Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона Советский патент 1988 года по МПК B61D31/00 

Описание патента на изобретение SU1418141A1

W /

-/-&

/

-/-&- - -I /

/ //

/,

//

/

, г -19

-18 -(

СХ) 4i

Указанный механизм действует как зубчатая передача, которая при поворачивании регулируемой спинки кресел легковой машины принимает движение стопорного уст- ройства. Поворотная точка малой шестерни, которая при этом скатывается по внутреннему зубчатому сегменту, выполняет кругообразное поворотное движение вокруг поворотной оси и позволяет фиксацию спинки в различных положениях при помощи блоИзобретение относится к железнодорожному транспорту и касается механизма для откидывания вверх и вниз, например для откидывания верхних полок вверх в дневное положение в спальных вагонах поездов дальнего следования и для приведения в горизонтальное или другие промежуточные положения, и для фиксации спальных полок в названных положениях, который облегчает пассажирам пользование верхними полками и предотвраш.ает опасность получе- Ю кировочного механизма, ния травм.Указанное известное решение имеет неИзвестны простые механизмы для отки-достаток: его можно использовать только

дывания верхних полок в купе пассажире-для фиксации поворачиваемой вокруг повоких вагонов дальнего следования вверхротной оси спинки в различных положев вертикальное дневное положение и вниз .jr ниях по отношению к поверхности сидения, в горизонтальное ночное положение, а такжеОткидывание спинки вниз в горизонтальмеханизмы для фиксации спальных полокное положение для лежания невозможно,

в указанных конечных положениях. Назван-а смешение точки опоры такой спинки,

ные спальные полки подвешены с возмож-служашей спальным местом, в направленостью откидывания вниз и вверх вокругнии кабины машины или купе вагона такповоротной оси, расположенной параллельно 20 исключено.

к перегородке купе, при помош,и неподвиж-Горизонтальная часть кресла с одной

но прикрепленных на полках поворотныхчастью оправы расположена в машине стацапф и поворотных опор или кронштейнов,ционарно, а другая часть оправы, располозакрепленных на перегородке купе. В го-женная на спинке, подвижно крепится на

ризонтальном спальном положении каждаянеподвижной части оправы кресла и дополка удерживается и предохраняется от падения вниз при помоши простых звеньевых цепей.

Промежуточные положения спальной

пускает поворачивание вокруг неподвижной поворотной оси.

Шарнир с трением качения описан (Фол- мер И. Техника передач.: Справочник,

полки между обоими конечными положе- .,„ 2-ое изд. - Карл-Маркс-Штадт, 1978,

с. 331, фиг. 917), однако это относится только к известному принципу, а не к примеру применения.

Цель изобретения - создание устройства для установки и фиксации спальной полки.

ниями фиксируются при помощи отдельных упорных и фиксирующих устройств, расположенных на стенках,установленных поперек продоль:чой оси полки. Указанное решение имеет тот недостаток, что эти упругие подвески мешают лежащим на верхней пол- ,, например верхней полки в спальных вагоке пассажирам, а отдельные упорные инах поездов дальнего следования, при помофиксирующие элементы, расположенные наЩИ которого откидывание полки вверх в

стенках, находящихся поперек продольнойвертикальное дневное положение, в гориоси спальной полки, нарушают архитек-зонтальное ночное положение и промежутурный вид купе в этой области.точные положения, а также фиксация Известна шарнирная оправа для кре- 40 конечных и промежуточных положений полки

сел автомашин (патент ФР.Г №2238899,значительно облегчаются, кроме того, улучкл. В 60 N 1/06, 1978), которая имеет не-шается внутренний вид пассажирских купе

подвижно связанный с рамой кресла эле-вагона.

мент оправы и поворотный, прикрепленныйВ основу изобретения положена задача

к раме спинки элемент оправы, у которойсоздать устройство для установки и фиксаэти рамы могут быть связаны одна с другой при помощи поворотной оси с возможностью регулировки и фиксации и у которой при поворачивании поворотного элемента оправы принудительно вращающаяся

ции откидной спальной полки пассажирского вагона, например для откидывания верхних полок пассажирских спальных вагонов вверх в вертикальное дневное положение, вниз в горизонтальное ночное положение и в разось зацепляет неподвижно, по меньшей мере Q личные промежуточные положения, а также один храповик, и на неподвижном эле-

менте оправы подвижно закреплена блокировочная защелка. На неподвижной части оправы неподвижно прикреплена ось, которая неподвижно зацепляет малую щестердля надежной фиксации полок в названных положениях, которое позволяет в горизонтальном ночном положении полки отказаться от мешающих пассажирам некрасивых гибких подвесок над верхней полкой.

