12
/5
15
00
со ;о
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим машинам, имеющим враш,ающийся в подшипниковых опорах ротор, и может быть использовано для закрепления вала ротора или якоря с целью предохранения подшипников от повреждения при транспортировке.
Цель изобретения - расширение эксплуатационных свойств путем обеспечения возможности его использования для электродвигателей с одним выступаюш,им концом вала ротора.
На чертеже изображен общий вид предлагаемого устройства для предотвращения пластического деформирования подшипников качения электродвигателя при его транспортировке и подши.пниковый узел электродвигателя, разрез.
Устройство содержит жесткий элемент 1 в виде гайки, прикрепленной к профилированной tHre2, выполненной в виде изогнутой полосы. На концах тяги имеются штыри 3, например, в виде заклепок. Соосно с при- крегмеиным жёстким элементом 1, в тяге 2 имеется отверстие 4, через которое в жесткий элемент 1 ввернут болт 5 с контргайкой 6. Болт 5 вставлен а центровое отверстие 7 вала 8 электродвигателя. Штыри 3 вставлены в отверстия 9 наружной крышки подшипниковой 10, которая прикреплена к щиту подшипниковому 1 электродвигателя. К другому торцу щита прикреплена внутренняя крышка 12 подшипника. Подшипник качения содержит внутреннее кольцо 13 с дорожкой качения 14, наружное кольцо 15 с дорожкой качения 16 и шарики 17.
Устройство для реализации предлагаемого способа работает следующим образом.
В наружной крышке подшипниковой 10 сверлят два отверстия 9, диаметром больше штырей 3. После испытания и покраски электродвигателя и консервации свободного конца вала, перед транспортировкой в отверстия 9 в крышке подшипниковой Ш вставляют штыри 3 и жесткий элемент 1 устанавливают против центрового отверстия 7 в торце вала 8. При этом отверстия в крышке располагают в радиальном направлении, Предварительно ввернутый болт 5 с контргайкой 6 заворачивают до упора болта в центровое гнездо и тарированным ключом затягивают болт 5 контргайкой 6. В таком виде транспортируют электродвигатель до потребителя, а снимают устройство в обратном порядке.
При закорачивании болта 5 смещается в осевом направлении вал 8. Но так как внутреннее кольцо 13 шарикоподшипника посажено на вал 8 с натягом, то оно также будет смещаться в том же направлении и боковой стенкой дорожки качения 14 давит на шарики 17, которые в свою очередь, давят на боковую стенку дорожки качения 16 наружного кольца 15. При наличии зазора между торДом в-нутренней крышки 12 и торцом шарикоподшипника, наружное кольцо 15 сместится до упора в торец внутренней крышки подц1Ипниковой 12. При дальнейшем смещении вала дорожки качения 14 и 16 будут заклинивать шарики 17 и таким образом устранится радиальный зазор в шарикоподшипнике между дорожками качения и шариками. При этом вал защемляется в двух местах, в плоскости расположения шариков и на конце, где конец вала контактирует с тягой 2. Это обеспечивает фиксирование
0 вала относительно неподвижных частей электродвигателя. При отсутствии радиального зазора в подшипнике не будет ударной нагрузки на дорожки качения, т. е. в нижней части подшипника шарики не будут ударять по дорожке качения 16 наружного кольца
5 подшипника, а нижняя часть дорожки 14 внутреннего кольца не будет ударять по шарикам, находящимся в нижней части подшипника под действием веса ротора электродвигателя, а также вибраций и ударов жеп лезнодорожной платформы. При отсутствии ударной нагрузки на дорожки подшипника качения не будет пластической деформации этих дорожек, т. е. не будут повреждаться подшипники качения электродвигателя. А имеющее место статическая и динамическая нагрузки только образуют упругие деформации поверхности дорожек подшипников качения электродвигателя, т. е. не повреждают подшипников.
Использование предлагаемого способа и устройства для его осуществления позво0 ляет предотвратить пластическое деформирование дорожек колец подщипников качения при транспортировке электродвигателей. Кроме этого, устранение осевого люфта ротора и его фиксирование позволяет при транспортировке размещать электродвигатели направлением оси вдоль железнодорожной платформы. При этом отдельные типоразмеры двигателей разместятся на платформе в большем количестве, чем если размещать их поперек платформы. Это позво0 ляет экономить транспортные расходы и освободятся платформы для других перевозок. Пример. Электродвигатели серии 4А225 (двигатели трехфазные короткозамкнутые асинхронные общего назначения серии 4А с высотой оси вращения 225 мм и массой
355 кг) -транспортируют потребителю на железнодорожных платформах и устанавливают электродвигатели осью поперек платформы. При этом на платформу помещается 66 электродвигателей. В результате вибраЦий и ударов при транспортрОБке электродвигателей на дорожках колец подщипников качения в нижней части появляются вмятины, следы ударов роликов или шариков, т. е. происходит пластическое деформирование дорожек колец подшипниковых и последую5 щая выбраковка электродвигателей потребителем.
