11468788
Изобретение относится к устройствам для комбинированного управления приводами транспортного средства, в частности сцеплением и передачей.
Цель изобретения - облегчение управления при повьшенйи срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы устройства управления трансмиссией транспортного сред- JQ ства„
На фиг.1 изображена трансмиссия транспортного средства, общий вид на фиг.2 - электропневматическая схема устройства управления трансмиссией 5 транспортного средстваj на - принципиальная электрическая схема устройства; на фиг.4 - схема переключения передач; на фиг.5 - рукоятка рычага переключения передач с пе- 20 рекпючателем делителя.
Устройство управления трансмиссией транспортного средства содержит сцепление 1 (фиг.1), привод выключения которого оснащен камерой 2 пнев- 25 моусилителя, механическую коробку 3 передач. Сцепление 1 установлено в картере 4, прикрепленному к корпусу , 5 двигателя внутреннего сгорания, к маховику 6 которого через нажимной д диск 7 прижат пружинами 8 ведомый диск 9., Ведомый диск 9 шлицами соединен с ведомым валом 10 сцепления 1. На шлицах ведомого вала 10 расположен фланец 11 крепления карданного вала (не показан), соединяющего 35 сцепление 1 с коробкой 3 передач.
Шток 12 (фиго 2) камеры 2 пневмо- усилителя кинематически связан с вилкой 13 выключения сцепления 1. Вилка 13 имеет возможность взаимодействия с муфтой выключения сцепления 1, которая имеет возможность взаимодействия с упорным кольцом 1 А. К послед- ,
45
нему прижаты отжимные рычаги 15.
В картере 16 коробки передач 3 установлен первичньй вал 17, на котором вьтолнена ступица 18 синхронизатора 19 и установлена шестерня 20. В первичном вале 17 расположен подшипник Q 21, на который оперт вторичньй вал 11. На вторичном вале 22 установлена шестерня 23. Шестерни 20 и 23 зацеплены с колесами 24 и 25 соответственно Колеса 24 и 25 закреплены на про- межуточном вале 26. На последнем закреплены колеса 27 и 28, зацепленнбш с шестернями 29 и 30, установленными, на вторичном вале 22. На вале 22 ус
5 0
5 д 5
5
Q
тановлена шестерня 31, зацепленная с зубьями, выполненными на промежуточном вале 26. На ступице 32 установлена шестерня 33, имеющая возможность зацепления с перемещаемой по оси 34 шестерней 35, зацепленной с зубьями, выполненными на промежуточном вале 26.
В корпусе 36 размещен рычаг 37 переключения передач и пневмоцилиндр 38. В корпусе пневмоцилиндра 38 и в корпусе 36 установлен шток 39 с вилкой 40, обеспечивающей перемещение муфты 41 синхронизатора 19. На штоке 39 установлен поршень 42. Поршень 42, корпус 38 и крышка 43 ограничивают полости 44 и 45. Полости 44 и 45 имеют возможность сообщения трубопроводом 46 (фиг.2) с источником 47 давления через электромагнитные клапаны 48 и 49. Полости 44 и 45 сообщены с атмосферой.
Обмотки 50 и 51 (фиг.З) имеют возможность сообщения с источником 52 питания, они соединены с переключателем 53. Педаль 54 сцепления 1 в конце своего перемещения имеет возможность взаимодействия с нормально разомкнутым контактом 55. Переключатель 53 установлен на рычаге 37. Рычаг 37 имеет возможность кинематической связи с муфтой 56, шестернями 33 и 35.
Устройство управления трансмиссией транспортного средства снабжено пружиной 57, установленной между чашками 58 и 59, размещенными в расточке пневмоцилиндра 38. Такое конструктивное вьшолнение обеспечивает нейтральное положение муфты 41 и тем самым делителя коробки передач. В связи с этим не нужно держать ногу на педали 54 сцепления 1 при останов- ленном на передаче транспортном средстве, например перед светофором. В свою очередь, это обеспечивает снижение потерь в коробке передач 3, поскольку нет вращения ее шестерен на стоянке транспортного средства, например при эксплуатации в осенне-зимний период, когда двигатель длительное время работает для обогрева. Это обеспечит уменьшение расхода топлива.