ню, которая находится в зацеплении с рас- 55 з также от видных боковых фиксирующих положенным на подвижной части оправы кронштейнов на перегородках купе, и, тем не внутренним зацеплением. К этой же оси неподвижно прикреплен храповик.

менее, обеспечить надежную фиксацию верхней спальной полки, свободно выходящей

Указанный механизм действует как зубчатая передача, которая при поворачивании регулируемой спинки кресел легковой машины принимает движение стопорного уст- ройства. Поворотная точка малой шестерни, которая при этом скатывается по внутреннему зубчатому сегменту, выполняет кругообразное поворотное движение вокруг поворотной оси и позволяет фиксацию спинки в различных положениях при помощи блокировочного механизма, Указанное известное решение имеет непускает поворачивание вокруг неподвижной поворотной оси.

Шарнир с трением качения описан (Фол- мер И. Техника передач.: Справочник,

2-ое изд. - Карл-Маркс-Штадт, 1978,

2-ое изд. - Карл-Маркс-Штадт, 1978,

с. 331, фиг. 917), однако это относится только к известному принципу, а не к примеру применения.

Цель изобретения - создание устройства для установки и фиксации спальной полки.

например верхней полки в спальных вагоции откидной спальной полки пассажирского вагона, например для откидывания верхних полок пассажирских спальных вагонов вверх в вертикальное дневное положение, вниз в горизонтальное ночное положение и в различные промежуточные положения, а также

личные промежуточные положения, а также

для надежной фиксации полок в названных положениях, которое позволяет в горизонтальном ночном положении полки отказаться от мешающих пассажирам некрасивых гибких подвесок над верхней полкой.

з также от видных боковых фиксирующих кронштейнов на перегородках купе, и, тем не

менее, обеспечить надежную фиксацию верхней спальной полки, свободно выходящей

в купе и значительно нагруженной весом лежащего на полке пассажира.

Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона состоит из установленных с обеих торцовых сторон полки кронштейнов, внутри которых смонтированы зубчатые элементы, а также устройства для фиксации полки в различных положениях, причем зубчатые элементы частично относятся к спальной полке, а частично к кронштейнам. Предусматриваются выполнение расположенных со стороны полки зубчатых элементов в качестве кругового сегмента с цапфой, имеюш,его зубчатые зацепления, и крепление последних в области поворотной оси полки на ее торцах так, что центры круговых сегментов совпадают с проходяшей через цапфы поворотной осью.

При помоши круговых сегментов полка опирается на зубчатые рейки, неподвижно расположенные внутри кронштейнов. Вследствие этого полка может перемещаться вдоль неподвижно установленных на перегородке кронштейнов или в направлении к перегородке, или в направлении к центру пассажирского помещения, причем перемещение полки осуществляется подобно шарниру с трением качения или колесо- образно, а одновременно полка может ограниченно откидываться вверх и вних вокруг проходящей через центры сегментов расположенной параллельно к стене поворотной оси цапфы.

Другой признак изобретения заключается в том, что на спальной полке установлены упоры с соответствующими опорами на перегородке. Во время кругообразного или подобного шарниру с трением качения движения полки при помощи круговых сегментов по зубчатым рейкам кронштейнов перемещаются с обеих сторон точки опоры спальной полки при откидывании вниз последней в горизонтальное положение в сторону центра купе, и одновременно происходит зацепление упоров полки и расположенных на перегородке купе опор, что обеспечивает надежную фиксацию полки, а от дополнительной подвески полки при помощи звеньевых цепей можно отказаться. Таким образом, вся поверхность полки для лежания является свободно доступной для пассажира без всяких мешающих ему элементов.

Выход зубчатых секторов круговых сегментов из зацепления зубчатых реек под вертикальной нагрузкой спальной полки вследствие веса лежащего на ней пассажира предотвращается при помощи расположенных непосредственно над цапфой полки параллельно по отнощению к зубчатым рейкам кронштейнов направляющих. Кроме того, предусматривается устройство для фиксации полки в различных положениях. Для этой цели дополнительная зубчатая рейка, снабженная пилообразными пазами, подвижно крепится по меньшей мере на одном из кронщтейнов вблизи места его закрепления на стене, с возможностью поворачивания вверх и вниз вокруг расположенной предпочтительно параллельно к стене оси. Эта зубчатая рейка в направлении к стене упруго подтягивается пружиной кручения. Дополнительным признаком изобретения является то, что каждое приспособление,

включая зубчатую рейку фиксирующего устройства, расположено за обшивкой стены и каждая обшивка прикреплена к соответствующему кронштейну. За этой обшивкой пользование зубчатой рейкой вручную было

5 бы исключено. По этой причине на свободном конце зубчатой рейки предусмотрена рукоятка и соотв етственно в обшивке выполнен предпочтительно кругообразный паз для закрепления рукоятки.

