Изобретение относится к транспортному машиностроению v может быть использовано в системах управления коробкой передач транспортных средств.
Известно устройство управления коробкой передач, содержащее корпус, в котором размещен рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, обмотки которых соединены с источником питания, переключателем и нормально разомкнутым контактом выключения сцепления (авт.св. Nfe 1418100, кл. В 60 К 41/00, 1984).
Недостатком данного устройства является необходимость в периодической регулировке положения упомянутого контакта выключения сцепления по мере износа ведомого диска сцепления с целью обеспечения соответствия положения выключенного сцепления замкнутому состоянию контакта, поскольку в противном случае возможно включение передачи при неполностью выключенном сцеплении, что приводит к преждевременному выходу из строя деталей системы управления коробкой передач и самой коробки.
Цель изобретения - повышение надежности системы управления коробкой передач путем обеспечения полного выключения сцепления при переключении передач.
Указанная цель достигается тем, что в устройстве управления коробкой передач, содержащем корпус, в котором размещены рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, электрическая цепь питания которых снабжена переключателями и нормально разомкнутым датчиком выключения сцепления, муфту выключения сцепления, размещенную с возможностью взаимодействия с выжимным подшипником сцепления и рычагом привода сцепления, муфта выключения сцепления выполнена в виде двух подвижных относительно друг друга частей, блокирующихся при выключении сцепления. При
этом в одном случае муфта выключения сцепления выполнена в виде корпуса, связанного с рычагом привода сцепления, и поршня, размещенного в корпусе с возможностью взаимодействия с выжимным подшипником сцепления, при этом в корпусе выполнен канал, соединяющий две полости, образованные корпусом и поршнем, канал снабжен клапаном, размещенным с возможностью взаимодействия с упором при включенном сцеплении. Во втором случае муфта выключения сцепления выполнена в виде муфты свободного хода, ведущая часть которой связана с рычагом привода сцепления, а ведомая - с выжимным подшипником сцепления.
На фиг. 1 представлена схема устройства управления коробкой передач; на фиг.2 - муфта выключения сцепления с гидростатическим взаимодействием между подвижными частями; на фиг.З - то же с механическим взаимодействием между подвижными частями.
Устройство управления коробкой передач содержит корпус 1, в котором размещен рычаг 2 переключения передач и пневмоцилиндр 3 со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями 4 с источником 5 давления через электромагнитные клапаны
6, обмотки которых соединены с источником питания через переключатели 7 и нормально разомкнутый датчик 8 выключения сцепления, соединенный с рычагом выключения 9, воздействующим на муфту выключения
сцепления 10, которая, в свою очередь, воздействует на рычаги выключения 11, удерживаемые во включенном положении сцепления нажимными пружинами 12. Муфта выключения сцепления 10 состоит из двух
подвижных друг относительно друга частей с гидростатическим либо механическим взаимодействием между ними. В первом случае муфта 10 содержит корпус 13, связанный с рычагом привода сцепления 9, и поршень
14, связанный с выжимным подшипником 15. При этом поршень 14 и корпус 13 могут двигаться друг относительно друга. Поршень 14 делит внутреннее пространство корпуса 13 на две полости А и Б, соединенные каналом 16, который может перекрываться клапаном 17, открывающимся при воздействии на него упором 18. Клапан 17 поджимается пружиной 19. Поршень 14 и корпус 13 разжимаются пружиной 20.
Во втором случае муфта выключения сцепления 10 представляет собой рычаг 21, поджатый вместе с подшипником 15 к рычагам 11 пружиной 22, и рычаг привода сцепления 9, блокировка которого с рычагом 21 осуществляется посредством муфты свободного хода 23. В исходное положение рычаг 9 возвращается пружиной 24.
Работает устройство следующим образом.
При необходимости переключить передачу водитель устанавливзет переключатель 7 в требуемое положение. При этом напряжения на клапанах 6 не будет до тех пор, пока рычаг привода сцепления 9 не выключит сцепление и не замкнет контакты датчика 8.
