Изобретение относится к устройствам управления коробкой передач, в частности к тем, которые используют в коробках передач транспортных ма- шин.
Известно устройство управления коробкой передач, содержащее корпус, в котором размещен рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со што- ком, полости KOTopoi o сообщены пнев- молиниями с Источником давления через электромагнитные клапаны, обмот ки которых соединены с источником питания, переключателем и нормально разомкнутым контактом включения сцепления.
Эти устройства не обеспечивают нейтрального положения делителя, что приводит к дополнительному расходу топлива, увеличению шумности и снижению срока службы из-за вращения промежуточного вала и шестерен коробок передач. В свою очередь, включение привода делителя при малых да- влениям в системе может привести к дополнительным нагрузкам на шестерни коробки передач, включение которых может быть не обеспечено при перемещении элементов синхронизатора, и те самым к снижению срока службы, при этом расход воздуха для функционирования привода делителя может привести к аварийной ситуации, поскольку источник давления используют для функционироваьшя тормозов транспорт ного средства.
Цель изобретения - повьшение срок службы, надежности работы устройства
управления коробкой передач.
Указанная цель достигается тем, что устройство управления коробкой передач, содержащее корпус, в котором размещен рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, по- лости которого сообщены пневмоли- ниями с источником давле1шя через электромагнитные клапаны, обмотки которых соединены с источником питания, переключателем и нормально ра- зомкнутым контактом включения сцепления, снабжено пружиной, размещенной между поршнем и внутренней поверхностью крьшжи пневмоцилиндра, реле, датчиком блокировки и концевым вы- ключателем, при этом источник питани соединен с реле, обмотка которого соединена с датчиком блокировки, воздушная полость которого соединена
п-
.
JQ15 20 25зо
а
.„
40
45 Qjя 35
с источником давления и с пневмоци- линдром, а контакт соединен с концевым выключателем, установленным на штоке пневмоцилиндра и нормально разомкнутым контактом сцепления, которые соединены с переключателем.
Кроме того, в нем дополнительно установлены размещенные в расточке корпуса пневмоцилиндра чашки, между которыми расположены концентрично установленные пружины.
Устройство также дополнительно снабжено контрольной лампой переключения делителя коробки передач и датчиком контрольной лампы, при з I OM контрольная лампа и датчик соединены с реле и источником питания.
На фиг. 1 схематично изображена коробка передач; на фиг. 2 - схема управления коробкой передач; на фиг. 3 - электрическая схема устройства.
Устройство управления коробкой передач содержит корпус 1 (фиг. 1), прикрепленный к картеру 2 коробки передач.
В картере 2 установлен первичный вал 3. На первичном валу 3 выполнена ступица 4 синхронизатора 5 (фиг. 2)-. На первом валу 3 установлена шестерня 6 . На подшипнике 7 установлен вторичный вал 8. На вторичном валу 8 установлена шестерня 9. Шестерни 6 и 9 зацеплены с колесами 10 и 11 соответственно. Колеса 10 и 11 закреплены на промежуточном валу 12. На валу закреплены колеса 13 и 14, зацепленные с шестернями 15 и 16, установленными на вторичном валу 8. На валу 8 установлена шестерня 17, зацепленная с зубьями, выполненньми на промежуточном валу 12. На ступице 18 установлена шестерня 19, которая имеет возможность зацепления с перемещаемой по оси 20 шестерней 21, зацепленной с зубьями, выполненными на промежуточном валу 12.
В корпусе 1 размещен рычаг 22 переключения передач и пневмоцилиндр 23. В корпусе 24 пневмоцилиндра 23 и корпусе 1 установлен шток 25 с вилкой 26, обеспечивающий перемещение муфты 27 синхронизатора 5. На штоке 25 установлен поршень 28. Поршень 28, корпус 24 и крьшжа 29 ограничи- вёют полости 30 и 31. Полости 30 и 31 сообщены трубопроводом 32 (фиг. 2) с источником 33 давления через эле
ктромагнитные клапаны 34 и 35. Полости 30 и 31 соединены с атмосферой.
Обмотки 36 и 37 (фиг. 3) имеют возможность соединения с источником 38 питания. Обмотки 36 и 37 соединен с переключателем 39.
Педаль 40 сцепления имеет возможность взаимодействия с нормально разомкнутым контактом 41.
Переключатель 39 установлен на рычаге 22, который имеет возможность взаимодействия с поводками 42-44, , Закрепленными на штоках 45-47 соответственно. На штоках 45-47 закреплены вилки 48-50, которые имеют возможность взаимодействия с муфтой 51 шестернями 19 и 21.