Устройство снабжено реле 60 и датчиком 61 блокировки, реагирующим на давление .в пневмоприводе усилителя ,сцепления 1. Весштоковая полость 62 пневмокамеры 2 соединена с источни . 1468788
ком 47 воздуха и полостью датчика 61, Устройство снабжено выключателями: нормально замкнутым 63 и нормально разомкнутым 64, имеющими возможность взаимодействия со штоком 39 пневмо- цилиндра 37о
Источник 52 питания соединен через нормально замкнутьй выключатель 63 с обмоткой 65 реле 60. Обмотка .65 ре- JQ ле 60 соединена с переключателем 53 через последовательно соединенные нормально разомкнутый контакт 55, имеющий возможность взаимодействия с педалью 54 сцепления 1 в конце ее 5 перемещения, и датчик 61 блокировки, реагирующий iia давление в камере 2 пневмоусилителя привода выключения сцепления 1, с переключателем 53, Переключатель 53 соединен через контакт 20 66 реле 60 и нормально разомкнутый вьпслючатель 64 с источником 52 1шта- ния. Переключатель 53 соединен также с датчиком 61 блокировки, реагирующим на давление в камере 2 пневмо- 25 усилителя привода выключения сцепле- нид 1 о
С источником 52 питания через нормально замкнутый выключатель 63 соединена индикаторная лампа 67, Нормально замкнутый выключатель 63 имеет возможность размыкания в конце хо- да штока 39, обеспечивающего при этом замыкание нормально разомкнутого вьпслючателя 64,
30
Ток в обмотке 50 вызовет перемещение якоря электромагнитного клапана 48 и связанного с ним клапана, что обеспечит подачу воздуха из источника 47 в полость 44 пневмоцилиндра 37. В результате происходит перемещение поршня 42 со штоком 39, что вызывает перемещение вилки 40 и муфты 41. Тем самым обеспечивается соединение первичного вала 47 и шестерни 23, т.е. включение высшего диапазона делителя Коробки передач.
Перемещение штока 39 в конце его хода обеспечит размыкание выключателя 63о Обмотка 65 реле 60 тем самым обесточена, что обеспечивает возврат контакта 66 в исходное положение. Отсутствие тока в цепи: источник тока .52, нормально замкнутый выключатель 63 и индикаторная лампа 67 приводит к тому, что лампа 67 гаснет, а это указывает на то, что включился высший диапазон делителя. Поскольку контакт 66 реле 60 замыкает цепь: источник 52 тока, выключатель 64, замкнутый при перемещении штока 39 в конце его хода, и обмотка 50, то соединены источник 47 и полость 44 пневмоцилиндра 37.
При подаче воздуха в полость 44 пневмоцилиндра 37 происходит переме- щение поршня 42 и сжатие пружины 57, что обеспечивает легкое и мягкое
включение делителю коробки передач, Устройство управления трансмиссией существенно увеличивает срок ее служ40
транспортного средства функционирует следующим образом, I
При нейтральном положении делителя замкнута цепь: источник 52, вы- клк)чатель 53 и лампа 67, что обеспечивает ее свечение; замкнута и цепь: . источник 52, выключатель 63 и обмотка 65 реле 60, что обеспечивает переброс контакта 66 .реле 60. Для вкпюче- 45 ния делителя на один из диапазонов В или Н (фиг.4) выключить-сцепление 1. Воздух из источника 47 поступает в бештоковую полость 62 камебы.
Формула изобретения
Устройство управления трансмиссией транспортного средства, содержащее привод сцепления и привод коробки пе- редач, включающий в себя делитель со штоком, управляемым пневмоцилиндром, полости которого через электромагнитные клапаны сообщены с источником воздуха, находящегося под давлением, переключатель, контакты которого подключены к обмоткам электромагнитных
ры 2 пневмоусилителя привода выключе- 50 клапанов, первый нормально размокнуния сцепления 1 при нажатии на педаль 54, в конце перемещения которой происходит замыкание нормально разомкнутого контакта 55, Тем самым замыкается цепь: источник 52j нормально 55 замкнутый выключатель 63; контакт 55 датчик 61 блокировки; обмотка 50, и включается высший диапазон делителя.
тый контакт, установленный с возможностью взаимодействия с приводом сцепления, реле, пневмоэлектрический датчик блокировки и установленные с возможностью взаимодействия со штоком пневмоцилиндра нормально замкнутый контакт, который соединен с источником питания, и второй нормально раJQ5 20 5
0
Ток в обмотке 50 вызовет перемещение якоря электромагнитного клапана 48 и связанного с ним клапана, что обеспечит подачу воздуха из источника 47 в полость 44 пневмоцилиндра 37. В результате происходит перемещение поршня 42 со штоком 39, что вызывает перемещение вилки 40 и муфты 41. Тем самым обеспечивается соединение первичного вала 47 и шестерни 23, т.е. включение высшего диапазона делителя Коробки передач.
