Устройство управления трансмиссией транспортного средства Советский патент 1989 года по МПК B60K41/22 

Описание патента на изобретение SU1468788A1

11468788

Изобретение относится к устройствам для комбинированного управления приводами транспортного средства, в частности сцеплением и передачей.

Цель изобретения - облегчение управления при повьшенйи срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы устройства управления трансмиссией транспортного сред- JQ ства„

На фиг.1 изображена трансмиссия транспортного средства, общий вид на фиг.2 - электропневматическая схема устройства управления трансмиссией 5 транспортного средстваj на - принципиальная электрическая схема устройства; на фиг.4 - схема переключения передач; на фиг.5 - рукоятка рычага переключения передач с пе- 20 рекпючателем делителя.

Устройство управления трансмиссией транспортного средства содержит сцепление 1 (фиг.1), привод выключения которого оснащен камерой 2 пнев- 25 моусилителя, механическую коробку 3 передач. Сцепление 1 установлено в картере 4, прикрепленному к корпусу , 5 двигателя внутреннего сгорания, к маховику 6 которого через нажимной д диск 7 прижат пружинами 8 ведомый диск 9., Ведомый диск 9 шлицами соединен с ведомым валом 10 сцепления 1. На шлицах ведомого вала 10 расположен фланец 11 крепления карданного вала (не показан), соединяющего 35 сцепление 1 с коробкой 3 передач.

Шток 12 (фиго 2) камеры 2 пневмо- усилителя кинематически связан с вилкой 13 выключения сцепления 1. Вилка 13 имеет возможность взаимодействия с муфтой выключения сцепления 1, которая имеет возможность взаимодействия с упорным кольцом 1 А. К послед- ,

45

нему прижаты отжимные рычаги 15.

В картере 16 коробки передач 3 установлен первичньй вал 17, на котором вьтолнена ступица 18 синхронизатора 19 и установлена шестерня 20. В первичном вале 17 расположен подшипник Q 21, на который оперт вторичньй вал 11. На вторичном вале 22 установлена шестерня 23. Шестерни 20 и 23 зацеплены с колесами 24 и 25 соответственно Колеса 24 и 25 закреплены на про- межуточном вале 26. На последнем закреплены колеса 27 и 28, зацепленнбш с шестернями 29 и 30, установленными, на вторичном вале 22. На вале 22 ус

5 0

5 д 5

5

Q

тановлена шестерня 31, зацепленная с зубьями, выполненными на промежуточном вале 26. На ступице 32 установлена шестерня 33, имеющая возможность зацепления с перемещаемой по оси 34 шестерней 35, зацепленной с зубьями, выполненными на промежуточном вале 26.

В корпусе 36 размещен рычаг 37 переключения передач и пневмоцилиндр 38. В корпусе пневмоцилиндра 38 и в корпусе 36 установлен шток 39 с вилкой 40, обеспечивающей перемещение муфты 41 синхронизатора 19. На штоке 39 установлен поршень 42. Поршень 42, корпус 38 и крышка 43 ограничивают полости 44 и 45. Полости 44 и 45 имеют возможность сообщения трубопроводом 46 (фиг.2) с источником 47 давления через электромагнитные клапаны 48 и 49. Полости 44 и 45 сообщены с атмосферой.

Обмотки 50 и 51 (фиг.З) имеют возможность сообщения с источником 52 питания, они соединены с переключателем 53. Педаль 54 сцепления 1 в конце своего перемещения имеет возможность взаимодействия с нормально разомкнутым контактом 55. Переключатель 53 установлен на рычаге 37. Рычаг 37 имеет возможность кинематической связи с муфтой 56, шестернями 33 и 35.

Устройство управления трансмиссией транспортного средства снабжено пружиной 57, установленной между чашками 58 и 59, размещенными в расточке пневмоцилиндра 38. Такое конструктивное вьшолнение обеспечивает нейтральное положение муфты 41 и тем самым делителя коробки передач. В связи с этим не нужно держать ногу на педали 54 сцепления 1 при останов- ленном на передаче транспортном средстве, например перед светофором. В свою очередь, это обеспечивает снижение потерь в коробке передач 3, поскольку нет вращения ее шестерен на стоянке транспортного средства, например при эксплуатации в осенне-зимний период, когда двигатель длительное время работает для обогрева. Это обеспечит уменьшение расхода топлива.