Для предотвращения потерь в наружной крыщке подшипниковой диаметрально про5
тивоположно no наружной цилиндрической поверхности сверлят два радиальных отверстия диаметром 8,5 мм и изготовляют приспособление, состоящее из полосы размером 30X6 мм с тремя отверстиями. Одно на средине диаметром 12,5 мм и два по краям диаметром мм. Соосно с центральным отверстием приваривают гайку М12 и вворачивают в нее болт М12 X 40 с контргайкой. А в крайние отверстия забивают заклепки 0 8 мм, и изгибают полосу по V-образной форме. Перед транспортировкой устанавливают это приспособление на двигатель, как показано на фиг. 1, и смеща ют вал вворачиванием болта. После затяжки болт за- контривают. При этом за счет смещения внутреннего кольца шарикоподшипника вместе с валом заклинивают шарики между беговыми дорожками внутреннего и наружного колца подшипника. Таким образом устраняют осевой зазор & подшипниках на время транспортировки электродвигателя. При таком фиксировании вала устраняется возможность смещения подвижных частей электродвигателя в любом направлении и соответственно предотвращается возможность повреждения подщипников качения при транспортировке электродвигателя. Если вал зафиксирован, то электродвигатели на платформе можно устанавливать осью вдоль платформы. Это позволяет разместить на платформе не 66, а 86 электродвигателей. После транспортировки приспособление снимают.
Экономическая эффективность при использовании предлагаемых технических ре- щений обеспечивается за счет увеличения моторесурса двигателя до ремонта, вследствие сохранности подшипников качения, за счет уменьшения командировочных расходов по рекламациям, и за счет уменьшения транспортных расходов, так как на платформу можно поместить не 66, а 86 электродвигателей, т. е. на 20 электродвигателей больше
Формула изобретения
1. Способ предотвращения пластического деформирования подшипников качения элект
0
родвигателя при его транспортировке, заключающийся в осевом смещении колец шарикоподшипников друг относительно друга до получения натяга определенной величины между телами качения и кольцами подшипников, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных свойств путем обеспечения возможности использования для электродвигателей с одним выступающим концом вала ротора, осевое смещение 0 колец осуществляют путем непосредственного внешнего силового воздействия на вал ротора симметрично приложенной относительно его оси нагрузкой, причем относительное смещение колец осуществляется до исключающего вращение заклинивания тел качения между кольцами.
2.Устройство для предотвращения пластического деформирования подщипников качения электродвигателя при его транспортировке, содержащее средство внещнего силового воздействия на вал ротора, связанное с последним и корпусом, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных свойств путем обеспечения возможности использования для электродвигателей с одним выступаюшим концом вала ротора, средство внешнего силового воздействия на вал ротора выполнено в виде жестко связанного концами в осевом направлении с корпусом профилированного элемента, установленного с возможностью контакта
0 своей средней частью с торцом вала ротора и расположенного симметрично относительно оси последнего.
3.Устройство по п. 2, отличающееся тем, что оно снабжено средством для осуществления изменения величины натяга между
5 кольцами и телами качения, выполненным в виде резьбового элемента, установленного в отверстии, выполненном в средней части профилированного элемента, с воз.мож- ностью осевого перемещения и контактирования с торцом вала ротора.
4.Устройство по п. 2 или 3, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности блокировки, продольная ось профилированного элемента расположена в вертикальной плоскости.
5
0
Изобретение относится к электромашиностроению, а именно к электрическим машинам, имеющим вращающийся в подшипниковых опорах ротор, и может быть использовано для закрепления вала ротора или якоря для предохранения подшипников от повреждения при транспортировке. Цель изобретения - расширение эксплуатационных свойств путем обеспечения его использования для электродвигателей с одним выступающим концом вала ротора. Относительное смещение колец подшипников осуществляется путем непосредственного внешнего силового воздействия на выступающий конец вала 8 ротора симметрично приложенной относительно его оси нагрузкой, причем смещение колец 13 и 15 осуществляют до полного заклинивания щариков 17 между ними. Средством для реализации данного способа является жесткий элемент 1 V-образной формы, концы которого жестко (в осевом направлении) связаны с корпусом, а средняя часть расположена с возможностью взаимодействия с торцовой поверхностью вала 8 через средства регулировки величины натяга резьбового типа. 3 з. п. ф-лы, 1 ил. (Л
Устройство для закрепления вала электромашины при транспортировке | 1979 |
|
SU859702A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1988-07-30—Публикация
1985-03-19—Подача