Общивка защищает не только от пыли и

0 грязи, но и защищает пассажиров от получения травм при откидывании полки вверх или вниз. Кроме того, обеспечивается архитектурный вид спальной полки, так как элементы механизма откидывания размеще5 ны за обшивкой и не видны.

Устройство работает следующим образом. В дневном положении, которое является исходным, спальная полка находится в вертикальном откинутом к перегородке

0 купе положении, в котором ее поверхность обращена к перегородке. Расположенные с обеих сторон поворотные цапфы наход.ятся в этом конечном положении полки в своем самом близком к стене положении, при котором одна из поворотных цапф

5 зацепляется за тот паз зубчатой рейки, который расположен ближе всего к стене. Зубчатая рейка своим пазом остается в контакте с поворотной цапфой благодаря действующей снизу вверх в направлении к

„ стене силе натяжения, которая упруго действует на зубчатую рейку.

Рукоятка находится в своем верхнем конечном положении.

Неподвижно прикрепленные к двусторонним поворотным цапфам круговые сегмен5 ты находятся своими последними, самыми близкими к стене зубьями зубчатых секторов в зацеплении с зубчатыми зацеплениями предпочтительно прямых зубчатых реек вдоль кронштейнов и удерживают, действуя вместе с зубчатой рейкой , спаль0 ную полку в дневном положении. Для откидывания вниз спальной полки в горизонтальное ночное положение необходимо сначала приподнять зубчатую рейку фиксирующего устройства при помощи ее рукоятки, причем она поворачивается вниз вокруг

своей расположенной параллельно к стене поворотной оси, преодолевая упругую силу пружины кручения, тем самым освобождает поворотную цапфу.

Спальная полка откидывается вниз при помощи ее круговых сегментов, например при помощи зубчатых сегментов колесо- образно или подобно шарниру с трением качения по зубчатым рейкам, в горизонтальное ночное положение до тех пор, пока упоры полки со стороны стены не зацепятся за неподвижные на перегородке купе опоры.

Цапфа 2 и круговой сегмент 3 пока- зань слева в горизонтальном положении и справа в вертикальном конечном, близком к перегородке купе положении спальной полки пунктирной линией. Имеется прямолинейная горизонтальная, образующая направляющую 4 зубчатая рейка 16 вдоль 10 кронштейна 5, который съемно крепится иа стене 6 при помощи болтов 13.

Этот кронщтейн 5 и вместе с ним спальная полка 1 выходят свободно в купе 7 пассажирского вагона без всякой дополнительной подвески для спальной

Одновременно с этим движением скатывания спальной полки при помощи ее кругообразных сегментов по зубчатым рейкам кронштейнов в сторону центра пассажирского купе происходит прямолинейное перемещение поворотных цапф вдоль кронштейнов из самого близкого к стене конеч- полки, ного положения в другое конечное поло-На кронштейне 5 также видна направжение, которое находится ближе всего кляющая 10, которая расположена непосцентру купе, т. е. в конечное положе-редственно над поворотной цапфой 2 и пание - дальше всего от стены с от-раллельно к зубчатой рейке 16 для кругоносительно небольшой свободно выходящей 20 сегмента 3, и предотвращает ослаб- в помещение купе частью спальной полки,ление последнего от зубчатой рейки 16.

за находящиеся с обеих сторон спальнойЗубчатые зацепления 8 и 9 кругового

полки опорные поворотные цапфы и круго-сегмента и зубчатой рейки 16 показаны

вые сегменты, которыми спальная полкана фиг. 2.

опирается на зубчатые рейки кронштейнов.На фиг. 2 и 4 центр сегмента х совБлагодаря своей пилообразной конфигу- 25 падает с поворотностью осью, у поворот- рации зубчатая рейка фиксирующего уст-ной цапфы. Упор 18 на заднем конце спальной полки имеет контропор.у 19, которая неподвижно прикреплена к кронштейну 5, но и может быть расположена непосредственно на стене с тем, чтобы ограничивать круговое движение спальной полки вокруг ее поворотной оси до горизонтального ночного положения.