Перемещение штока 39 в конце его хода обеспечит размыкание выключателя 63о Обмотка 65 реле 60 тем самым обесточена, что обеспечивает возврат контакта 66 в исходное положение. Отсутствие тока в цепи: источник тока .52, нормально замкнутый выключатель 63 и индикаторная лампа 67 приводит к тому, что лампа 67 гаснет, а это указывает на то, что включился высший диапазон делителя. Поскольку контакт 66 реле 60 замыкает цепь: источник 52 тока, выключатель 64, замкнутый при перемещении штока 39 в конце его хода, и обмотка 50, то соединены источник 47 и полость 44 пневмоцилиндра 37.
При подаче воздуха в полость 44 пневмоцилиндра 37 происходит переме- . щение поршня 42 и сжатие пружины 57, что обеспечивает легкое и мягкое
бы.
Формула изобретения
Устройство управления трансмиссией транспортного средства, содержащее привод сцепления и привод коробки пе- редач, включающий в себя делитель со штоком, управляемым пневмоцилиндром, полости которого через электромагнитные клапаны сообщены с источником воздуха, находящегося под давлением, переключатель, контакты которого подключены к обмоткам электромагнитных
тый контакт, установленный с возможностью взаимодействия с приводом сцепления, реле, пневмоэлектрический датчик блокировки и установленные с возможностью взаимодействия со штоком пневмоцилиндра нормально замкнутый контакт, который соединен с источником питания, и второй нормально разомкнутьш контакт, которьй соединен с контактом реле, отличающееся тем, что, с целью упрощения управления при повышении срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы, устройство управления трансмиссией транспортного средства снабжено пневмокамерой, шток
точник питания связан через нормально замкнутый контакт с обмоткой реле и через первый нормально разомкнутый контакт и контакты пневмозлектричес- кого датчика блокировки с перекидным контактом переключателя, а в цепи между первым нормально разомкнутым контактом и пневмоэлектрическим даткоторой кинематически связан с вилкой Q чиком расположены контакты реле, пе- выключения сцепления, а бесштоковая рекидной контакт которого через вто- полость соединена с источником воз- рой нормально разомкнутый контакт со- духа, находящегося под давлением, ис- единен с источником питания.
точник питания связан через нормально замкнутый контакт с обмоткой реле и через первый нормально разомкнутый контакт и контакты пневмозлектричес- кого датчика блокировки с перекидным контактом переключателя, а в цепи между первым нормально разомкнутым контактом и пневмоэлектрическим дат
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство управления коробкой передач | 1984 |
|
SU1418100A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2077997C1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1740203A1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2253781C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2226160C2 |
Транспортное средство | 1989 |
|
SU1652115A1 |
ГИДРОПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2012 |
|
RU2545245C2 |
ГИДРОПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2185968C2 |
Устройство блокировки самоповоротных колес полуприцепа | 1979 |
|
SU779152A1 |
Устройство блокировки и стабилизации самоповоротных колес полуприцепа | 1981 |
|
SU988628A1 |
Изобретение относится к транспортным средствам и касается управления его трансмиссии. Цель изобретения - облегчение управления при повышении срока службы коробки передач путем надежной и безотказной работы устройства управления трансмиссией транспортного средства. Устройство , снабжено пневмокамерой 2, шток которой кинематически связан с вилкой 12 выключения сцепления 1, а бесштоковая полость 62 соединена с источником воздуха 47, находящегося под давлением. Источник питания 52 связан через нормально замкнутый контакт 63 ,с обмоткой 65 реле 61 и через первый нормально разомкнутый контакт 55 и контакты пневмоэлектрического датчика 61 блокировки - с перекидным контактом переключатели 53, а в цепи ме жду первым нормально разомкнутым контактом 55 и пневмоэлектрическим датчиком 61 расположен контакт реле 61, перекидной контакт 66 которого через второй нормально разомкнутый контакт 64 соединен с источником питания 52., При подаче воздуха в по- . лость 44 пневмоцилинд а происходит перемещение поршня 42 и сжатие пру- яины 57, что обеспечивает легкое и плавное включение делителя коробки передач, увеличивая срок ее службы. 5 ил о с S С 4 ast СХ) з 00 э© Фи.7
57 2
3S
62
Т
52
ff
60
64
L .
ЯШРЧ
5
if
63
f f
т
so
чн
51
1Г1
Ok
tf
Т S
/ г/г.З
so
чн
51
Фм.Н
55н
D
Йс/й. 5
Устройство управления коробкой передач | 1984 |
|
SU1418100A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1989-03-30—Публикация
1985-03-14—Подача