Устройство снабжено реле 60 и датчиком 61 блокировки, реагирующим на давление .в пневмоприводе усилителя ,сцепления 1. Весштоковая полость 62 пневмокамеры 2 соединена с источни . 1468788

ком 47 воздуха и полостью датчика 61, Устройство снабжено выключателями: нормально замкнутым 63 и нормально разомкнутым 64, имеющими возможность взаимодействия со штоком 39 пневмо- цилиндра 37о

Источник 52 питания соединен через нормально замкнутьй выключатель 63 с обмоткой 65 реле 60. Обмотка .65 ре- JQ ле 60 соединена с переключателем 53 через последовательно соединенные нормально разомкнутый контакт 55, имеющий возможность взаимодействия с педалью 54 сцепления 1 в конце ее 5 перемещения, и датчик 61 блокировки, реагирующий iia давление в камере 2 пневмоусилителя привода выключения сцепления 1, с переключателем 53, Переключатель 53 соединен через контакт 20 66 реле 60 и нормально разомкнутый вьпслючатель 64 с источником 52 1шта- ния. Переключатель 53 соединен также с датчиком 61 блокировки, реагирующим на давление в камере 2 пневмо- 25 усилителя привода выключения сцепле- нид 1 о

С источником 52 питания через нормально замкнутый выключатель 63 соединена индикаторная лампа 67, Нормально замкнутый выключатель 63 имеет возможность размыкания в конце хо- да штока 39, обеспечивающего при этом замыкание нормально разомкнутого вьпслючателя 64,

30

Ток в обмотке 50 вызовет перемещение якоря электромагнитного клапана 48 и связанного с ним клапана, что обеспечит подачу воздуха из источника 47 в полость 44 пневмоцилиндра 37. В результате происходит перемещение поршня 42 со штоком 39, что вызывает перемещение вилки 40 и муфты 41. Тем самым обеспечивается соединение первичного вала 47 и шестерни 23, т.е. включение высшего диапазона делителя Коробки передач.

Перемещение штока 39 в конце его хода обеспечит размыкание выключателя 63о Обмотка 65 реле 60 тем самым обесточена, что обеспечивает возврат контакта 66 в исходное положение. Отсутствие тока в цепи: источник тока .52, нормально замкнутый выключатель 63 и индикаторная лампа 67 приводит к тому, что лампа 67 гаснет, а это указывает на то, что включился высший диапазон делителя. Поскольку контакт 66 реле 60 замыкает цепь: источник 52 тока, выключатель 64, замкнутый при перемещении штока 39 в конце его хода, и обмотка 50, то соединены источник 47 и полость 44 пневмоцилиндра 37.

При подаче воздуха в полость 44 пневмоцилиндра 37 происходит переме- щение поршня 42 и сжатие пружины 57, что обеспечивает легкое и мягкое

включение делителю коробки передач, Устройство управления трансмиссией существенно увеличивает срок ее служ40

транспортного средства функционирует следующим образом, I

При нейтральном положении делителя замкнута цепь: источник 52, вы- клк)чатель 53 и лампа 67, что обеспечивает ее свечение; замкнута и цепь: . источник 52, выключатель 63 и обмотка 65 реле 60, что обеспечивает переброс контакта 66 .реле 60. Для вкпюче- 45 ния делителя на один из диапазонов В или Н (фиг.4) выключить-сцепление 1. Воздух из источника 47 поступает в бештоковую полость 62 камебы.

Формула изобретения

Устройство управления трансмиссией транспортного средства, содержащее привод сцепления и привод коробки пе- редач, включающий в себя делитель со штоком, управляемым пневмоцилиндром, полости которого через электромагнитные клапаны сообщены с источником воздуха, находящегося под давлением, переключатель, контакты которого подключены к обмоткам электромагнитных

ры 2 пневмоусилителя привода выключе- 50 клапанов, первый нормально размокнуния сцепления 1 при нажатии на педаль 54, в конце перемещения которой происходит замыкание нормально разомкнутого контакта 55, Тем самым замыкается цепь: источник 52j нормально 55 замкнутый выключатель 63; контакт 55 датчик 61 блокировки; обмотка 50, и включается высший диапазон делителя.

тый контакт, установленный с возможностью взаимодействия с приводом сцепления, реле, пневмоэлектрический датчик блокировки и установленные с возможностью взаимодействия со штоком пневмоцилиндра нормально замкнутый контакт, который соединен с источником питания, и второй нормально раJQ5 20 5

0

Ток в обмотке 50 вызовет перемещение якоря электромагнитного клапана 48 и связанного с ним клапана, что обеспечит подачу воздуха из источника 47 в полость 44 пневмоцилиндра 37. В результате происходит перемещение поршня 42 со штоком 39, что вызывает перемещение вилки 40 и муфты 41. Тем самым обеспечивается соединение первичного вала 47 и шестерни 23, т.е. включение высшего диапазона делителя Коробки передач.

Перемещение штока 39 в конце его хода обеспечит размыкание выключателя 63о Обмотка 65 реле 60 тем самым обесточена, что обеспечивает возврат контакта 66 в исходное положение. Отсутствие тока в цепи: источник тока .52, нормально замкнутый выключатель 63 и индикаторная лампа 67 приводит к тому, что лампа 67 гаснет, а это указывает на то, что включился высший диапазон делителя. Поскольку контакт 66 реле 60 замыкает цепь: источник 52 тока, выключатель 64, замкнутый при перемещении штока 39 в конце его хода, и обмотка 50, то соединены источник 47 и полость 44 пневмоцилиндра 37.

При подаче воздуха в полость 44 пневмоцилиндра 37 происходит переме- . щение поршня 42 и сжатие пружины 57, что обеспечивает легкое и мягкое

бы.