Снабженная пазами 11 и 1Г пилообразная зубчатая рейка фиксирующего уств вертикальное дневное положение при от- .,; ройства 12 показана в горизонтальном попущенной рукоятке происходит автоматичес-воротном положении (фиг. 2) и в проме- кое зацепление поворотной цапфы за отдельные пазы под воздействием упругой силы пружины кручения. Это обеспечивает повышенную надежность в отношении непредвиденного откидывания спальной полки вниз 40 в горизонтальное положение и предотвращает, тем самым, возможные при этом травмы пассажиров.

На фиг. I показан правый прикрепленный к перегородке купе кронштейн с верхней полкой и устройством для установки и фиксации полки в обоих конечных положениях, вид сбоку; на фиг. 2 - правый крон1птейн и верхняя полка (сплошная линия), а также устройство для установки и фиксации полки в горизонталь- сп цапфы 2 в направлении к середине купе 7 ном положении и зубчатая рейка фикси-и тем самым соскальзывание кругового

рующего устройства (пунктирная линия); на фиг. 3 - то же, однако спальная полка в одном из промежуточных положений между обоими конечными положениями; на

ройства имеет на своей верхней части множество зубчатообразных пазов, которыми можно войти в зацепление поворотной цапфой. В результате этого возможна фиксация спальной полки в различных промежуточных положениях, и исключается опасность непредвиденного падения вниз.

При откидывании спальной полки из горизонтального ночного положения вверх

45

жуточном положении (фиг. 3), которое расположено примерно в середине между двумя конечными положениями верхней спальной полки 1.

Скос 14 на зубчатой рейке 12 прилегает к поворотной цапфе 2.

Дальнейшее откидывание вниз спальной полки вокруг ее поворотной оси у в результате действия ее собственного веса предотвращается упором 18 и контропорой 19 на стене.

На фиг. 3 поворотная цапфа 2 зацеплена за средний паз 1 Г, и зубчатая рейка 12 в этом положении предотвращает горизонтальное смещение поворотной

сегмента 3 с его зацеплением 8 по зубчатой рейке 16, выполненной в виде направляющей 4, т. е. препятствуют дальнейшему откидыванию вниз спальной полки

фиг. 4 - сечение А-А на фиг. 2; на 55 в горизонтальное ночное положение (фиг. 2).

фиг. 5 - сечение Б-Б на фиг. 2.

На фиг. 1 показана верхняя полка 1 в горизонтальном ночном положении сплошСоединение на шарнирах зубчатой рейки 12, возможность поворачивания последней вокруг поворотной оси Z, рукоятка 21

ной линией и в вертикальном конечном, близком к перегородке положении пунктирной линией.

Цапфа 2 и круговой сегмент 3 пока- зань слева в горизонтальном положении и справа в вертикальном конечном, близком к перегородке купе положении спальной полки пунктирной линией. Имеется прямолинейная горизонтальная, образующая направляющую 4 зубчатая рейка 16 вдоль кронштейна 5, который съемно крепится иа стене 6 при помощи болтов 13.

Этот кронщтейн 5 и вместе с ним спальная полка 1 выходят свободно в купе 7 пассажирского вагона без всякой дополнительной подвески для спальной

полки, На кронштейне 5 также видна направройства 12 показана в горизонтальном поворотном положении (фиг. 2) и в проме-

цапфы 2 в направлении к середине купе 7 и тем самым соскальзывание кругового

жуточном положении (фиг. 3), которое расположено примерно в середине между двумя конечными положениями верхней спальной полки 1.

Скос 14 на зубчатой рейке 12 прилегает к поворотной цапфе 2.

Дальнейшее откидывание вниз спальной полки вокруг ее поворотной оси у в результате действия ее собственного веса предотвращается упором 18 и контропорой 19 на стене.

На фиг. 3 поворотная цапфа 2 зацеплена за средний паз 1 Г, и зубчатая рейка 12 в этом положении предотвращает горизонтальное смещение поворотной

цапфы 2 в направлении к середине купе 7 и тем самым соскальзывание кругового

сегмента 3 с его зацеплением 8 по зубчатой рейке 16, выполненной в виде направляющей 4, т. е. препятствуют дальнейшему откидыванию вниз спальной полки

в горизонтальное ночное положение (фиг. 2).

Соединение на шарнирах зубчатой рейки 12, возможность поворачивания последней вокруг поворотной оси Z, рукоятка 21

на свободном конце 20 зубчатой рейки, пружина 15 кручения и расположение элементов устройства за обшивкой 17, а также паз 22 для рукоятки показаны на фиг. 2, 4 и 5.