При включении сцепления толкатель клапана 17 муфты с гидростатическим взаимодействием открыт упором 18 и сообща- ет полости А и Б, заполненные жидкостью. Таким образом, положение рычага привода сцепления 9 зависит лишь от положения корпуса 13, которое определяется упором 18. При воздействии рычага 9 на корпус 13 он начинает смещаться, клапан 17 под действием пружины 18 закроется, в полости Б будет замкнутый объем жидкости. Таким образом, муфта 10 будет сблокирована и выключение сцепления произойдет обычным образом. При включении сцепления рычаги выключения сцепления 11 под действием нажимных пружин 12 установят поршень 15 в положение, соответствующее изношенным накладкам. При этом пружина 20 переместит корпус 13 до упора 18, обеспечивая таким образом постоянное положение рычага привода сцепления 9 относительно датчика выключения сцепления 8.
В случае муфты выключения сцепления с механическим взаимодействием при вы- ключении сцепления муфта свободного хода 23 блокирует рычаги 9 и 21 и выключение сцепления происходит обычным образом, При включении сцепления муфты 23 не заблокирована, и рычаг 9 возвращается до упора в картер пружиной 24, а рычаг 21 нажимными пружинами 12 через рычаги 11, обеспечивая таким образом постоянное вне зависимости от износа накладок положение рычага привода сцепления 9, что позволяет гарантировать исключение процесса переключения передач при невыключенном сцеплении.
Изобретение позволяет исключить регулировку положения датчика-выключения сцепления в зависимости от износа накладок, повышая тем самым надежность системы управления коробкой передач.
Формула изобретения
1.Устройство управления коробкой передач, содержащее корпус, в котором размещены рычаг переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с источником давления через электромагнитные клапаны, электрическая цепь питания которых снабжена переключателями и нормально разомкнутым датчиком выключения сцепления, муфту выключения сцепления, размещенную с возможностью взаимодействия с выжимным подшипником сцепления и рычагом привода сцепления, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности системы управления коробкой передач путем обеспечения полного выключения сцепления при переключении передач, муфта выключения сцепления выполнена в виде двух подвижных одна относительно другой частей, блокирующихся при выключении сцепления.
2.Устройство по п.1, о т л и ч а ю ще е- с я тем, что муфта выключения сцепления выполнена в виде корпуса, связанного с рычагом привода сцепления, и поршня, размещенного в корпусе с возможностью взаимодействия с выжимным подшипником сцепления, при этом в корпусе выполнен канал, соединяющий две полости, образованные корпусом и поршнем, канал снабжен клапаном, размещенным с возможностью взаимодействия с. упором при включенном сцеплении,
3.Устройство по п.1. о т л и ч а ю щ е е- с я тем, что муфта выключения сцепления выполнена в виде муфты свободного хода, ведущая часть которой связана с рычагом привода сцепления, а ведомая - с выжимным подшипником сцепления.
//
ь
s ./:./.
7 / / /// / I / / / / 7 /r
ie ,11 /12
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления двухпоточной муфтой сцепления транспортного средства | 2015 |
|
RU2622438C2 |
Устройство управления трансмиссией транспортного средства | 1985 |
|
SU1468788A1 |
Устройство управления коробкой передач | 1984 |
|
SU1418100A1 |
Система управления муфтой сцепления транспортного средства | 2017 |
|
RU2645514C1 |
Двойное автомобильное сцепление | 2020 |
|
RU2753044C1 |
СИСТЕМА КОМБИНИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ И СЦЕПЛЕНИЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1986 |
|
SU1389170A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1986 |
|
SU1414670A1 |
Пневмосистема управления коробкой передач | 1983 |
|
SU1156934A1 |
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА | 2001 |
|
RU2190771C1 |
Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства | 1990 |
|
SU1787819A1 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в системах управления коробкой передач. Цель изобретения - повышение надежности системы управления коробкой передач путем обеспечения полного выключения сцепления при переключении передач. Устройство управления коробкой передач содержит корпус 1, в котором размещены рычаг 2 переключения передач и пневмоцилиндр со штоком, полости которого сообщены пневмолиниями с источником 5 давления через электромагнитные клапаны 6, электрическая цепь питания которых содержит переключатели 7 и нормально разомкнутый датчик 8 выключения сцепления,
/
1k
Риг.г
П
гз
Устройство управления коробкой передач | 1984 |
|
SU1418100A1 |
Авторы
Даты
1992-11-07—Публикация
1990-05-28—Подача