Формула изобретения

Устройство управления трансмиссией транспортного средства, содержащее привод сцепления и привод коробки пе- редач, включающий в себя делитель со штоком, управляемым пневмоцилиндром, полости которого через электромагнитные клапаны сообщены с источником воздуха, находящегося под давлением, переключатель, контакты которого подключены к обмоткам электромагнитных

тый контакт, установленный с возможностью взаимодействия с приводом сцепления, реле, пневмоэлектрический датчик блокировки и установленные с возможностью взаимодействия со штоком пневмоцилиндра нормально замкнутый контакт, который соединен с источником питания, и второй нормально разомкнутьш контакт, которьй соединен с контактом реле, отличающееся тем, что, с целью упрощения управления при повышении срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы, устройство управления трансмиссией транспортного средства снабжено пневмокамерой, шток

точник питания связан через нормально замкнутый контакт с обмоткой реле и через первый нормально разомкнутый контакт и контакты пневмозлектричес- кого датчика блокировки с перекидным контактом переключателя, а в цепи между первым нормально разомкнутым контактом и пневмоэлектрическим даткоторой кинематически связан с вилкой Q чиком расположены контакты реле, пе- выключения сцепления, а бесштоковая рекидной контакт которого через вто- полость соединена с источником воз- рой нормально разомкнутый контакт со- духа, находящегося под давлением, ис- единен с источником питания.

точник питания связан через нормально замкнутый контакт с обмоткой реле и через первый нормально разомкнутый контакт и контакты пневмозлектричес- кого датчика блокировки с перекидным контактом переключателя, а в цепи между первым нормально разомкнутым контактом и пневмоэлектрическим дат

Похожие патенты SU1468788A1

название год авторы номер документа
Устройство управления коробкой передач 1984
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
SU1418100A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
RU2077997C1
Трансмиссия транспортного средства 1989
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
SU1740203A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2001
  • Недялков А.П.
  • Кутенев В.Ф.
  • Ипатов А.А.
  • Гируцкий О.И.
  • Выборнов В.Г.
  • Зеленин Ю.Л.
  • Трикоз А.А.
  • Пашкина С.Р.
  • Орлова З.П.
  • Гапоян С.Д.
  • Сермягин В.А.
RU2253781C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Румянцев Л.А.
RU2226160C2
Транспортное средство 1989
  • Черный Анатолий Григорьевич
SU1652115A1
ГИДРОПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2012
  • Румянцев Леонид Александрович
RU2545245C2
ГИДРОПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2000
  • Румянцев Л.А.
RU2185968C2
Устройство блокировки самоповоротных колес полуприцепа 1979
  • Бессмертный Валерий Иванович
  • Сребник Фридрих Вульфович
  • Артеменко Василий Григорьевич
  • Козел Викентий Андреевич
  • Шишло Виталий Петрович
SU779152A1
Устройство блокировки и стабилизации самоповоротных колес полуприцепа 1981
  • Бессмертный Валерий Иванович
  • Сочнев Владимир Витальевич
  • Крицкий Михаил Андреевич
  • Костень Петр Евстафьевич
  • Шишло Виталий Петрович
SU988628A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 468 788 A1

Реферат патента 1989 года Устройство управления трансмиссией транспортного средства

Изобретение относится к транспортным средствам и касается управления его трансмиссии. Цель изобретения - облегчение управления при повышении срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы устройства управления трансмиссией транспортного средства. Устройство , снабжено пневмокамерой 2, шток которой кинематически связан с вилкой 12 выключения сцепления 1, а бесштоковая полость 62 соединена с источником воздуха 47, находящегося под давлением. Источник питания 52 связан через нормально замкнутый контакт 63 ,с обмоткой 65 реле 61 и через первый нормально разомкнутый контакт 55 и контакты пневмоэлектрического датчика 61 блокировки - с перекидным контактом переключатели 53, а в цепи ме жду первым нормально разомкнутым контактом 55 и пневмоэлектрическим датчиком 61 расположен контакт реле 61, перекидной контакт 66 которого через второй нормально разомкнутый контакт 64 соединен с источником питания 52., При подаче воздуха в по- . лость 44 пневмоцилинд а происходит перемещение поршня 42 и сжатие пру- яины 57, что обеспечивает легкое и плавное включение делителя коробки передач, увеличивая срок ее службы. 5 ил о с S С 4 ast СХ) з 00 э© Фи.7

Формула изобретения SU 1 468 788 A1

57 2

3S

62

Т

52

ff

60

64

L .

ЯШРЧ

5

if

63

f f

т

so

чн

51

1Г1

Ok

tf

Т S

/ г/г.З

so

чн

51

Фм.Н

55н

D

Йс/й. 5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1989 года SU1468788A1

Устройство управления коробкой передач 1984
  • Недялков Аркадий Петрович
  • Туртанов Евгений Дмитриевич
  • Выборнов Владимир Георгиевич
SU1418100A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 468 788 A1

Авторы

Недялков Аркадий Петрович

Туртанов Евгений Дмитриевич

Выборнов Владимир Георгиевич

Даты

1989-03-30Публикация

1985-03-14Подача