Формула изобретения

. Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона, содержащее прикрепленные к стенке с двух поперечных сторон полки кронштейны, внутри которых смонтированы зубчатые элементы, один из которых расположены на полке, а другие - на кронштейнах, и механизм фиксации полки в различных положениях, отличающееся тем, что зубчатые элементы образованы жестко

0

связанным с полкой 1 зубчатым сегментом 3 с цапфой 2 и зубчатой рейкой 16, закрепленной на кронштейне 15, при этом на последнем параллельно зубчатой рейке 16 над цапфой смонтирована направляющая 10 для цапфы 2, взаимодействующей с указанным механизмом фиксации, а на полке смонтирован упор 18 для взаимодействия с закрепленной на стене опорой 19.

2. Устройство по п. 1. отличающееся тем, что механизм фиксации выполнен в виде щарнирно прикрепленной к стене с возможностью поворота в вертикальной поперечной плоскости и поджатой пружиной 15 кручения зубчатой рейки 12 со скосом 14 на свободном конце 20, на котором с возможностью перемещения в пазу 22 закреплена рукоятка 21.

Похожие патенты SU1418141A1

название год авторы номер документа
Комбинированная конструкция для сидения и лежания в транспортном средстве 1982
  • Альфред Бейер
  • Удо-Георг Хан
SU1217695A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТКИДЫВАНИЯ ПОЛОК В ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ 1996
  • Роланд Фрай
RU2174927C2
СПАЛЬНАЯ ПОЛКА ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА 2006
  • Иванов Борис Фомич
  • Хохлов Петр Александрович
  • Сиротов Николай Геннадьевич
  • Савельев Михаил Анатольевич
  • Прудников Виктор Тимофеевич
  • Викторов Петр Сергеевич
  • Морозова Людмила Павловна
RU2328393C1
СТОЛИК ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ВАГОНА 1991
  • Кондюков П.Н.
  • Плюснин А.И.
RU2025349C1
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН 2011
  • Говоров Вадим Владимирович
RU2465160C1
ПАССАЖИРСКИЙ КУПЕЙНЫЙ ВАГОН С ПРОДОЛЬНО-БОКОВЫМ КОРИДОРОМ 1992
  • Логинов Евгений Гаврилович
RU2038239C1
Купе вагона 1989
  • Викторов Петр Сергеевич
  • Черемухин Сергей Васильевич
  • Иванов Борис Фомич
SU1676891A1
КОМБИНИРОВАННЫЙ БЛОК СПИНКИ ДИВАНА 1995
  • Иванов Б.Ф.
  • Морозова Л.П.
  • Агафонов В.А.
  • Викторов П.С.
RU2109648C1
Лестница для купе пассажирского вагона 1984
  • Баранов Олег Андреевич
  • Иванов Александр Васильевич
  • Сергеев Александр Никитич
SU1172796A1
ПАССАЖИРСКИЙ ВАГОН 1998
  • Александров А.В.
  • Быков И.Ю.
  • Жиляев Е.Г.
  • Ткаченко В.И.
  • Чайковский И.П.
RU2141419C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 418 141 A1

Реферат патента 1988 года Устройство для установки и фиксации откидной спальной полки пассажирского вагона

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и касается механизма для откидывания спальной полки пассажирского вагона, например верхней полки в пассажирских купе вагона дальнего следования, в вертикальное дневное и горизонтальное ночное положения, а также для фиксации названной полки в упомянутых и промежуточных положениях. Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение безопасности для пассажиров в эксплуатации. Согласно изобретению устройство с обеих торцовых сторон полки снабжено прикрепленными к перегородке купе кронштейнами для установки зубчатых элементов, а также устройством для фиксации полки в различных положениях, причем зубчатые элементы расположены на полке и соответственно на кронштейнах. Для этой цели расположенные со стороны полки элементы выполнены в виде зубчатого кругового сегмента 3 с цапфой и опираются внутри кронштейнов 17 на зубчатые рейки 16 так, что полка, скатываясь с круговыми сегментами 3, подобно шарниру с трением качения и кругообразно, перемещается по зубчатым рейкам 16 в направлении к перегородке купе или к центру пассажирского помещения и одновременно располагается откидывающейся вверх и вниз вокруг параллельной к перегородке поворотной оси. Кроме TCiro, полка оборудована задними упорами 18, взаимодействующими с опорой 19, расположенной на перегородке, при откидывании спальной полки вниз. 1 3. п. ф-лы, 5 ил. $ (Л

Формула изобретения SU 1 418 141 A1

фи.8.5

/ / /

X

/ / / / / / / / / /

/

/ / /

nL

78

Фи2.

//7у /7///

79

SU 1 418 141 A1

Авторы

Бейер Альфред

Герлитц Вольфганг

Даты

1988-08-23Публикация

1983-07-20Подача