо и может быть использовано в механизмах дтхя передачи момента только в одном направлении. Цель - расширение эксплуатационных возможностей путем придания свойств необратимой передачи поводковой муфте. Муфта содержит ведущую 1 и ведомую 3 полумуфты, установленные в подшипниках 2 и 4, размещенных в корпусе 5. Палец 6, соединяющий полумуфты, установлен на таком расстоянии X от оси, что передает момент от ведущей полумуфты 1 к ведомой 3. При передаче вращения в обратном направлении произойдет заклинивание (эффект самоторможения) пальца, т.к. он размещен внутри круга трения ведомой полумуфты и вне круга трения ведущей полумуфты. 3 ил. с е (Л 4 О ЭО
.2
Фиг.5
Левин И.Я | |||
Справочник конструктора точных приборов | |||
- М.: Оборон- гиз, 1962, с | |||
Замкнутая радиосеть с несколькими контурами и с одной неподвижной точкой опоры | 1918 |
|
SU353A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Поводковая муфта | 1976 |
|
SU596752A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-07-07—Публикация
1986-06-23—Подача