Устройство управления коробкой передач снабжено пружиной 52, уста- новленной между чашками 53 и 54, раз мещенными в расточке 55 пневмоцилинд ра 23. Между чашками 53 и 54 установлена пружина 56. Пружины 52 и 54 обепечивают нейтральное положение дели- теля, о котором сигнализирует лампа 57, в цепи которой установлен датчик 58.
Устройство управления ко робкой передач снабжено репе 59, контакт 60 и обмотка 61 которого соединены с источником питания 38. Обмотка 61 соединена с датчиком 62 блокировки включения делителя. Датчик 62 установлен на трубопроводе 32. Контакт 60 соединен с контактом 41 и выключателем 63, реагирующим на крайние положения штока 25. На штоке 25 выполнены лыски 64. Концевой выключатель 63 и нормально разомкнутый контакт 41 соединены с переключателем 39.
.Устройство управления коробкой передач функционирует при достижении определенной величины давления в источнике 33. В этих условиях сра- батьшает датчик 62, цепь обмотки 61 будет разомкнута. В свою очередь контакт 60 будет замкнут. Следовательно, при снижении давления контакт 60 будет разомкнут.
При включении любой из передач в коробке передач сцепление выключено и тем самым нет взаимодействия педали 40 на нормально разомкнутый контакт 41. Водитель, выбрав передачу, устанавливает одно из положений переключателя 39 и переводит рычаг 22 переключения передач в од0
5
0 5
но из положений. При нажатии ка педаль 40 сцепления происходит замыкание контакта 41, что обеспечивает запитку одной из обмоток 36 и 37 злектропневматических клапанов 34 и 35 соответственно. Срабатывание одного из электромагнитных клапанов 34 и 35 приводит к пост ттлению воздуха из источника 33 давления в полости 30 и 31 соответственно. Шток 25 перемещается в ту или иную сторону, замыкает концевой выключатель 63 и размыкает цепь лампы 57 по снгналу датчика 58. После того как погаснет контрольная лампа 57, можно включать сцепление так как процесс включения делителя закончен.
Для переключения с одного диапазона на другой нужно выключить сцепление, переместить рычажок переключателя 39 из одного положения в другое и после того как погаснет контрольная лампа 57, включить сцепление. Аналогично происходит переключение с одной передачи на другую.
При переключении электропневматических клапанов 34 и 35 без выключения сцепления шток 25 пневмоци- линдра 23 занимает нейтральное положение и контрольная лампа 57 загорается. Включение делителя происходит при нажатии педали 40 сцепления.
Использование изобретения позволит сократить потери мощности как на создание давления в источнике 33 давления, поскольку переключение не может быть обеспечено вплоть до определенной величины давления и тем самым не может произойти стравливание накачиваемого воздуха через полости 30 и 31 при неправильных действиях водителя, так и на перемешивание масла в картере коробки пере-
5 дач, поскольку при нейтральном положении делителя , нет вращения промежуточного вала 12 и шестерен 6, 9, 15, 16, 17 и 21, зацепленных с колесами 10, 11, 13 и 14, установленными
0 на нем, и зубьями, вьшолненными на
0
5
0
промежуточном валу 12. Исключение вращения упомянутых деталей обеспечит снижение шумности при работе коробки передач, а также скажется на 55 повышении срока службы, причем этому особенно способствует включение делителя при определенном давлении в источнике 33, что обеспечит надежное включение делителя. Надежное
1418100 56
включение делителя в свою очередь чника 33 давления, так и повышению способствует как снижению расхода - надежности работы устройства управле- рабочего тела, поступающего из исто- ния коробкой передач.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления трансмиссией транспортного средства | 1985 |
|
SU1468788A1 |
Система управления составной коробкой передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1710377A1 |
Устройство управления коробкой передач | 1990 |
|
SU1773751A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2077997C1 |
Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства | 1977 |
|
SU791561A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2253781C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ ЧЕРЁМУШКИНА О.В. | 2008 |
|
RU2396185C1 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1652115A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2226160C2 |
Самоходная машина для внесения минеральных удобрений | 1987 |
|
SU1653582A1 |
52 гц гв J/
Ш
т/
Д1Г
2J
Фиг.
Проспект фирмы Zahnradfabrik, 1970. |
Авторы
Даты
1988-08-23—Публикация
1984-04-28—Подача